Современная школа в оценках и представлениях учителей Воронежский государственный университет А. И. Верецкая А. Б. Довейко А. А. Квасова А. И. Стеценко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ.
Advertisements

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года.
План мероприятий («дорожная карта») изменений в деятельности МАОУ СОШ 4 направленных на повышение эффективности и качества на гг. Муниципальное.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Э.Б. Поцелуева, заместитель главы г. Райчихинска по социальным вопросам - начальник управления образования.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
«Проблемы подготовки инженерных кадров» Приложение Март 2011 г.
Улучшение социально- экономического положения пожилых людей - приоритетное направление государственной социальной политики Конференция, посвящённая проблемам.
Цель образовательного процесса: Создание образовательной среды, способствующей эффективно содействовать развитию ученика, способного к постоянному самообразованию.
Программа развития муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы 10 города Фурманова на годы «Адаптивная школа.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
Сравнительный анализ , , уч. гг. Удовлетворенность преподавателей и сотрудников работой в вузе Отдел менеджмента качества.
О результатах документарной тематической проверки деятельности руководителей ОУ по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в электронном виде.
«О формировании бюджетной заявки по отрасли «Образование» в условиях подготовки доклада о результатах и основных направлениях деятельности» Комитет общего.
Новая школа – новые горизонты для учителей. МОУ СОШ 21.
Тема: « Основные направления модернизации российского образования »
Программа реализации приоритетных педагогических технологий, обусловленных программой развития школы МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД ОКРУЖНОГО ЗНАЧЕНИЯ.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Модель управления развитием системы оценки качества общего образования 6 ноября 2011г., г.Москва.
Транксрипт:

Современная школа в оценках и представлениях учителей Воронежский государственный университет А. И. Верецкая А. Б. Довейко А. А. Квасова А. И. Стеценко

Вызовы: 1. Падает качество педагогического корпуса. Доля учителей пенсионного возраста за гг. выросла с 11 до 18%. Поскольку уровень пенсий крайне низок, педагоги стремятся работать в школе до «последнего дня». В результате доля педагогов младше 30 лет составляет всего 13%, значительная часть молодых учителей не закрепляются в системе образования. 2. Усиливается разрыв между школами по уровню качества образования, а значит, растет неравенство в доступе к качественному образованию. В итоге система среднего образования перестает выполнять функцию социального лифта, а, наоборот, усиливает социальное неравенство. 3. Нарастает отставание российской школы от лучших мировых систем с точки зрения содержания программ. Не создана эффективная система постоянного обновления содержания образовательных программ в ответ на культурные и технологические изменения. 4. Высоким является уровень качества отдельных областей школьного образования (математического и естественнонаучного и навыков чтения)

Вызовы (продолжение): 5. Противоречие между потребностями современной экономики, требующей интеллектуальных умений высокого уровня и ориентации российской школы на обучение как воспроизведение знаний и применение известных алгоритмов. 6. В условиях стагнации системы воспитания и дополнительного образования снижается общий уровень культуры подрастающего поколения, растут показатели насилия, экстремизма, употребления алкоголя и наркотиков. 7. Обостряется противоречие между стратегией модернизации школы «сверху», с одной стороны, и растущим многообразием местных условий и потребностей, на которые должна отвечать школа. Реформы «сверху» не оставляют места для реальных инициатив «снизу», ограничивают возможности для принятия эффективных и ответственных решений в регионах, муниципалитетах, образовательных учреждениях. 8. В результате усиливается отчуждение учителей и родителей от процессов модернизации образования, проводимые реформы зачастую носят имитационный характер.

Социологическое исследование, проведённое лабораторией кафедры социологии и политологии ВГУ, было задумано и реализовано в год учителя (2010 г.) Выборка среди учителей г. Воронежа составила 258 чел. Представлены все типы общеобразовательных учебных заведений среднего образования во всех районах города: общеобразовательные школы, гимназии и школы с углубленным изучением отдельных предметов. Повторное исследование проведено в феврале 2013 г. Выборка среди учителей г. Воронежа составляет 395 чел., среди учителей школ области – 513 чел.

Задачи исследования: 1) определение трудовой и социокультурной мотивации, интересов и предпочтений учителей; 2) изучение оценок учителями отношений в школе и социуме; 3) анализ факторов образа жизни школьного педагога; 4) определение «болевых точек» в положении учительства для разработки адекватных управленческих и социально-психологических мер.

