L/O/G/O Детский сад 15 г Каменск-Уральский Семинар для педагогов Современные формы образования дошкольников. Реализация требований ФГТ Автор: Заместитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 424 г.Челябинска Реализуемые программы: «Развитие» Л.А. Венгера;
Advertisements

« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Социально-ориентированный проект по формированию у детей добрых чувств через организацию разнообразной трудовой деятельности «Доброта спасет мир» «С раннего.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ДОУ « Солнышко » Организация работы ДОУ в условиях внедрения ФГТ.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
«Реализация регионального компонента в условиях ДОУ»
Организация проектной деятельности в ДОУ как интегрированный метод обучения и воспитания.
Повышение качества дошкольного образования на основе комплексно- тематического планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ДОУ 64 г. Сызрань.
Подходы к планированию и организации работы в контексте Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Организация социально-личностного развития дошкольников в соответствии с ФГТ. Методическое объединение секции воспитателей Советского района города Ростова-на-Дону.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Транксрипт:

L/O/G/O Детский сад 15 г Каменск-Уральский Семинар для педагогов Современные формы образования дошкольников. Реализация требований ФГТ Автор: Заместитель заведующего по ВМР Урюпина Светлана Анатольевна

Содержание Требования ФГТ к ОД Виды и формы ОД Новые виды организации ОП Формы организации НОД На семинаре рассмотрим следующие вопросы (Использование технологии трёх «И») Практическая работа

Известно: Требования ФГТ Требования к Современному образовательному процессу: соответствовать принципу развивающего образования обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса

Требования ФГТ предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Требования ФГТ образовательная деятельность, должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности: 1.Двигательная 2.Игровая 3.Трудовая 4.Познавательно-исследовательская 5.Коммуникативная 6.Чтение 7.Продуктивная 8.Музыкально-художественная

Известно: Виды организации ОП Какие основные формы организации ОП по ФГТ вы знаете?

Проверка Виды образовательной деятельности - Образование дошкольников самостоятельную деятельность детей образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности взаимодействие с семьями детей образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов

Интересно: Какие новые формы образовательной деятельности существуют? Нужны ли занятия Нужны ли занятия Какие? Что вместо занятий? Что вместо занятий? Занятие как «занимательная деятельность» с детьми Занятия ?

Изучили: Новые формы образовательной деятельности 1.Проектная деятельность с дошкольниками (детские проекты) Разработка и реализация детских мини-проектов по узким темам (как ответ на к-л вопрос) (Огонь-друг или враг?;мальчики и девочки; Малыши –наши друзья ) Основополагающий вопрос, на который должны ответить в процессе реализации Развивающие цели, задачи этапы деятельности (подготовительный, продуктивный, итоговый) Ресурсное обеспечение План мероприятий по проекту Результат – итоговое мероприятие (развлечение, интегр.занятие, экскурсия) изготовление к-л продукта (коллаж, фидеоролик, агитбригада, карта-схема, игрушки-забавы, концерт и др.) Особенности: не длительны по времени, не затратны, на узкую тему

Изучили: Новые формы образовательной деятельности Педагогические проекты Более длительные проекты, на пед. темы, по развитию у детей к-л качеств или представлений В рамках пед.проекта м.б. детские проекты («Развитие этикетных норм и правил у ст.дошкольников» - детский проект «Мальчики и девочки») привлекаются другие участники (родители, педагоги) Материал давался 2 года подряд – презентация и раздаточный материал (есть в электронном виде )

Изучили: Новые формы образовательной деятельности 2. Экспериментальная деятельность – организация опытов и экспериментов по к-л темам Создание условий (лаборатория или познавательно- исследовательский центр, карты записи опыта) деятельность с детьми- опыты, познавательно- исследовательская деятельность на занятиях, прогулках, Сов ОД план работы по детскому экспериментированию (организация опытов и экспериментов 1-2 раза в месяц) Существует планирование опытов в методкабинете, литература, опыт работы в группе 5 Эксперимент м.б как мероприятие проектной деятельности

Изучили: Новые формы образовательной деятельности 3. Музейная педагогика Музеи 1 предмета, тематических мини-музеев по нужной теме (например, как итоговое мероприятие по теме) Привлекаются все участники ОП Создается план или проект по работе с данным музеем Презентация музея, работа музея как итог деятельности Краткосрочная работа (до 1 мес)

Музейная педагогика

Интересно: Новые формы образовательной деятельности 4.Технология портфолио- индивидуальная папка в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности Развивающая ценность: Воспитание общечеловеческих ценностей Развитие детско-родительских отношений Помощь при социализации ребенка Развитие общего кругозора и речи Развитие правильной самооценки Мотивация на саморазвитие

Новые формы образовательной деятельности 4.Технология портфолио. Виды: Педагогический, детский, групповой примерные разделы : Детский ПортфолиоГрупповой 1. Я сам 2. Моя семья 3. Мои друзья 4. Что я люблю 5. Мои достижения 1.Это мы 2.Наши любимые занятия и увлечения 3.Наши проекты и мероприятия 4.Наши достижения

