Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы на тему: «Развитие связной речи средствами изобразительной деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Advertisements

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 46 «Надежда» компенсирующего вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области. Воспитатель.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ Лучкиной Любови Сергеевны.
Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида. ГБОУ д/с 300 ЮЗАО г.Москвы Учитель-логопед Ишанова Ирина юрьевна.
Презентация образовательной программы комбинированной средней группы.
Аналитический отчет за 2010 – 2011 учебный год Учитель – дефектолог: М.Н.Буланова Аналитический отчет за 2010 – 2011 учебный год Учитель – дефектолог:
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста Выполнила воспитатель второй квалификационной категории Е. А. Соловьёва.
Педагогический проект «ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ» Автор проекта: Волкова Л.Б., воспитатель МБДОУ детского сада.
Развивающая среда Развивающая среда построена с учетом возрастных особенностей детей, что способствует реализации потребностей в умственной, творческой.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Презентация логопедического кабинета Условия, созданные для коррекционной работы на логопункте корпуса 2 Учитель –логопед первой квалификационной категории.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
НДОУ «Д ЕТСКИЙ САД 137 ОАО «РЖД» Взаимодействие логопеда и воспитателя в реализации лексической темы Учитель-логопед высшей категории: Яковлева Елена Владимировна.
О собенности работы воспитателя коррекционной логопедической группы В работе воспитателя логопедической группы можно выделить 2 направления работы: 1.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Проект " Мир на кончиках пальцев ". Актуальность Актуальность данного проекта заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 8 комбинированного вида» Бавлинского муниципального района РТ ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ Степанова.
Проект «Осенние мотивы» (фитодизайн) Составила: Самонкина Елена Александровна, воспитатель МБДОУ ЦРР д\с «Оленёнок»
Транксрипт:

Компьютерная презентация методической разработки раздела образовательной программы на тему: «Развитие связной речи средствами изобразительной деятельности детей четырех лет с ограниченными возможностями здоровья» МБДОУ 294 воспитатель Кекшина Татьяна Николаевна

Краткое портфолио педагога Образование: среднее специальное педагогическое. Окончила Лукояновское педагогическое училище в 1974 году. Квалификация по диплому: воспитатель детского сада. Должность: воспитатель логопедической группы для детей с ОНР. Дата прохождения предыдущей аттестации : 2007г., присвоена первая квалификационная категория. Общий педагогический стаж: 39 лет, в должности: 37 лет, в МБДОУ 294 работает 19 лет. Постоянно повышает педагогическую квалификацию : ГБОУ ДПО НИРО, 2007г., участник всероссийской научно-практической конференции «Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида, как условие социализации детей дошкольников» ; ГБОУ ДПО НИРО, 2009г. окончила квалификационные курсы по теме « Логопедия» (воспитательный аспект), 144 часа, удостоверение 6369; МБДОУ 294, 2012г. участник районного методического объединения воспитателей коррекционных групп по теме «Новые подходы к организации пространственно- количественных отношений». Свою педагогическую деятельность стр оит на основе «Образовательной программе МБДОУ» 294, «Программы воспитания и обучения в детском саду» М. П. Васильевой, работает в тесном взаимодействии с учителем-логопедом, который применяет коррекционную программу «Подготовка детей с общим недоразвитием речи к школе в условиях специализированного детского сада» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина). В своей работе использует разнообразные педагогические технологии, основными из которых являются: «Психогимнастика» М.И.Чистякова, 2Коррекция социального иречевого развития детей 3-7 лет» М.А. Тарасов, «Педагогика нового времени» Н. В. Степанова, «Развивающие занятия с детьми 4-7 лет» Л. А. Парамонова, «Система работы по художнественно-эстетическому воспитанию» О. И. Бочкарева, «Интергированая деятельность детей в средней группе» А.В. Аджи Обобщила педагогический опыт работы по темам: «Формирование познавательного интереса и накопление пассивного словаря у детей пятого года жизни с ОНР через экологическое воспитание» (2007г.), «Развитие связной речи средствами изобразительной деятельности детей четырех летнего возраста с ограниченными возможностями здоровья» (2012г.)

