ОБУСТРОЙСТВО И ОСВОЕНИЕ ПРИРАЗЛОМНОГО НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ Доклад генерального директора ООО «Газпром нефть шельф» А.Я. Манделя на международной научно-практической.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области К вопросу о государственном регулировании освоения нефтегазовых.
Advertisements

1 Министерство транспорта Российской Федерации, Департамент государственной политики в области морского и речного транспорта Департамент государственной.
ВЕРХНЕКАМСКАЯ КАЛИЙНАЯ КОМПАНИЯ: ПРОЕКТ «ТАЛИЦКИЙ ГОК»
VI Международный железнодорожный бизнес-форум Стратегическое партнерство 1520 Выступление начальника Управления охраны труда, промышленной безопасности.
Утилизация попутного нефтяного газа в Российской Федерации: текущая ситуация и перспективы Руководитель Руководитель Владимир Кириллов 2013 г г.
ООО «ПРОЕКТНАЯ ФИРМА АКМАЛЬ». О КОМПАНИИ МЫ ВЫПОЛНЯЕМ НАШИ ОБЪЕКТЫ ЛИЦЕНЗИИ, ОТЗЫВЫ ООО «Проектная фирма»
Департамент по транспортировке, подземному хранению и использованию газа 1 «О мерах повышения надежности функционирования объектов ОАО «Газпром» Н.Г. Петров.
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОГО СОСТОЯНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ТРУБОПРОВОДОВ ООО ОРЕНБУРГГАЗПРОМ ООО ОРЕНБУРГГАЗПРОМ ОАО ТЕХДИАГНОСТИКА ОАО.
ГРУППА КОМПАНИЙПРИОРИТЕТ. * ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ЛЮБЫХ РАЗМЕРОВ ПО ЖЕЛАНИЮ ЗАКАЗЧИКА Боны универсальны в своем применении и способны сорбировать любые.
Мы выполняем комплексное рациональное проектирование.
Переработка попутного нефтяного газа характеризуется количеством загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу, на единицу продукции – удельными выбросами.
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС УСТАНОВОК ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ЖИДКИХ И ТВЁРДЫХ НЕФТЕШЛАМОВ.
«Вывод из эксплуатации критического стенда 3» 1. Заводоуправление Завод основан в 1917г. Сегодня ОАО «Машиностроительный завод» - это ведущее предприятие.
ПЛАН мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации на территории муниципального района в паводкоопасном периоде в 2011 г. УТВЕРЖДАЮ.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Глубоководный район «Северный» Архангельского морского порта Проект одобрен Федеральным Агентством морского и речного транспорта Министерства транспорта.
1 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ГЕРМЕТИЧНЫЙ НАЛИВ НЕФТИ НА НЕФТЕНАЛИВНОЙ ЭСТАКАДЕ СТАНЦИИ БЕСТАМАК Данный проект был разработан с целью реконструкции существующей нефтеналивной.
ПЛАН мероприятий по смягчению рисков и реагированию на чрезвычайные ситуации на территории населенного пункта в паводкоопасном периоде в 2011 г. УТВЕРЖДАЮ.
Строительство НПЗ в Томской области мощностью 3,0 млн. тонн в год март 2012 г.
Транксрипт:

ОБУСТРОЙСТВО И ОСВОЕНИЕ ПРИРАЗЛОМНОГО НЕФТЯНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ Доклад генерального директора ООО «Газпром нефть шельф» А.Я. Манделя на международной научно-практической конференции «Евро-Арктика-2011» в г. Нарьян-Маре 25 марта 2011 года

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «Газпром нефть шельф» (ранее - ООО «Севморнефтегаз») процентное дочернее общество ОАО «Газпром», создано в 2002 г. для освоения морских нефтегазовых месторождений ООО «Газпром нефть шельф» в настоящее время реализует проект обустройства Приразломного нефтяного месторождения на шельфе Печорского моря - первый отечественный проект по освоению углеводородных ресурсов Арктики 2