Интересно: Новые формы образовательной деятельности 5. Акция (действие) (от лат. actio) действие, выступление (например, политическая акция, дипломатическая акция).(действие)лат. ВИДЫ: Социальная Экологическая Политическая Чаще всего является финалом к-л деятельности, итоговым мероприятием проектов

Интересно: Новые формы образовательной деятельности 6. Приобщение к детской субкультуре

Приобщение к детской субкультуре АКТУАЛЬНОСТЬ Требования ФГТ указывают на организацию ОД в новых, адекватных возрасту формах Современный ребёнок – житель 21 века, на которого влияют все признаки настоящего времени. В мире коммуникаций происходит обеднение культуры детства: дети мало играют, действуют, неохотно взаимодействуют, неумело сотрудничают, им не хватает общения с родителями, сверстниками.

Актуальность Требования к профессиональной деятельности педагога, к умению проектировать и реализовать педагогический процесс на основе диалогичности, гуманности, усиливая внимание к интересам ребёнка, к умению наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, играми, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность. Трудности родителей во взаимодействии с ребёнком и его воспитании из-за недостатка времени. Возложение проблемы развития ребёнка и подготовки к школе на детский сад. Признавая авторитет ДОУ, не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Неоправданно завышенные требования к образованности ребёнка без учёта его реальных возможностей.

Одна из актуальных проблем педагогики – социализация воспитанников дошкольных учреждений. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребёнок адаптируется в мире людей, сможет ли найти своё место в жизни и реализовать собственный потенциал. Актуальность

Понятие «детская субкультура» Детская субкультура - особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, совокупность особенностей поведения, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и встроенная в общее культурное целое. Носителем основных культурных ценностей является детское сообщество. Детская субкультура – это скрытое, диалогическое обращение к миру взрослых, самобытный способ его освоения и самоутверждения в нём (В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн).

Основные функции детской субкультуры Социализирующая В детской среде с помощью субкультурных средств происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, формирование его как личности. Важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям. Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, устанавливает зону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.

Основные функции детской субкультуры Психотерапевтическая пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира, а степень погруженности ребенка в субкультуру - своеобразный показатель его гармоничных отношений с другими людьми. Культуроохранительная детская субкультура передает из поколения в поколение ныне утраченные жанры и обряды.

Основные компоненты детской субкультуры Детский правовой кодекс: раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимодействия, взаимоотношений со сверстниками; Детский фольклор (колыбельные песни, дразнилки, прибаутки, потешки, считалки и др.) Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки), смеховой мир детства (перевертыши, истории- небылицы, страшилки, «черный юмор» или детские «садистские» стишки); Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники) и коллекционирование;

Основные компоненты детской субкультуры Способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные виды деятельности, рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.; Детская мода, эстетические представления детей (составление веночков и букетов, «секреты»); Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, «страшилки», детское словотворчество, сказочный мир; Детская картина мира, т.е. особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

ВЫВОД детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности группы. В ней, как и в общей культуре, в которой родился ребёнок, формируется целостный жизненный опыт индивида: он познаёт мир, себя и окружающих людей.

ФОРМЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЕ Выставки Характеристика формы Выставки собрание каких-либо замечательных предметов (по определению В.И.Даля) Выставки - собрание предметов, расположенных для обозрения, а такое место, где они собраны (в словаре С.И. Ожегова) Выставки могут быть тематическими (коллекционные, творческие), раскрывающими или представляющими предметы, объединенные общим содержанием, и авторскими (семейные, персональные), в создании которых может принимать участие семья или же один ребенок или взрослый.

Выставки Общие задачи социализации: Создавать условия для раскрытия ребенком собственного внутреннего мира; Осваивать социальные роли. Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: Формировать умение ребенка заниматься каким-либо делом рядом с другими; Побуждать детей объединяться на основе общего интереса; Способствовать совместному участию детей в выполнении заданий. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: Помочь ребенку осознать себя членом детского общества («наша группа», «мы»); Дать возможность усвоить правила, установленные самими детьми, которые выражаются в равенстве всех членов группы при получении общих благ (участие в общем деле, пользование игрушками, материалами).

Выставки Младший и средний дошкольный возраст. В соответствующих группах устраиваются в основном тематические выставки, посвященные самым близким и значимым для ребенка предметам (модные игрушки года, игрушки из киндер- сюрпризов, наклейки и др.). К старшему дошкольному возрасту диапазон тематических выставок расширяется. Добавляются выставки по результатам совместного творчества (творческие), авторские (персональные и семейные), отражающие увлечения детей, родителей, педагогов.