Актуальность темы Своевременное и полноценное овладение речью является первым и важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие ребенка, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности. Ограниченность речевого общения отрицательно сказывается на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы. Многие ученые отмечали, что изобразительная деятельность, будь то: рисование, лепка, аппликация оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей, на формирование мелкой и крупной моторики. К.Д.Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством «развязывания» языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями, соотносит их с личным опытом, чувствами, представлениями о прекрасном. Изобразительная деятельность стимулирует социальную адаптацию детей, -общение является важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя посредством других людей, процессом специфического вида деятельности – связной речи. Осуществляемое с помощью речи оно трактуется, как речевая коммуникация. В свете последних концепций дошкольного образования большое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с детьми и взрослыми, что оказывается возможным только при условии полноценного овладения связной речью и другими ведущими видами детской деятельности. Поэтому в разряд актуальных выдвигают проблему коррекции речевых нарушений посредством творческой деятельности детей.

Характеристика детей группы ( учебный год) На начало уч. года дети средней группы (от 4 до 5 лет) имели следующий речевой диагноз: ОНР I ур. при алалии – 2 ребенка, ОНР II ур. при дизартрии – 4 ребенка, ОНР II- IIIур. при дизартрии – 2 ребенка, ОНР IIIур., заикание – 1 ребенок, ОНР IIIур.при дизартрии – 2 ребенка, ОНР III ур.– 1 ребенок. По результатам обследования учителя-логопеда. Обследование невропатолога показало, что помимо речевого нарушения у всех детей имеются отклонения в неврологическом плане. Детям были поставлены следующие диагнозы: неврозоподобное состояние, логоневроз, задержка речевого развития на резидуальном фоне, ММД; энцефалопатия.

Критерии оценки в баллах: 1 балл-низкий уровень Задачу не принимает, может отказаться от выполнения действия, безразличен к процессу работы, или – есть готовность к выполнению, но содержание задания не воспринимает вовсе, программируется лишь общая целевая установка и только в практическом плане, безразличен к результату, не оценивает труд, или - результат не соответствует заданному образцу, но оценка всегда положительная, уровень сформированности учебных действий низок, выполнение доступно только по подражанию, требуется постоянное побуждение к действию, при переходе от одного действия к другому отмечаются застревания, выполняет задания хаотично, иногда просто манипулирует, не может дать словесный отчет о выполненных действиях. 2 балла-средний Принимает задание, идет на сотрудничество, есть заинтересованность, но часто только общей ситуацией, а не содержанием задания, выполнение доступно (доводит до конца), в состоянии удержать цель только после демонстрации образца, после показа хода выполнения задания, этапы деятельности характеризуются низким уровнем самоконтроля, принимается лишь часть инструкций, в результате чего допускаются ошибки, которые не замечаются и не исправляются, затрудняется в выполнении задания по словесной инструкции, заранее не уверен в правильности выполнения задания, результата добивается методом проб и ошибок, словесный отчет может дать только после наводящих вопросов, или по вопросам. 3 балла-высокий уровень Предложенное задание встречает с выраженным интересом, который сохраняется на протяжении всего вида деятельности, принимает общую цель и содержание задания, относится заинтересовано как к результату, так и к способам его получения, выполняет задание в полном объеме по словесной инструкции, умеет действовать по плану, заинтересован в результате, испытывает удовлетворение от хорошо и правильно выполненной работы, результата добивается методом целенаправленных проб, в состоянии дать словесный отчет о выполненной работе, о выполненном действии. Аналитические данные речевого развития детей группы ОНР отслеживаются по следующим уровням

Общее недоразвитие речи – это форма речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы : фонетика, лексика и грамматика. Причины ОНР Частые соматические заболевания Особенности родов Пед. запущенность (не уделяется внимание развитию ребенка) Влияние среды общения Постнатальные (послеродовые) факторы в период до 2х лет Билигвизм (двуязычие ) в семье Генетическая предрасположенность