3 Схема освоения нефтяных месторождений в Печорском море ООО «Газпром нефть шельф» владеет лицензией на геологоразведку и разработку Приразломного НМ, Штокмановского ГКМ и назначено ответственным за освоение Долгинского НМ в части добычи углеводородного сырья Ввод в разработку Приразломного месторождения позволит ускорить разведку и освоение ближайших к месторождению перспективных структур в Печорском море Для обеспечения синергии проекта обустройства Приразломного НМ с другими нефтегазовыми проектами, в том числе Долгинским НМ, повышения эффективности их освоения планируется использовать создаваемые для Приразломного НМ производственные мощности: установки по подготовке нефти и газа, транспортную инфраструктуру, перевалочные базы и базы снабжения Это позволит снизить себестоимость каждого проекта в отдельности и поможет получить больший доход от реализации продукции с этих месторождений

ПРИРАЗЛОМНОЕ НЕФТЯНОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ Местоположение: Приразломное нефтяное месторождение открыто в 1989 году, расположено на шельфе Печорского моря, в 60 км от пос. Варандей и в 1200 км от г. Мурманска глубина моря в районе месторождения составляет 19–20 м Для освоения месторождения: строится морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) создается специализированная морская транспортная система вывоза нефти и снабжения платформы создается необходимая береговая инфраструктура Для разработки месторождения: предусматривается бурение 40 скважин, в т.ч: добывающих 19 нагнетательных 16 поглощающих 1 резервных 4 Особенности освоения: высокие ледовые нагрузки сложные климатические условия слаборазвитая инфраструктура первый отечественный проект с уникальной платформой 4

ПОКАЗАТЕЛИ РАЗРАБОТКИ ПРИРАЗЛОМНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ Продуктивные горизонты относятся к пермско-каменноугольным отложениям и залегают в интервалах на глубине м Извлекаемые запасы нефти по категории АВС 1 +С 2 составляют 72 млн. т Проектный фонд скважин – 40 шт. Проектный уровень добычи нефти – около 6,6 млн. т в год Коэффициент извлечения нефти, д.е. – 0,3 Технологическую схему разработки Приразломного месторождения выполнил институт ООО «Газпром ВНИИГАЗ» 5

Пространственное расположение стволов скважин на Приразломном нефтяном месторождении Групповой рабочий проект на строительство скважин на нефтяном месторождении Приразломное с МЛСП выполнен компанией «Halliburton» совместно с компанией ОАО «НПО Буровая техника» - ВНИИБТ Основные технологические решения: бурение скважин на платформе одним станком одновременное бурение и эксплуатация скважин протяженность горизонтальных участков скважин в продуктивном горизонте м использование двухзабойных скважин все скважины оборудованы высокопроизводительными ЭЦН 6

Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) ОБЪЕКТЫ ОБУСТРОЙСТВА ПРИРАЗЛОМНОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ Морская транспортно- технологическая система (МТТС) Береговая инфраструктура (БИ) 7

Состав объектов обустройства Приразломного нефтяного месторождения Дежурство у МЛСП Транспорт нефти Снабжение МЛСП Перевалочная база на Варандее Пункт перевалки нефти Морская ледостойкая стационарная платформа Экспорт нефти Административно- бытовой комплекс НГДУ в г. Усинске Усинск База снабжения и база производственного обслуживания в г. Мурманске 8

