Экономические механизмы охраны окружающей среды (проект концепции Экологического кодекса Российской Федерации) Докладчик: Боярчук Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Разработка концепции Экологического кодекса Российской Федерации Пахомова Юлия Игоревна Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере.
Advertisements

Техническое регулирование в сфере охраны окружающей среды Романов Константин Владимирович заместитель начальника отдела Департамента государственной политики.
1 О проекте концепции Экологического кодекса Российской Федерации Департамент государственной политики в сфере охраны окружающей среды МПР России.
Система природоохранного законодательства Казахстана включает следующие нормативно-правовые акты: 1) Конституция РК; 2) законы и ко­дексы в области охраны.
Стандарты и руководящие документы по мониторингу окружающей среды.
Экологическая сертификация услуг. Экологическая сертификация является одним из важных элементов государственной политики в области охраны окружающей среды,
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Внедрение экологического менеджмента. популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов; популяризация основных принципов.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Экологическое право. Экологическое право отрасль призванная регулировать взаимодействия общества и природы Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет.
2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Система финансирования природоохранных мероприятий Выпускная квалификационная работа Студент Мусаев Р.Х. Научный руководитель Палт М.В. Научный руководитель.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Москва Дисциплина: «Макроэкономическое стратегическое планирование» Доцент Павлова Е.Г.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Федеральные и региональные программы природопользования: сущность, методы, организация разработки.
Проблемы и перспективы природоохранного регулирования деятельности водоканалов Яшечкин Сергей Викторович Генеральный директор ОАО «Евразийский»
Транксрипт:

Экономические механизмы охраны окружающей среды (проект концепции Экологического кодекса Российской Федерации) Докладчик: Боярчук Н.А.

2 Основная идея Экологического кодекса Российской Федерации Совершенствование правовых основ государственного регулирования охраны окружающей среды на основе баланса экологических и экономических интересов общества и правовое обеспечение реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. Основание для разработки Экологического кодекса Указ Президента Российской Федерации от «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» Экологическая доктрина Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» Экологическая доктрина Российской Федерации

3 обеспечение комплексного правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, соответствующее международным принципам экологической политики; ведение норм прямого действия, способствующих повышению эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования; кодификация законодательства в области охраны окружающей среды; введение правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, отвечающих современному экономическому развитию Российской Федерации; установление единых принципов, позволяющих устранить противоречия в законодательных актах иной отраслевой принадлежности. обеспечение комплексного правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды, соответствующее международным принципам экологической политики; ведение норм прямого действия, способствующих повышению эффективности правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования; кодификация законодательства в области охраны окружающей среды; введение правовых норм, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, отвечающих современному экономическому развитию Российской Федерации; установление единых принципов, позволяющих устранить противоречия в законодательных актах иной отраслевой принадлежности. Задачи Экологического кодекса:

4 Структура проекта Экологического кодекса РФ Общая часть Раздел I. Общие положения Раздел II. Обеспечение экологической безопасности Раздел III. Экологическая оценка намечаемой хозяйственной деятельности Раздел IV. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды Раздел V. Информационное обеспечение охраны окружающей среды Раздел VI. Экологическая культура Раздел VII. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды Раздел VIII. Международное сотрудничество Особенная часть Раздел IX. Охрана природных объектов и комплексов Раздел X. Территории с особым эколого-правовым статусом Раздел XI. Заключительные положения

5 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел «Основные понятия» Закрепляются главные принципы охраны окружающей среды: приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию природных ресурсов непревышение ассимиляционных возможностей объектов окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности, разрешение допустимых воздействий на уровне наилучших существующих доступных технологий, стимулирование применения природосберегающих технологий и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов потребления. Закрепляются главные принципы охраны окружающей среды: приоритет сохранения жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению к прямому использованию природных ресурсов непревышение ассимиляционных возможностей объектов окружающей среды при ведении хозяйственной и иной деятельности, разрешение допустимых воздействий на уровне наилучших существующих доступных технологий, стимулирование применения природосберегающих технологий и осуществления предпринимательской деятельности, направленной на охрану окружающей среды, ответственность товаропроизводителя за утилизацию отходов потребления.

6 Раздел «Обеспечение экологической безопасности» Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел «Обеспечение экологической безопасности» Положения раздела разрабатываются с учетом законодательства о техническом регулировании, о промышленной безопасности опасных производственных объектов, о радиационной безоласности в разрезе общего понятия национальной безопасности Устанавливаются меры обеспечения экологической безопасности (ЭБ) Устанавливаются и развиваются нормы права в отношении механизмов обеспечения ЭБ при обращении с отходами производства и потребления, опасными веществами, продукцией, материалами и т.д., общие принципы и положения системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, экологического контроля, экологического аудита и сертификации.

