Этические вопросы оценки проектов и программ Е. Грешнова, Заместитель Исполнительного директора по программной деятельности Российский Комитет «Детские деревни SOS» SUBTITLE
ТЕРМИНЫ Заинтересованные стороны – люди и/или организации, на жизнь и деятельность которых могут повлиять результаты оценки Участники оценки – респонденты – пользователи (заказчики, сотрудники) – оценщики Оценка – исследование, отвечающее на вопрос: «правильная ли модель планируется или реализуется с точки зрения желаемого результата»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА B. Доверие к оценщику Чтобы обеспечить доверие и признание результатов оценки, лица, проводящие оценку, должны заслуживать доверия и быть компетентными для проведения оценки Конкурсный отбор (обсуждение и согласованная позиция) или Признанный авторитет Объективность Конфиденциальность Вовлечение и информирование СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ Американский объединенный комитет по стандартам для оценки в области образования.
ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ B. Учет политической ситуации При планировании и проведении оценки следует учитывать различия в позициях заинтересованных сторон, которых нужно привлечь к сотрудничеству, а также предупредить или противостоять возможным попыткам этих сторон помешать проведению оценки или повлиять или неверно использовать результаты оценки. Пример – Оценка применимости программ SOS в регионе ТОЧНОСТЬ K. Объективная отчетность Процедуры отчетности должны исключать возможность искажения информации из-за личного отношения или предвзятой позиции одной из сторон, чтобы отчеты об оценке объективно отражали результаты оценки. Использование нескольких источников, сопоставление данных СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ Американский объединенный комитет по стандартам для оценки в области образования.
ПРАВОМЕРНОСТЬ C. Права участников оценки При проектировании и проведении оценки должны учитываться и защищаться права и благополучие людей, принимающих участие в оценке Соглашения о неразглашении сведений Анонимность источников СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ Американский объединенный комитет по стандартам для оценки в области образования.
F. Обнародование результатов Официальные участники оценки должны обеспечить, чтобы все результаты оценки и информация об их ограничениях были доступны людям, на которых повлияла оценка, а также всем тем, у кого есть законное право получить эти результаты. Сотрудники Руководители Доноры Благополучатели… G. Конфликт интересов Нужно открыто и честно сообщать о конфликте интересов, чтобы он не повлиял на качество процесса и результатов оценки. СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ ПРОГРАММ Американский объединенный комитет по стандартам для оценки в области образования.