Аналитические данные педагогической диагностики изобразительно-художественных навыков и умений детей

Мы рассмотрели несколько компонентов художественно- эстетического воспитания детей в соответствии с ФГТ Именно по этим компонентам, как показывают результаты диагностики оценки уровня освоения воспитанниками образовательных областей (согласно комплексной программе «Воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой), дети средней группы с речевым диагнозом ОНР испытывают затруднения: не ориентируются при различении живописи, графики, скульптуры, народной игрушки; с трудом выделяют выразительные средства; недостаточно используют возможности изобразительных материалов; затрудняются при составлении композиции и ее изображения; в малом объеме используют цветовую палитру; в следствии слабо развитой моторики не владеет в полном объеме навыками и умениями изодеятельности – страдает качество продуктивной деятельности.

Цель и задачи работы Цель работы: развивать у детей потребность в творческой и познавательной деятельности, обеспечить необходимые условия для коммуникативного развития детей и их творческого потенциала. Задачи: обогащать представления детей о искусстве, как основе развития творчества и речи; обогащать словарный запас детей; учить детей выделять и использовать средства выразительности в рисовании, лепке, аппликации; формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации; развивать мелкую моторику рук детей; учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей

Вся деятельность с изобразительным материалом является средством развития и обогащения связной детской речи при условиях: Использование заданий, направленных на вербализацию образов Использования системы игр, дидактических упражнений направленных на развитие речи.. Обучение детей 4х летнего возраста созданию выразительного образа в изобразительной деятельности и в речи.

Комплексный подход при реабилитации общего недоразвития речи I.Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы. II.Система средств воздействия разных специалистов: Психолог Физкультурный руководитель Социальный педагог Родители Невролог Муз. руководительВоспитатель Учитель- логопед РЕБЕНОК

Система педагогического воздействия В нашей группе коррекционно-развивающий, педагогический процесс основан на основе комплексного медико-психологического подхода Коррекция ОНР ведется по следующим направлениям: Медикаментозное лечение и психотерапия Максимальная помощь воспитателей и родителей Логопедическое воздействие специалиста Формирование у детей навыка выражения своих чувств через изобразительную деятельность– основной принцип методики. Нейропсихологическая направленность коррекционной работы

Характеристика форм работы с детьми Рассматривание изделий изобразительной деятельности; Познавательная беседа; Непосредственно организованная образовательная деятельность; Дидактические игры; Использование художественного слова (заучивание стихов, потешек, считалочек); Использование тематических физкультминуток, пальчиковой гимнастики; Выставки детских работ; Оформление мини-музея «Наше творчество»; Развлечения.

Интеграция форм работы с детьми Непосредственная организованная образовательная деятельность Дидактические игры Использование художественного слова Использование тематических физ.минуток Выставки детских работ Оформление мини-музея «Наше творчество» Развлечение Познавательная деятельность Рассматривание изделий изобразительной деятельности

Принципы обучения Принцип системности Наглядности Повторности Сознательности Посильности, который предусматривает постепенное нарастание трудности Постепенного усложнения задач Учета эмоционально – волевого состояния ребенка Коррекционной направленности Учет индивидуальных особенностей

Методы и приемы, используемые в непосредственно образовательной деятельности 1.Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ. 2.Метод обследования и наглядности. 3.Словесный (беседа, использование художественного слова, указание, пояснение). 4.Практический (самостоятельное выполнение детьми изделий, использование различных материалов). 5.Эвристический (развитие находчивости и активности). 6.Частично поисковый. 7.Проблемно-мотивационный. 8.Метод «Подмастерья» (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе). 9.Мотивационный (убеждение, поощрение). 10.Пальчиковая гимнастика (способствовать развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон). 11.Психогимнастика (позволяет ребенку войти в образ предмета или явления, которое он хочет изобразить, способствует развитию умения общаться невербальными способами).