В систему показателей включены: 1) тип учебного заведения; 2) мотивация выбора профессии; 3) удовлетворенность работой в целом и её сторонами: отношениями с учениками, с коллегами, родителями учеников, режимом дня, оплатой труда, уровнями управления, отношением учеников к процессу обучения и др.; 4) отношение к повышению квалификации; 5) самооценка качеств учителя; 6) оценка роли учителя; 7) взгляд на меры повышения авторитета учителя и др.

Мнения педагогов воронежских школ о главных задачах учителя, по данным исследования годов, в % Суждения , город 2013, село Давать знания подрастающему поколению Давать знания, воспитывать и формировать личность ученика Воспитывать учеников5147 Организовывать учебный процесс 5-7

Качества личности современного педагога, % Суждения , город2013, село Высокий уровень эрудиции 5154 Глубокие знания своего предмета Высокий культурный уровень Стремление к самосовершенствованию Гуманизм 3134 Толерантность Искусство обучения, воспитания Справедливость

Авторитет современного педагога, % Суждения , город 2013, село Достаточно сильное влияние, учитель является одним из основных агентов социализации Недостаточное влияние, ученики воспринимают авторитет учителя как нечто необязательное Никакого влияния Затруднились с ответом14811

Как повысить социальный статус учителя Оценка воронежскими педагогами мер для повышения социального статуса учителя и престижа профессии, % Суждения , город2013, село Расширение спектра предоставляемых государством социальных услуг Повышение заработной платы Дополнительные льготы для учителей, вышедших на пенсию Социальная реклама профессии Проведение различных конкурсов, подобных конкурсу «Учитель года» 553 Затруднились с ответом 448

Проблемы современной школы в оценках педагогов, в индексах Проблемы , город2013, село Состояние нравственного климата в школах 0,220,670,70 Проблемы материально- технического оснащения учебного процесса 0,270,290,62 Изменение структуры педагогической нагрузки 0,130,500,61 Отношение учеников к обучению 0,290,780,80 Качество учебников 0,250,650,68 Введение ЕГЭ и ИГА 0,180,560,70 Бюрократизация учебного процесса 0,220,900,68 Старение кадров в школе 0,060,270,35

Отношение воронежских учителей к введению новых форм педагогической работы, в % Считают необходимым: Использование электронных учебников 2729 Написание рефератов 3142 Письменный экзамен 6619 Единый государственный экзамен (11 класс) 4625 Итоговая государственная аттестация (9 класс) 4526 Тестирование 4945 Использование мульти-медийных средств обучения 7475

Материальное положение воронежских педагогов Оценка педагогами уровня оплаты труда учителя 1 – заработная плата вполне достойная; 2 – заработная плата может обеспечить только минимальные потребности и не отражает реальных затраченных трудовых усилий; 3 – заработная плата не обеспечивает даже минимальных потребностей, чтобы достойно жить, нужны дополнительные источники дохода

Дополнительная работа воронежских педагогов, в % Суждения , город 2013, село Не подрабатываю Беру дополнительную нагрузку в своей школе или подрабатывают в других школах Занимаюсь репетиторством23815 Занимаюсь деятельностью, не связанной с основной работой 1712 Более 60 % опрошенных педагогов считают, что основной путь увеличения доходов учителя – повышение оплаты труда по месту основной работы

Оценки педагогами состояния российского общества, в % Суждения , город 2013, село Коррупция Падение нравов в обществе и снижение культурного уровня Преступность 4443 Опасение стать бедным, оказаться на дне Незащищенность прав и свобод гражданина Безработица Рост цен Рост наркомании и алкоголизма Снижение уровня жизни Экономический кризис

Удовлетворенность учителей различными сторонами своей жизни, в % Стороны , город2013, село Отношения с учениками 0,580,510,57 Отношения с коллегами 0,610,56 Отношения с администрацией школы 0,460,390, Отношение учеников к процессу обучения - 0,06- 0,20- 0,13 Объем учебной нагрузки 0,320,260,37 Оценка социальной значимости труда - 0,41- 0,28- 0,13 Заработная плата - 0,56- 0,36- 0,18 Государственное управление образованием - 0,20- 0,15- 0,13

Удовлетворенность работой воронежских учителей

С каким настроением смотрят педагоги в будущее, % Суждения , город 2013, село С надеждой и оптимизмом17 21 Спокойно, без особых тревог и иллюзий С тревогой и неуверенностью Со страхом и отчаянием332

Спасибо за внимание.