Школьные учебники и требования ФГОС II поколения в обучении биологии проф. И.Н. Пономарева Март 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьные учебники по биологии в настоящее время Авторская линия учебников под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Пономарева Ирина Николаевна Автор: Пономарева.
Advertisements

Программа и учебник предмета Биология 6 – 11 кл. Авторская линия под редакцией профессора И.Н.Пономаревой 2010.
Содержание и особенности преподавания биологии в рамках ФГОС.
Биология 5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов.
5 класс 5 класс (1 час) 6 класс 6 класс (1 час) 7 класс 7 класс (2 часа) 8 класс 8 класс (2 часа) 9 класс 9 класс (2 часа) Животные (Константинов В.М.
УМК «Живая природа» ИЦ «Вентана-Граф». Методическое сопровождение С.Л. Валько, учитель биологии гимназии 76.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
УУД как важная составляющая ФГОС ООО Методист РМК Корецкая Г.А. 1.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Стандарты второго поколения Фундаментальное ядро содержания общего образования функции Система ведущих идей, теорий, основных понятий, Относящихся к областям.
Методическая система учителя биологии высшей квалификационной категории Полетаевой Елены Александровны 2010г МКОУ ОСОШ 2 МКОУ ОСОШ 2.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Подходы к итоговой аттестации по биологии за курс основной школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Цыганова О.С., методист кафедры педагогики, психологии и управления образованием.
Транксрипт:

Школьные учебники и требования ФГОС II поколения в обучении биологии проф. И.Н. Пономарева Март 2013 г.

Образовательные стандарты в школе России 1993 г. Первая модель – тезаурус по минимуму; 1998/99 гг. Проект госстандарта образования – дифференцированное обучение (4 типа обучения); 2004 г. ФГОС I поколения, начальная, основная и старшая школа; диверсификация целей образования в старшей школе на базовое и профильное обучение; 2010/11 гг. ФГОС II поколения – на гуманизацию, социализацию образования, на углубление, на овладение универсальными учебными действиями (УУД) для развития общего образования личности.

Изменения в обучении биологии по стандарту второго поколения Новая структура предмета биологии 5-9 классов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности»; Увеличена роль организации развития учебно- познавательной деятельности; Введена система универсальных учебных действий (УУД). В том числе: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные; Развитие УУД идёт в процессе овладения знаниями биологии, т. о., знания из цели обучения становятся средством обучения и развития ученика; Существенно сокращён объём предметных знаний по биологии Все эти изменения нами учтены в новых учебниках

Основные идеи авторской программы Две части предмета биологии: 5-9 кл. и кл. Экологизация содержания; Культурологическая направленность курсов; Отражение идей гуманизации, гуманитаризации и компетентностного подхода в обучении; Обновление научного содержания в соответствии с достижениями науки биологии; Обновление методического аппарата в соответствии с достижениями науки методики обучения биологии; Отражение концептуальных идей педагогики для современной общеобразовательной школы; Соответствие требованиям ФГОС II поколения Всё наши идеи с 1993\1998 гг. остаются актуальным и на современном этапе обучения биологии.

Особенности курса биологии в авторской линии Содержание учебных курсов 5-11 кл. излагается преемственно от курса к курсу, на основе теории развития биологических понятий; Придерживаемся схемы: «1 учебный год – 1 курс» и «1 параграф – 1 урок»; Содержание учебных курсов 5-9 кл. строится на основе экологизации, практикоориентированного и компетентностного подходов в содержании биологии, также с учётом требований ГИА и ФГОС 2010 г. Содержание учебных курсов кл. строится на основе интеграции знаний, свойственных структурным уровням организации жизни; Структура курса биологии кл. обусловлена межпредметными связями – с географией (10 кл.) и химией (11 кл.), трудностью учебного материала молекулярного уровня, а также для более успешной сдачи ЕГЭ, где много включено материалов о клетке

Биология для 5 класса Для 5 класса создан совершенно новый учебный курс биологии пропедевтического содержания - «Биология. 5 класс» Основная идея курса – «Введение в современную биологию». Темы курса: 1. Биология – наука о живом мире; 2. Многообразие живых организмов; 3. Жизнь организмов на планете Земля; 4. Человек на планете Земля. * К учебнику созданы Рабочая тетрадь и Методическое пособие для учителя.