Информация о проекте и основных подрядчиках по проектированию и строительству МЛСП «Приразломная» Заказчик: ООО «Газпром нефть шельф» Начальное проектирование: концептуальный проект, FEED, детальное проектирование опорного основания (кессона): компания «Kellogg Brown&Root» (Великобритания) Обоснование инвестиций: корректировка ТЭО обустройства Приразломного месторождения в объеме обоснования инвестиций: ЗАО «Морнефтегазпроект» (г. Москва) Технико-экономическое обоснование (проект): исполнители: ЗАО «Морнефтегазпроект», ЦКБ «Коралл» (Украина); соисполнители: компания «Kellogg Brown&Root», ЦКБ МТ «Рубин» (г. Санкт-Петербург), ОАО «Роснефть-Термнефть» (г. Краснодар) Рабочая документация: исполнитель: ЗАО «Морнефтегазпроект»; соисполнители: ПКБ ОАО «Севмаш» (г. Северодвинск), ЦКБ МТ «Рубин», ЦКБ «Коралл» Изготовление: генеральный подрядчик: ОАО «ПО «Севмаш»; субподрядчики: ОАО «Выборгский судостроительный завод», прочие выбранные по конкурсу иностранные и отечественные предприятия 9

Основные характеристики МЛСП «Приразломная» Габаритные размеры на уровне днища кессона - 126х126 м Высота от уровня моря (по факельной мачте) - около 122 м Масса (без твердого балласта) – ок т (с твердым балластом) - ок т Количество скважин - 40 Общая вместимость кессона м³ Объём отгружаемой нефти в танках м³ Максимальный суточный уровень добычи м³ Персонал чел. Периодичность пополнения запасами: по технологическим запасам и ГСМ - 60 суток по расходным материалам для буровых работ- 40 суток по запасам жилого модуля - 14 суток Запасы дизельного топлива м³ Суммарная расчетная нагрузка на источники электроэнергии (пиковый режим) - 48,3 МВт 10

Этапы изготовления МЛСП «Приразломная» 11

Буксировка МЛСП «Приразломная» из г. Северодвинска в г. Мурманск 12

Этапы морских операций с МЛСП «Приразломная» Этапы морских операций с МЛСП «Приразломная» 1 ( фаза 1) – Вывод с акватории СМП ( малая осадка ) 2 ( фаза 2) – Морская буксировка до Кольского залива ( малая осадка ) 3 ( фаза 3) – Раскрепление на акватории 35 судоремонтного завода, установка понтона, достройка и бетонирование 4 ( фаза 4) Буксировка до ПНМ ( большая осадка ) 5 – раскрепление на месторождении и погружение на донный грунт 6 – Строительство бермы 13

МОРСКАЯ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 14 МФЛС «Юрий Топчев» Челночный танкер «Кирилл Лавров» Челночный танкер «Михаил Ульянов»МФЛС «Владислав Стрижов»

Состав морской транспортно-технологической системы ТРАНСПОРТ НЕФТИ: ЧЕЛНОЧНЫЙ ТАНКЕР дедвейтом 70 тыс. т – 2 ед. ПЛАВУЧЕЕ НЕФТЕХРАНИЛИЩЕ (ПНХ) минимальным дедвейтом 250 тыс. т – 1 ед. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ФЛОТ ДЛЯ ПЛАВУЧЕГО НЕФТЕХРАНИЛИЩА: БУКСИР-КАНТОВЩИК – 3 ед. СУДНО ЛАРН – 1 ед. ЛОЦМАНСКИЙ КАТЕР – 1 ед. ЛЕДОКОЛ мощностью от 30 МВт – 1-2 ед. СНАБЖЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ Многофункциональный ЛЕДОКОЛ-СНАБЖЕНЕЦ (с возможностью несения АСД) – 2 ед. СУДНО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МОРСКИХ ИНЖЕНЕРНЫХ И ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ - 1 ед. 15