Перспективный план художественного творчества Месяц Неделя Лексическая тема Художественная деятельность Сентябрь1 неделяОбследование детей. Наша группа Рисование по замыслу, с элементами аппликации « Картинки для наших шкафчиков» Рисование предметное по замыслу «Посмотрим в окошко» Лепка предметная с элементами конструирования «Вот поезд наш едет, колеса стучат…» 2 неделяРазноцветные сказки. ( закрепление цвета) Аппликация предметная « Поезд мчится «тук-тук-тук»» Аппликация коллективная « Цветочная клумба» Лепка коллективная, предметная «Жуки на цветочной клумбе» 3 неделяРазноцветные сказки (продолжение) Лепка предметная « Ушастые пирамидки» Аппликация «Цветной домик» Лепка с элементами конструирования из природного материала « Петя- Петушок, золотой гребешок» 4 неделяОрганы артикуляции Рисование по представлению «Храбрый петушок» Аппликация из прир. материала на бархатной бумаге « Листопад и звездопад» Аппликация из цветной бумаги, арбузных семечек и осенних листьев «золотые подсолнухи» Октябрь1 неделяИгрушки Лепка предметная «Вот какой у нас арбуз» Рисование по представлению карандашами с натуры « Яблоко» 2 неделяМагазин игрушек Лепка предметная по представлению « Мухомор» Рисование модульное ватными палочками « Кисть рябинки, гроздь калинки…» 3 неделяОгород.Овощи Лепка сюжетная по мативам сказки «ПЫХ» «Во саду ли, в огороде» (грядка с капусткой и морковкой)

4 неделя Осень Аппликация с элементами рисования «Тучи по небу бежали» Лепка сюжетная « Вот ежик ни головы, ни ножек…» Ноябрь 1 неделяСад. Фрукты. Рисование по мотивам литературного произведения «Мышь и воробей» Аппликация сюжетная на основе незавершенной композиции «Заюшкин огород» (капустка и морковка) 2 неделяОвощи.Фрукты. Рисование с элементами аппликации «Заинька серенький стал беленьким» Лепка сюжетная по содержанию «Как у нашего кота…» 3 неделя Наше тело Аппликация декоративная по замыслу. Рисование ( орнамент из геометрических фигур) «Коврик для Кисоньки- Мурысоньки» 4 неделяОдежда (знакомство). Рисование с элементами аппликации. Аппликация декоративная по замыслу Декабрь1 неделя Одежда (продолжение). Рисование декоративное по мотивам «Кружевоплетение (морозные узоры» Лепка сюжетная «Снегурочка пляшет» 2 неделя Обувь Лепка сюжетная « К нам на Елку ой,ой,ой Дед Мороз пришел живой…» Аппликация с элементами рисования «Блестят на елке бусы» (открытка) 3 неделяНовый год Рисование по замыслу Рисование с элементами аппликации «Волшебный шарик» 4 неделяНовый год Лепка сюжетная «Снеговик» Аппликация из геометрических фигур «Веселый снеговик»

Аналитические данные педагогической диагностики изобразительно-художественных навыков и умений детей в сравнении

Сотрудничество с родителями Формы работы с родителями. Родительские собрания Консультации Школа родителей Беседы Совместные праздники Показ открытых занятий Информационный стенд Памятки для родителей Выставки педагогической литературы Анкетирование Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями Создание фотоальбома с фотографиями детей и их родителей Совместное создание предметно- развивающей среды

Знакомство с речевыми диагнозами, с основами методики коррекции речевых нарушений Обучение правилам выполнения артикуляционной гимнастики Рекомендации по использованию дидактических игр Обучение навыкам правильного речевого дыхания Рекомендации по организации продуктивной деятельности с целью закрепления у ребенка знаний об окружающем мире; формирования лексико- грамматических средств языка; развития связной речи; развитию высших психических функций Обучающий практикум для родителей «Школа для родителей» Рекомендации по созданию общего и речевого режима дома

