Подготовка проекта нормативного правового акта. Процесс проектирования нормативно правовых актов принятие решения о подготовке проекта НПА экспертизы,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРАКТИКУМ.
Advertisements

ПРОЕКТИРОВАНИЕ НПА ПО ВОПРОСУ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ. НПА ПО РЕШЕНИЮ ВОПРОСА МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НПА по ВМЗ – это принятый представительным органом местного.
Организация правотворческой деятельности: основные подходы и процедуры.
Прогнозирование социально- экономических и социально- политических последствий правотворческих решений. Оценка регулирующего воздействия законопроектов.
Цели проекта: совершенствование законодательства в сфере общего и дошкольного образования; устранение противоречий при подготовке нормативных правовых.
Система муниципальных правовых актов. Устав муниципального образования.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Административно-правовые нормы
2015 год 2015 год Комитет экономики Волгоградской области ПОРЯДОК проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской.
Принципы локального правотворчества Правотворчество Правотворчество – создание норм права и их фиксация в официальных документах. Норма права Норма права.
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
ПРАВО Система обязательных правил поведения, формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Административно правовая норма - это норма, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого.
Конева Наталья Сергеевна канд. юрид. наук, доцент Конституционное право России.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
«Система муниципальных правовых актов в вопросах взаимодействия местной власти и населения и его участия в осуществлении местного самоуправления» ФЕДЕРАЛЬНОЕ.
Нормативное обеспечение местного самоуправления – система муниципальных правовых актов: виды правовых актов, содержание и структура правовых актов.
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
Выполнила: Григорьева Н. А. Группа: ЮР 3-О/Б/ЧЕБ 14.
«Итоги работы по внедрению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов в Камчатском крае за I квартал 2014 года»
Транксрипт:

Подготовка проекта нормативного правового акта

Процесс проектирования нормативно правовых актов принятие решения о подготовке проекта НПА экспертизы, обсуждение подготовка Концепции НПА экспертизы, обсуждение, согласование/принятие подготовка текста проекта НПА подготовка сопроводительных документов экспертизы/обсуждения/согласования текстов проекта НПА и его сопроводительных документов

Решение о подготовке проекта НПА Решение принимается субъектом правотворческой инициативы. Для принятия решения необходимо сформулировать ответы на следующие вопросы: Насколько необходима разработка проекта? (обоснование) О чем должен быть проект? (основная идея проекта) Кто и на каких основаниях будет готовить проект? Сроки подготовки и ответственное лицо (структура)? Какие ресурсы необходимы для разработки проекта?

Насколько необходима разработка проекта? (обоснование) Зачем нужен новый НПА? Для регулирования процессов и отношений (кто участник? Какие отношения?) НПА необходим для урегулирования существующих отношений - Каких? НПА необходим для стимулирования развития общественных отношений - Каких? Процессы и отношения не могут существовать (возникнуть) без дополнительного регламентирования (в рамках имеющихся правил, традиций) - Почему? Возможно ли праворегулирование по этому вопросу на местном уровне? принятие акта предписано законом? относится ли принятие НПА к компетенции местного самоуправления? существуют ли другие нормативный правовые акты регламентирующие данные правоотношения (законы, указы, Постановления правительства, муниципальные НПА)? если да, то какие вопросы остались не урегулированы? вправе ли органы местного самоуправления принимать собственные нормы права по данным вопросам?

О чем должен быть проект? (основная идея проекта) Какова цель принятия данного НПА? Как изменятся общественные отношения после принятия НПА (результат правого воздействия)? Что предлагается урегулировать нормами права?

Кто и на каких основаниях будет готовить проект? Варианты: Специалисты органа местного самоуправления (в рамках должностных обязанностей): Отраслевики Юристы Смешанная рабочая группа: Закрытая Открытая (с привлечением привлеченных участников) Привлеченные специалисты: На общественных началах (заинтересованные организации и граждане) По контракту (экспертные организации)

Правительство РФ Постановление 576 от (посл. ред. от ) Ч.4. Проект технического задания на разработку законопроекта (ТЗ) должен содержать следующие разделы: Основание разработки законопроекта, его форма, вид, рабочее наименование Заказчик и разработчик законопроекта Перечень документов подлежащих разработке Примерная структура законопроекта Виды, этапы и сроки работы Порядок финансирования и смета расходов (при заключении заказчиком договора на разработку) Порядок приемки работы

Правительство РФ Постановление 576 от (посл. ред. от ) Концепция законопроекта и проект технического задания после согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, направляются… для проведения правовой экспертизы и экспертизы в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции...

Концепция законопроекта Постановление правительства РФ 576 от (посл. ред. от ) основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся; место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений Конституции РФ, федеральных конституционных законов и системообразующих законов РФ, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

Концепция законопроекта общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

Разработка концепции законопроекта При разработке концепции законопроекта необходимо (подготовительный этап): изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую информацию, провести необходимые расчеты, учесть имеющийся опыт (отечественный, зарубежный), проанализировать действующее законодательство в данной области правового регулирования, уяснить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определить пробелы в законодательстве, устаревшие предписания либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения. Кто разрабатывает? Разработка концепции может быть осуществлена самостоятельно федеральным органом исполнительной власти, а также с привлечением научно - исследовательских организаций и (или) экспертов.

Технология разработки Концепции НПА (практический опыт) 1 этап: Исходя из основной идеи проекта и структуры Концепции сформулировать перечень вопросов для проектирования Формулировка вопроса должна обязательно начинаться с вопросительного слова и заканчиваться знаком «?» Совокупность ответов на поставленные вопросы должна обеспечить полное раскрытие содержания проекта НПА.