7 Раздел «Обеспечение экологической безопасности» Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел «Обеспечение экологической безопасности» НАИЛУЧШАЯ СУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология производства определенного вида продукции из идентичного сырья, применяемая, по крайней мере, не менее чем на двух предприятиях в мире, с наименьшими показателями загрязнения окружающей среды и оборудование для использования которой доступно для приобретения на мировом рынке НАИЛУЧШАЯ СУЩЕСТВУЮЩАЯ ДОСТУПНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - технология производства определенного вида продукции из идентичного сырья, применяемая, по крайней мере, не менее чем на двух предприятиях в мире, с наименьшими показателями загрязнения окружающей среды и оборудование для использования которой доступно для приобретения на мировом рынке Список НСДТ утверждается и подвергается постоянному пересмотру федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды Решение о признании деятельности природопользователя по НСДТ принимает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующий орган субъекта Российской Федерации Устанавливается принцип нормирования негативного воздействия по показателям наилучших существующих доступных технологий

8 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » Плата за негативное воздействие на ОС Существующая ситуацияРезультат Расчет платы базируется на нормировании негативного воздействия с учетом санитарно-гигиенических нормативов. Отсутствует возможность зачета платы на целевые экологические мероприятия. Избыточно жесткие санитарно-гигиенические нормативы во многих случаях реально не обеспечиваются современным уровнем развития техники. Процедура выдачи разрешений и расчета платы одинакова для мелких и крупных природопользователей. Нет стимулов для внедрения экологически безопасных технологий. Субъективизм и коррупционная емкость системы выдачи экологических разрешений. Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Порядок установления платы основан на новом принципе «отсчета» - от НСТД. Допустимое воздействие на окружающую среду устанавливается на уровне НСДТ. Природопользователи, использующие НСДТ, освобождаются от платежей за загрязнение на установленный период (3-5 лет). Повышение ставок платы за негативное воздействие на ОС, превышающее показатели НСДТ. Возможность зачета платы для внедрения НСДТ. Введение системы декларирования негативного воздействия на окружающую среду. Стимулирование внедрения экологически безопасных технологий Стимулирование развития рынка природоохранного оборудования и технологий. Снижение бюрократических барьеров

9 Р аздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Р аздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Штрафы за нарушения природоохранного законодательства Существующая ситуацияРезультат Штрафные санкции в размерах, предусмотренных КоАП, не оказывают существенного воздействия на предупреждение экологических нарушений. Рост числа экологических правонарушений Закрепляется в Экологическом кодексе и КоАПРезультат Существенное увеличение размеров штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Введение штрафов за представление недостоверных деклараций воздействия деятельности на ОС. Снижение экологического ущерба Стимулирование превентивных мероприятий Рост числа экологических правонарушений 2000 г. – г. –

10 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » Возмещение вреда окружающей среде Существующая ситуацияРезультат Возмещение ущерба ОС на уровне 30-50% по предъявленным искам. Система страхования экологических рисков не создана Накопление ущерба окружающей среде Закрепляется в Экологическом кодексеРезультат Ужесточение нормативной базы возмещения ущерба от несанкционированных воздействий на окружающую среду и аварий. Включение страховых издержек в себестоимость продукции Стимулирование превентивных мероприятий. Развитие экологического страхования возмещение ущерба ОС; создание независимой системы экологического контроля за счет внебюджетных источников (аудит).

11 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды » Экологические налоги и льготное налогообложение Существующая ситуацияРезультат Налоги не предусмотрены Налоговые льготы только декларированы Накопление экологического ущерба Выпуск и оборот на рынке «экологически вредной» продукции. Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Экологические налоги на выпуск и оборот на рынке нежелательной продукции. Налоговые льготы на развитие производства экологически чистой продукции и услуг (например, по переработке отходов, по внедрению энергосберегающих технологий и т.п.) Вытеснение с рынка экологически нежелательной продукции. Развитие отечественного экологического бизнеса Снижение техногенного воздействия на ОС.

12 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Экологические налоги И сследования ОЭСР / The political economy of environmentally related taxes. OECD, Paris, 21 June 2006/, показали - экологические налоги - эффективный инструмент для решения экологических проблем В странах ОЭСР и ЕС используется 375 налогов, 250 экологических сборов или плата за загрязнения. Налоговые поступления в станах ОЭСР и ЕС 2-2.5% ВВП.