КОНТРАКТОДЕРЖАТЕЛЬ: ОАО «Совкомфлот» (в соответствии с решением ОАО «Газпром» выбрано оператором по транспорту нефти) ПРОЕКТАНТ: Aker Arctik Technology (Финляндия) ЗАВОД-СТРОИТЕЛЬ: ОАО «Адмиралтейские Верфи» (г. Санкт Петербург) Первое судно «Михаил Ульянов» – сдано в 2009 году Второе судно «Кирилл Лавров» – сдано в 2010 году ПРОЕКТАНТ: Moss Maritime (Норвегия) ЗАВОД-СТРОИТЕЛЬ: Havyard AS (Норвегия) Первое судно «Владислав Стрижов» - принято в эксплуатацию в 2006 году Второе судно – «Юрий Топчев» - сдано в 2007 году Состав судов для обслуживания МЛСП «Приразломная» и перевозки нефти ЧЕЛНОЧНЫЕ ТАНКЕРЫ дедвейтом 70 тыс.т Многофункциональные ледоколы-снабженцы (МФЛС) 16

ПЕРЕВАЛОЧНАЯ БАЗА НА ВАРАНДЕЕ: Общежитие гостиничного типа на 180 мест Электростанция Котельная Вертодром с взлетно-посадочной полосой Площадка дежурства и склад хранения аварийного оборудования (ЛАРН) АДМИНИСТРАТИВНО-БЫТОВОЙ КОМПЛЕКС: Бытовой комплекс Офисные помещения Гостиница Гараж Склад БАЗА СНАБЖЕНИЯ И БАЗА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В Г. МУРМАНСКЕ: Состав базы снабжения (из расчёта бурения 8 скважин в год): Трубная площадка - 8,0 тыс. м 2 Накопительная площадка - 3,0 тыс. м 2 Открытая площадка хранения - 10,0 тыс. м 2 Контейнерная площадка - 4,8 тыс. м 2 Крытый склад - 2,0 тыс. м 2 Офисное помещение м 2 Система пневматической загрузки сыпучих материалов СОСТАВ БЕРЕГОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 17

Технические решения для обеспечения безопасности работ в арктических условиях Применяется гравитационный тип платформы (масса 506 тыс. т) Платформа обсыпается каменной бермой для предотвращения подмыва основания: шириной 25 м, высотой по гребню 2,5 м, с откосом 3:1, объём обсыпки м³ Платформа состоит из двух основных частей: опорного основания (кессона) и верхнего строения: КЕССОН предназначен для размещения на нем верхнего строения, а также хранения товарной нефти выполнен из стальных двойных конструкций с зазором, заполненным бетоном, создающим совместно со стальными переборками эффект композита сталь-бетон; бетон придает конструкции дополнительную прочность и выполняет роль балласта ледовая зона кессона выполнена из плакированной стали толщиной 42 мм для защиты от коррозионно-эрозионных разрушений танки-нефтехранилища оснащены безопасной автоматической системой мойки, зачистки и дегазации в инертной среде - для их освидетельствования и ремонта нефтяное оборудование и технологические трубопроводы в межкрышном пространстве кессона размещены в герметичных выгородках и защищены системой газового пожаротушения и флегматизации внутренние и наружные поверхности кессона защищены от электрохимической коррозии активной и пассивной системами протекторной защиты двойное дно кессона заполняется морской водой с ингибитором коррозии и биоцидом в танках-хранилищах кессона применяется «мокрый» способ хранения нефти ВЕРХНЕЕ СТРОЕНИЕ защищено от воздействия льда и волн ледовым и волновым дефлекторами, установленными по периметру платформы жилой блок платформы отделён от технологической зоны противопожарной стеной с огнестойкостью 120 мин. МЛСП «Приразломная» оборудована двумя комплексами устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН) с системой блокировки, исключающей аварийные разливы нефти в процессе её отгрузки, по одному на северо-восточном и юго- западном углах платформы. Комплексы устройств прямой отгрузки нефти обеспечивают бесконтактную швартовку и отгрузку нефти на специальные челночные танкеры, оборудованные носовой загрузочной системой и системой динамического позиционирования 18

Конструкция кессона МЛСП «Приразломная» 19

20 Комплекс устройств прямой отгрузки нефти (КУПОН)