Биология 6 класса Создано два варианта учебников, представленных в отдельных книгах: с 1 часом в неделю (6 класс, концентрическая линия) и с 2 часами (7 класс линейная линия). В обоих случаях в учебниках сохраняются все авторские идеи и структура содержания: отдельно изложены морфологический и физиологический материалы о растении, завершается курс темой «Природные сообщества». В учебниках более развёрнуто даны: аппарат ориентировки, аппарат усвоения, компетентностный подход и работа по развитию универсальных учебных действий. Особое внимание уделено экологизации учебного содержания, компетентности, рефлексии учащихся, практическому значению знаний, развитию у учеников самостоятельности и самоконтроля.

Рубрики заданий для самоконтроля в разделе «Подведём итоги» (6 класс) Проверьте себя самостоятельно; Выполните задания; Обсудите проблему с друзьями; Выскажите своё мнение; Какова ваша позиция; Проведите наблюдение и сделайте вывод о значении вашего исследования; Учимся создавать проекты, модели, схемы; Темы проектов для выполнения в группе; Узнайте больше; Основные понятия темы. Из учебника биологии по ФГОС второго поколения

Особенности учебника биологии для 9 класса Содержание учебного курса переработано в связи с требованиями ФГОС второго поколения (2010); Сокращены до минимума материалы по генетике, цитологии, эволюции,расширены сведения об общих биологических закономерностях живого мира; Добавлены материалы общебиологического характера о растениях, бактериях, грибах, животных и человеке в целях обобщения имеющихся знаний, развития представлений об эволюции живой природы и формирования естественнонаучной картины мира; Средствами содержания учебного курса и материалов аппарата усвоения в учебнике создана возможность подготовки учащихся к самоконтролю, к ГИА, ЕГЭ и выбору профильного направления для обучения затем в классах старшей школе

Учебник в системе решения задач качества образования + В системе аппарата ориентировки в учебнике: - в начале главы дан перечень ожидаемых результатов («Вы узнаете» и «Вы сможете»); - в начале параграфа даны задания на актуализацию («Вспомните» или «Вы знаете»). + В системе аппарата усвоения в учебнике: - в конце параграфа 3-4 задания на закрепление, самоконтроль, практикование знаний и умений; - в конце главы (темы, раздела) даны задания на самоконтроль, рефлексию, применение знаний в действии, на развитие интереса, творческой и проектной деятельности, самостоятельности в обучении и на самообразование.

Обратная связь Одобрено учителями: + интеграция биологических материалов по структурным уровням организации жизни; + порядок изложения биологии в 6 классе и в старшей школе (10-11 классы) от биосферного уровня к молекулярному; + использование методического аппарата учебников для решения задач современного качества образования; + экологизация, культурологичность, гуманизация и гуманитаризация содержания; + включение в учебник материалов экологической и культурологической направленности; + компетентностный и деятельностный подходы в обучении; + использование рубрикации в параграфах учебника; + применение разных типов заданий для развития личности ученика, его творчества и самоконтроля + наличие УМК по всем учебным курсам биологии.

Система универсальных учебных действий (УУД) Система УУД введена в основную школу как продолжение от начальной школы: Система УУД содержит 4 группы компонентов: - Личностные – это когнитивный, ценностный, эмоционально-нравственный и поведенческий; - Коммуникативные – это общение и взаимодействие с партнёрами, работа в группе, диалог и др.; - Познавательные – включение в проектную и исследовательскую деятельность, умение видеть проблему, создавать компьютерные разработки по учебному предмету; - Регулятивные – развитие способности к целеполаганию, регуляции своей деятельности (учебной и эмоциональной), планированию времени и своих действий, самоконтроль, самооценивание.

Усложнение педагогических целей в обучении биологии Предметные цели обучения: -Когнитивный компонент (овладение основами научных знаний); -Деятельностный компонент (овладение предметными умениями и навыками); -Ориентационный компонент (формирование представлений о мире) Личностные цели обучения: - Цели развития мышления, познавательных способностей, УУД; - Цели развития общих способностей и культурных интересов; - Цели формирования мотивации к саморазвитию, в том числе к самообразованию

Новые функции в педагогической деятельности учителя Включается работа по воспитанию у школьников самостоятельности в образовании; Необходим учет знаний, получаемых самими учащимися вне школы из разных источников; Использовать в содержании образования информацию внешней образовательной среды; Изменять свою работу в направлении от репродуктивной (информирующей) к деятельности, развивающей творчество, интерес ученика, его самостоятельность в познании, самосознание и самоопределение; Не утерять предметное биологическое содержание, что важно при новом ФГОС.