Перспективный план взаимодействия с родителями на учебный год Формы работы с родителями СодержаниеСроки 1. Родительские собрания 1)Первое собрание – познакомить родителей с системой коррекционной работы по преодолению речевых нарушений; задачи на предстоящий учебный год; дать родителям задание на лето. Второе собрание – подвести итоги коррекционно-развивающей работы за первое полугодие; познакомить с задачами на второе полугодие. 2)Третье собрание – подвести итоги коррекционно-развивающей работы за весь учебный год; дать рекомендации на лето. Май предыдущего учебного года. Январь Май 2. Подгрупповые и индивидуальные консультации 1)Обучающий практикум для родителей приемам работы с ребенком по преодолениюречевых нарушений; развитию слухового внимания и фонематического восприятия; по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи; по развитию общей и мелкой моторики. 2)Индивидуальные консультации по запросам. В течение всего учебного года

Формы работы с родителями СодержаниеСроки 3. Информационно- тематический материал в уголок для родителей 1) По преодолению ОНР – « Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей»,«Общее недоразвитие речи у детей», «Для чего нужны занятия с логопедом?». 2) По развитию речи – «Веселый язычок:артикуляционные упражнения для дошкольников», «Учите ребенка рассказывать! С чего начать?», «Дыхательная азбука здоровья» «Учимся отдыхая» 3) На развитие общей и мелкой моторики рук – «Пальчики- ловкие, ручки-умелые», «Улучшим осанку», «Развитие движений кистей и пальцев рук» 4) Развитие фонематического слуха – «Ушки –послушки» 5) Взаимоотношение взрослых и детей – «Поможем ребенку прожить период адаптации», Памятка «Если в семье есть ребенок с ограниченными возможностями здоровья, важно помнить», Памятка «Я и мой ребенок» Анкета «Оцените ваши взаимоотношения с ребенком» Сентябрь Октябрь Январь Май Октябрь Ноябрь Сентябрь Октябрь Март Апрель Март Апрель Май

Формы работы с родителями СодержаниеСроки 4. Открытые индивидуальные и подгрупповые занятия 1)Тема «Обучение ребенка навыкам, (по подгруппам) 2)Тема «Трудный звук – ты наш друг!» - проведение артикуляционной гимнастики (индивидуально) 3)Тема «Прятки на лесной полянке» - по развитию разговорно-описательной речи на основе лексической темы «Дикие звери леса» (фронтально) Конец сентября Октябрь, ноябрь Февраль 5. Знакомство родителей с тетрадями для домашних заданий Рассказать о необходимости своевременно и регулярно выполнять эти задания с ребенком. Октябрь 6. Утренник« Осеннее путешествие в Простоквашино» «Новогодняя сказка» «Мамин День» Октябрь Декабрь Март

Р Е Б Е Н О К Схема ожидаемого результата Различает произведения изобразительно го искусства (живопись, графика, народная игрушка, скульптура) Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, композиция) Знает особенности изобразитель ных материалов Лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы Создает изображение предметов с натуры, по представлению, использует разнообразные композиционные решения Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур

Мониторинг обследования речевого состояния у детей на начало и конец учебных годов: г г г. -Начало учебного года - конец учебного года В – высокий уровень П – пограничный (средне-высокий) уровень Ср. –средний уровень Н. – низкий уровень

Выводы. Анализируя итоги развивающей работы с детьми и итоги мониторинга развития речи детей за последние три года, можно сделать следующие выводы: Система коррекционной работы по преодолению нарушений речи с использование наглядности, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом особенностей речевого и психического развития детей с ограниченными возможностями мы получили хорошие результаты. Изобразительная деятельность как никакая другая является естественным неоценимым видом деятельности для воспитания и формирования всесторонне развитой личности. Кроме того, спланированная система работы позволила решать другие коррекционные задачи: активизировать словарь, учить строить предложения разными лексико-синтаксическими средствами, грамматически и фонетически правильно оформлять свои высказывания, развивать связную речь, что также связано с умственным развитием детей. Дети во время занятий по изобразительной деятельности, в ходе индивидуальной работы, в самостоятельной художественной деятельности активно общаются, передают свои ощущения, эмоции. Таким образом, достигается основная цель всего коррекционно-развивающего обучения – это развитие коммуникативной функции речи, которая дает возможность ребенку положительно взаимодействовать с окружающими и полноценно развиваться.