2 этап. Сбор информации об опыте решения аналогичного (при невозможности: схожего вопроса) – не менее 3-х вариантов Формирование таблицы альтернативных вариантов решений Перечень вопросов Концепции Варианты решения (опыт) Принятое решение НПА муниципаль ного образовани я У Закон субъекта РФ Х Положение о… (модельный акт) Технология разработки Концепции НПА (практический опыт)

3 этап. Поиск оптимального решения. На основе предварительно собранной информации, необходимо: Сравнить варианты решения последовательно по каждому из вопросов поставленных для проектирования Концепции проекта акта: Решает ли данный вариант поставленную задачу (достижение цели)? Соответствует ли вариант возможностям, специфике, принятым нормам в нашем МО? Какие последствия (+ и -) имеет этот вариант? Найти ответ на поставленный вопрос для данного муниципального образования: Выбрать один из возможных вариантов Скомбинировать варианты решения Придумать свой вариант (если не одно из решений не подходит или отсутствует)

Технология разработки Концепции НПА (практический опыт) 4 этап. Подготовка текста Концепции. Описание идей заложенных в разработанной концепции, с аргументацией предлагаемого решения в виде описательного текста.

Технология разработки концепции (практический опыт) 5 этап. Направление текста Концепции на согласование (и экспертизу): Членам рабочей группы (при разработке в группе) Заинтересованным организациям для заключения о приемлемости и эффективности предлагаемого проекта Заказчику (субъекту правотворческой инициативы) для оценке соответствия идее проекта. На экспертизу: юридическую, анти-коррупционную и др.

Технология разработки концепции (практический опыт) 6 этап. Обсуждение и принятие Концепции. Публичное обсуждение Концепции (публичные слушания, круглый стол, конференции и др.) Пригласить: Депутатов Потенциальных участников правоотношений Заинтересованные организации (экспертные, правозащитные. Экологические и пр.) Актив Обсудить Концепцию: Обеспечивает ли проект достижение поставленных целей? Приемлем ли он для участников правоотношений? Каковы могут быть последствия принятия такого решения? Что требует доработки (уточнения, изменения и пр.) в представленной Концепции? Предоставить возможность подготовки предложений (поправок, альтернативных вариантов) в Концепцию Провести корректировку (при необходимости) Концепцию по результатам экспертиз, обсуждения и внесения предложений. Утвердить текст Концепции после доработки и дать задание на разработку проекта нормативного правового акта.

Примеры Опыт работы в Елизовском районе Камчатского края Пример 1: разработка проекта Положения «О фонде имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» Пример 2: разработка проекта положения «Положение о Координационном совете по содействию развитию малого и среднего предпринимательства»

Подготовка текста проекта НПА Подготовка текста НПА осуществляется на основе Концепции. Идеи концепции переводятся в форму правовых предписаний. Нужно решить 3 задачи: Сформулировать эффективно действующие нормы права Создать надежный механизм их реализации в конкретных отношениях Согласовать новые нормы права с системой действующего законодательства

Сформулировать норму права Гипотеза Диспозиция Санкция

Структура правовой нормы Гипотеза - это указание на условия (фактические обстоятельства), при которых действует данная норма. Она также указывает на общие признаки тех лиц, которые могут выступать в качестве субъектов установленных ей прав и обязанностей. Диспозиция - это изложение самого правила поведения, которому нужно следовать в ситуации, предусмотренной в гипотезе. Санкция - это указание на меры воздействия, которые могут быть применены в отношении лиц, нарушающих требования, изложенные в диспозиции

Разработать юридический механизм Обеспечить реальное действие проектируемых норм нейтрализовать негативные факторы усилить действие позитивных факторов

Способы нормативно-правового регулирования общественных отношений Запрет – возложение на субъекта правоотношений обязанности воздерживаться от определенных действий Дозволение – предоставление субъектам права действовать определенным образом Правомочие – возможность субъекту требовать определенного поведения от других лиц Позитивное обвязывание – предписание совершать определенные действия Моральные и материальные стимулы – установленные поощрения за правомерные действия Санкции – наказания являющиеся следствием неправомерных действий

Последующая деятельность по подготовке проекта НПА Подготовка сопроводительных документов Экспертизы текста проекта НПА и сопроводительных документов Согласования Обсуждение Доработка по результатам экспертиз и обсуждения Комплексная оценка проекта НПА

Критерии комплексной оценки качества нормативно-правового акта нормативность – соответствие всем признакам нормы права полнота – в НПА закреплены все необходимые признаки регулируемых правоотношений конкретность – отражение специфических, характерных признаков регулируемых правоотношений системность – принятый акт должен органически вписываться в систему права точность – однозначность восприятия всеми лицами

Критерии комплексной оценки качества нормативно-правового акта ясность – использование слов доступных для понимания всех заинтересованных лиц простота – отсутствие сложных, громоздких фраз и оборотов краткость (экономичность) – отсутствуют лишние слова, повторы, описание явлений или процессов, дублирование действующих норм логическая правильность – изложение предписаний должно быть последовательно, логически взаимосвязано, постепенно разворачивая конструкцию акта, предписания не должны противоречить друг другу социальная обусловленность - должны быть адекватны состоянию сообщества, предусматривать развитие процессов эффективность – степень достижения целей принятия данного акта

Внесение в представительный орган проекта НПА. В соответствии с Регламентом представительного органа.