Противопожарная защита платформы Пассивная противопожарная защита: противопожарная изоляция «Rockwool» или напыляемый вспучивающийся состав «Chartek–7» для изоляции металлоконструкций на огнестойкость до 120 мин. противопожарные уплотнения кабельных трасс, технологического оборудования и райзеров скважин, проходящих сквозь палубы и переборки огнезадерживающие клапаны в системе отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха (ОВКВ) платформы Активные системы пожаротушения: системы водяного пожаротушения (пожарное кольцо с 4-мя насосами Q=1140 м 3 /час, дренчерные и сплинкерные системы, система водяного орошения металлоконструкций, лафетные стволы на верхней палубе и вертолётной площадке) системы пенного пожаротушения (центральная пенная установка, установки пенотушения вертолётной площадки и станции приёма грузов) система газового пожаротушения и флегматизации на основе хладона 227 еа, (флегматизация – предупреждение образования взрывоопасной смеси путём создания в защищаемом помещении среды, не поддерживающей горения) первичные средства пожаротушения (огнетушители, противопожарный инвентарь: кошма и др.) 21

Противофонтанная безопасность Для предотвращения нефтегазопроявлений и выбросов при бурении и эксплуатации скважин применяются: станция геолого-технологического контроля процесса бурения скважин (Геосервис) гироскопический инклинометр и телеметрическая система управления стволом наклонных и горизонтальных скважин (типа LWD и MWD) модули программ «Compass» и «Anticollison» для предупреждения столкновений и предотвращения пересечений стволов скважин Применяется следующее противовыбросовое оборудование: универсальный превентор (ПУГ) диаметром 476 мм, Рраб.=35 МПа сдвоенные плашечные превенторы диаметром 476 мм, Рраб.=35 МПа с глухими и трубными плашками срезной превентор диаметром 476 мм, Рраб.=35 Мпа Основной пульт управления ПВО размещается в помещении станции ПВО на подвышечном основании, выносные пульты - в кабине бурильщика и в эвакуационном коридоре на мезонинной палубе Каждая скважина оборудована глубинным клапаном-отсекателем, на устье установлена фонтанная арматура горизонтального типа с дистанционно управляемыми гидравлическими задвижками Управление клапанами-отсекателями производится с основных пультов, из ЦПУ АСУБ и временного убежища. 22

Системы эвакуации и спасения персонала Эвакуационные коридоры на всех уровнях платформы с аварийным освещением и огнестойкостью стен 120 мин. Пункт сбора персонала (временное убежище) на 200 чел. на мезонинной палубе, с огнестойкостью стен 120 мин. и дублированными системами управления и безопасности Эвакуационные мосты с рукавами для спуска персонала на палубу спасательного судна или на лёд (2 ед.) Эвакуационные системы СЭС–2Д (2 шт.) с рукавами и спасательными плотами Индивидуальные средства спасения (спасательные жилеты, круги, гидротермокостюмы) Спасательные шлюпки танкерного типа для спуска на открытую водную поверхность (3 ед. на 68 чел., 1 дежурная ед. на 60 чел.) Постоянное дежурство у платформы аварийно-спасательного судна типа МФЛС 23

Реализация природоохранных мероприятий Обеспечение «нулевого» сброса в море отработанных растворов, шлама, неочищенных стоков и вредных веществ (утилизация отходов бурения и производства путём закачки в поглощающую скважину и вывоза на берег) Использование попутного нефтяного газа на собственные нужды Изоляция в пробуренных скважинах нефтеносных, газоносных и водоносных пластов по всему вскрытому разрезу Создание комплексной системы производственного экологического контроля и мониторинга окружающей среды районов освоения ресурсов арктического шельфа ООО «Газпром нефть шельф» с привлечением разработок Федерального Научно-Производственного Центра «НефтеГазАэроКосмос» 24