13 Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Введение налоговых льгот для отдельных видов деятельности, связанных с обеспечением экологической безопасности и охраной окружающей среды позволит создать предпосылки для «перетекания» туда экономической активности. При этом данный сектор экономики по природе своей является высокотехнологичным. Стоимость мирового рынка экологических технологий и услуг млрд. долларов Прогноз роста - до 700 млрд. долларов к 2010 году В России этот рынок – 1,4 млрд.долларов (0,2% мирового уровня)

14 Основные показатели состояния окружающей среды

15 Основные показатели состояния окружающей среды ! Вода в большинстве рек Европейской части страны и Сибири классифицируется как загрязненная и грязная 1% открытых водоемов позволяет получать питьевую воду, соответствующую гигиеническим требованиям Ущерб здоровью населения от употребления некачественной воды - 30 млрд. рублей в год

16 Динамика образования и утилизации отходов производства и потребления в Российской Федерации в гг. млн.т % Накоплено более 82 млрд.т отходов

17 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Залоговая стоимость Существующая ситуацияРезультат не предусмотрена Более 90% отходов потребления подвергается прямому захоронению. Потеря вторичных материальных ресурсов Выведение земель их хозяйственного оборота (под полигонное захоронение). Негативное воздействие на ОС Предлагается ввестиРезультат Система залоговой стоимости на некоторые виды отходов потребления (упаковочные материалы и тара, аккумуляторные батареи, автомобильные шины и т.п.) Снижение ресурсоемкости экономики Снижение издержек ЖКХ на утилизацию отходов Создание за счет внебюджетных средств системы сбора вторичных ресурсов Развитие индустрии по переработке отходов и создание новых рабочих мест

18 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Экологические депозиты Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныВозмещение экологического ущерба не гарантировано Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Система экологических депозитов (недропользование, захоронение отходов и т.п.). Гарантия обязательной компенсации в будущем наносимого ущерба ОС.

19 Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Общая часть проекта Экологического кодекса РФ. Раздел « Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды ». Экологические фонды Существующая ситуацияРезультат не предусмотреныРост накопленного экологического ущерба Вводится налоговым законодательством и закрепляется в Экологическом кодексе Результат Создание экологических фондов (ликвидационных мероприятий, специализированных отраслевых и др.) Ликвидация ущерба Создание систем сбора и переработки отходов Финансирование инновационных разработок, внедрение «чистых» технологий и оборудования

20 Особенности разработки и принятия законопроекта « Экологический кодекс Российской Федерации » При разработке проекта Экологического кодекса потребуется пересмотр практически всего блока законодательных актов данной отрасли права на предмет внесения в него изменений или признания ряда законодательных актов утратившими силу. Предлагается отдельные главы особенной части вводить поэтапно по мере их разработки и принятия, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Переходные положения и сроки введения в действие разделов Экологического кодекса установить в проекте федерального закона о введении в действие Экологического кодекса Российской Федерации. При разработке проекта Экологического кодекса потребуется пересмотр практически всего блока законодательных актов данной отрасли права на предмет внесения в него изменений или признания ряда законодательных актов утратившими силу. Предлагается отдельные главы особенной части вводить поэтапно по мере их разработки и принятия, по аналогии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Переходные положения и сроки введения в действие разделов Экологического кодекса установить в проекте федерального закона о введении в действие Экологического кодекса Российской Федерации.

21 Социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона Повышение эффективности осуществления экологической функции государства Повышение эффективности и самостоятельности экологического законодательства в системе права Российской Федерации Упрочение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду Создание дополнительных условий обеспечения экологической безопасности Появление экономических стимулов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и стимулирование развития экологического бизнеса, внедрения прогрессивных технологий, повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на мировом рынке Снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду Повышение эффективности осуществления экологической функции государства Повышение эффективности и самостоятельности экологического законодательства в системе права Российской Федерации Упрочение гарантий прав граждан на благоприятную окружающую среду Создание дополнительных условий обеспечения экологической безопасности Появление экономических стимулов к сокращению негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности и стимулирование развития экологического бизнеса, внедрения прогрессивных технологий, повышение конкурентоспособности российских товаропроизводителей на мировом рынке Снижение бюджетных затрат на ликвидацию ущерба и социальных издержек от негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду

22 Спасибо за внимание