Задания на развитие личностных действий Выразите свою позицию; Объясните ваш самостоятельный поступок в… ; Отнеситесь критично к своим поступкам в деятельности; Примите решение по …; Определите свою роль в этом вопросе; Решите жизненную задачу, затрагиваемую в тексте параграфа; Выберите ценностные ориентиры в своём понимании жизни; Установите связь между целью учебной деятельности и её мотивом; Поясните, ради чего вы осуществляете эту деятельность (учение, постановка опыта, прочтение книги, работа с компьютером, поиск информации в Интернете и пр.); Постройте свой жизненный план во времени ( на год, на неделю, на период обучения в школе и т.п.); Умение управлять своей познавательной деятельностью; Умение выявлять самое главное утверждение о …; Умение выражать информацию в виде краткой записи текста из учебника.

Задания на развитие коммуникативных действий Сформулируйте своё высказывание при коллективном обсуждении; Оцените позицию других людей в решении… ; Найдите альтернативное решение в спорном вопросе; Обсудите проблему в коллективе (в классе, в малой группе или в паре со сверстником); Выступите в роли эксперта; Сравните своё понимание ценности с ценностями (других, науки, учёных); Учитесь слушать других; Примите участие в дискуссии.

Задания на развитие познавательных действий Выделите главное в тексте; Сформулируйте понятие о…; Используйте разные источники информации по биологии; Классифицируйте перечисленные факты; Структурируйте материалы текста, озаглавьте рубрики; Оцените не только содержание, но и форму его изложения; Подумайте, как будут развиваться события дальше; Придумайте новый пример; Создайте компьютерное учебное пособие по теме… ; Оцените своё действие в обсуждении вопроса; Дайте оценку процесса и его результатов; Извлеките необходимую информацию из прочитанного текста и запишите её в кратком виде ( в виде тезисов).

Задания на развитие регулятивных действий Определите план своих действий при выполнении работы; Определите последовательность выполнения задачи; Составьте план и последовательность действий при… ; Спрогнозируйте результаты опыта; Внесите необходимые дополнения и коррективы в план; Выделите то, что вами уже усвоено в этой теме; Выделите то, что вам ещё предстоит усвоить из этого (параграфа, темы, курса и пр.); Постройте план выполнения (проекта, опыта, исследования в природе, подготовки презентации и пр.); Выстройте стратегию поиска решения задачи. Определите, каковы ваши цели при выполнении данной исследовательской (проектной) работы;

Требования ФГОС к предметному биологическому образованию Личностные результаты обучения: -знание основных принципов и правил отношения к живой природе; - реализация установок здорового образа жизни; сформированность познавательных интересов в изучении живой природы, интеллектуальных умений и эстетического отношения к живым объектам; Метапредметные результаты обучения: - овладение умениями исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, выдвигать гипотезы; -умение работать с различными источниками биологической информации, находить, анализировать и преобразовывать её; Предметные результаты обучения: - выделять существенные признаки, приводить доказательства, классифицировать, объяснять роль биологии для практической деятельности людей, места и роли человека в природе; -знать и соблюдать основные правила поведения и деятельности в природе. Обратите внимание – на первом месте указаны личностные результаты

Планируемые результаты обучения (в планах урока ) Предметные умения: показывать знание по определённым понятиям; описывать и характеризовать природные явления, наблюдать и сравнивать строение организмов, различать свойства; решать биологические задачи, реализовывать проекты, использовать лабораторное оборудование. Метапредметные умения: развитие способности описывать и наблюдать свойства организмов, систематизировать информацию, выделять главное из потока информации, развить навык самостоятельной учебной деятельности, находить информацию в дополнительных источниках, создавать презентации своих учебных и исследовательских работ. Личностные умения: управлять своей познавательной деятельностью, выявлять сущность того или иного природного явления, решать творческие задачи; развивать ответственное отношение к учению и готовность к самообразованию, проявлять патриотизм на примере жизни и деятельности В.И. Вернадского

Весь наш авторский коллектив вместе с издательским центром «Вентана –Граф» стремились средствами школьного учебника и всего УМК обеспечить помощь в работе учителя и учащихся по нашим учебникам. То, что мы не смогли включить в тексты учебника – включили в УМК по каждому курсу предмета «Биология»: в методические пособия и в рабочие тетради для учеников.

Благодарю за внимание