Система приготовления шламовой суспензии и закачки её в поглощающую скважину Вибросито 2. Шламовый желоб 3. Блок формирования пульпы 4. Емкость с крупной фазой 5. Емкость с мелкой фазой 6. Контейнеры для бурового шлама 7. Сортирующее устройство 8. Нагнетательный насос высокого давления 9. Устьевое оборудование скважины 10. Нагнетатель шлама 11. Распределитель шлама

Реализация природоохранных мероприятий План ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов (ЛАРН) согласован всеми органами надзора и контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержден МЧС России Выполнено математическое моделирование аварийных сценариев, идентификация источников опасности (скважина, танкер, платформа) и смоделированы объемы возможных разливов нефти («Скважина» тонн в сутки; «Платформа» тонн в сутки; «Танкер» тонн в сутки). Результаты математического прогноза и моделирования просчитывают миграции аварийных пятен нефти с учетом сезона года, скорости течений, ледовой обстановки и ряда других факторов воздействия Оборудование ЛАРН представлено двумя комплексами: Морской комплекс ЛАРН включает в себя комплекты аварийного нефтесборного оборудования, которое размещается на МФЛС «Юрий Топчев» и «Владислав Стрижов» - это тяжелые морские боны длиной по 600 м и радиоуправляемый самоходный скиммер, спуск на воду которого осуществляется при помощи специальной гидравлической кран-балки Береговой комплекс ЛАРН с базированием на Варандее. Предназначен для защиты береговой линии от разлившейся нефти и оборудован сорбирующими и огнеупорными бонами, специальными судами и судном-бонопостановщиком автономно работающими в прибрежной зоне и осуществляющими совместное траление и постановку бонов с МФЛС 26 Боновые заграждения постоянной плавучести Катер-бонопостановщик

Общественные слушания ТЭО (проект) МЛСП «Приразломная», как и общественные слушания Группового проекта на строительство эксплуатационных (добывающих и нагнетательных) скважин на нефтяном месторождении Приразломное с МЛСП проводились в 2010 году повторно в связи с необходимостью переоформления выданных ранее заключений Государственных экологических экспертиз Информирование общественности проводилось в полном соответствии с требованиями «Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», утвержденного приказом Госкомэкологии Российской Федерации от 16 мая 2000 г. 372 (далее – Положение об ОВОС) В соответствии с п Положения об ОВОС в г. Москве и г. Нарьян-Маре в течение месяца работали общественные приёмные, в которых каждый мог ознакомиться с материалами по обоим проектам Сведения о дате и месте проведения общественных слушаний были опубликованы в средствах массовой информации: в официальном издании органов исполнительной власти Ненецкого автономного округа газете «Наръяна вындер» от г. 89 (19566) и от 13 ноября 2010 г. 125 (19602) в официальном издании Правительства Российской Федерации «Российской газете» от г. 182 (5261) и от 15 ноября 2010 г. 257 (5336) Общественные слушания проектов по МЛСП «Приразломная» 27

Групповой проект на строительство эксплуатационных (добывающих и нагнетательных) скважин на нефтяном месторождении Приразломное с МЛСП был разработан в 2005 году, в 2006 году были получены все необходимые согласования надзорных органов и положительное заключение Государственной экологической экспертизы (приказ Росприроднадзора от ) ТЭО (проект) МЛСП «Приразломная» был разработан в 2007 году, в 2008 году были получены все необходимые согласования надзорных органов, положительное заключение Государственной экологической экспертизы (приказ Росприроднадзора от ), а также положительное заключение Главгосэкспертизы от /ГГЭ-5725/02 В настоящее время проводится переоформление ранее выданных заключений Государственных экологических экспертиз обоих проектов. Получение положительных заключений экспертных комиссий по ним ожидается в марте-апреле 2011 года Мониторинг на месторождении проводится ежегодно, в соответствии с Программой мониторинга, получившей положительное заключение ГЭЭ, Росрыболовства, Росгидромета Государственная экологическая экспертиза проектов МЛСП «Приразломная» 28

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 29