Презентации Характеристика формы Презентация - активная форма работы, позволяющая в различных видах детской деятельности выразить общие интересы группы. Общие задачи социализации: Создавать условия для накопления ребенком первичного опыта общения; Содействовать разновозрастному общению; Оказывать помощь в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

Презентации Подготовка Изготовление приглашений для детей другой группы; Подготовка подарков и призов для гостей; Приготовление угощений для всех участников; Подготовка групповой среды к презентации, а также личных или групповых объектов и материалов; Подбор и разучивание стихов, песен, рассказов, которые будут включены непосредственно в презентацию и др. Презентации могут быть разными по структуре и по содержанию, но должны выражать общие интересы группы. Условно можно выделить презентации: 1) группы (предметно-развивающей среды в целом или ее отдельных игровых зон); 2) выставочных материалов, которые знакомят с жизнью группы; 3) групповых достижений, раскрывающих результаты детской группы в каком- либо виде деятельности.

Игровые проекты Характеристика формы Игровые проекты групповые формы взаимодействия детей в деятельности, способ ее организации, характеризующийся поэтапным практическим взаимодействием педагогов и воспитанников по достижению игровой цели. Общие задачи социализации: Обогащать социальный опыт ребенка, помогать осознавать нормы и правила поведения; Осваивать разнообразные социальные роли в коллективной жизни сверстников; Формировать у детей умения сотрудничать, отстаивать свои суждения и сравнивать себя с другими.

Игровые проекты Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: Формировать у детей умение заниматься каким-либо общим делом рядом с другими; Поддерживать кратковременное взаимодействие и побуждать детей объединяться на основе общего интереса; Способствовать совместному участию мальчиков и девочек в выполнении заданий. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: Создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения детей друг с другом в продуктивных видах деятельности; Обеспечивать ребенку право выбора роли, игрушки, материалов, возможность самостоятельного принятия решений; Учить планировать совместную деятельность, согласовывать свои действия и мнения с партнерами; Способствовать развитию чувства ответственности за общее дело.

События Характеристика формы Событие - форма, с помощью которой создаются условия для самореализации ребенка в группе сверстников и развития у него адекватной самооценки своих возможностей. В словаре С.И. Ожегова* событие трактуется как значительное явление, факт общественной, личной жизни. В педагогике событийный подход предполагает наличие в жизни детей ярких, эмоционально-насыщенных дел, которые значимы и привлекательны как для коллектива, так и для личности. Общие задачи социализации: - создавать условия для самореализации ребенка в группе сверстников; - развивать у детей адекватную оценку своих возможностей; - воспитывать нравственные качества у дошкольников.

События Задачи в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста: развивать у детей самостоятельность и уважение к себе; поддерживать потребность в положительной самооценке; воспитывать желание этично вести себя по отношению к другим. Задачи в работе с детьми старшего дошкольного возраста: создавать условия для формирования нравственной основы личности; поддерживать в ребенке уважение к себе; развивать чувство собственного достоинства; способствовать проявлению доброты, отзывчивости и других благородных качеств.

Возможность интеграции образовательных областей Формы проведения 1.Выставка «Остров драконов» (актуальная игрушка года) 2. Событие «Ярмарка игр» Интеграция образовательных областей Познание Коммуникация Социализация Художественное творчество Чтение художественной литературы Познание Коммуникация Социализация Музыка Художественное творчество Физическая культура Здоровье Чтение художественной литературы

Реализация детских видов деятельности Форма проведения: Событие «Волшебница - вода» Презентация « В гостях у сказки» Виды детской деятельности 1.Физкультурно-оздоровительная 2.Игровая 3.Познавательная 4.Коммуникативная Продуктивная 1.Игровая 2.Познавательная 3.Музыкально-художественная 4.Коммуникативная 5.Продуктивная 6. Чтение художественной литературы

Перспективное планирование работы Вторая младшая группа

Средняя группа Время проведе -ния Название мероприятия Форма проведени я ГостиАтрибуты и материалы для проведения мероприятия, выставочные материалы, продукт детской деятельности Сентябр ь Осенние причуды ВыставкаСтаршая группа Овощи и фрукты необычной формы и размера; поделки из овощей и фруктов, выполненные вместе с родителями, фотографии авторов Октябрь Волшебница -вода СобытиеII младшая группа Два пластмассовых таза для воды; палочки для коктейля по количеству детей; материалы для изготовления кораблика НоябрьВыпуск журнала про любимого героя Игровой проект Средняя группа Детский журнал о персонаже мультфильма Январь Новогодние фантазии Презента ция Средняя группа Рисунки сказочных героев с лицами детей группы (карнавал); макет зимой в лесу; новогодняя елка и хоровод кукол у нее; сладкое угощение в самодельных коробочках; бумага для изготовления новогодних экспонатов; папка-передвижка с фотовыставкой по темам «Мы на прогулке» и «Мы кормим голубей» Февраль Киндер - страна ВыставкаИгрушки из киндер-сюрприза различных серий, результат коллективного собирательства Апрель Экскурсия по фотовыстав кам Презента ция Средняя группа Фотографии, отражающие разные виды деятельности детей; иллюстративные материалы с видами города и его символикой; изготовление в качестве подарка символ группы; ткань для оформления фона выставки; самодельные рамки для фотографий

План работы в старшей группе Время провед е-ния Название мероприятия Форма проведения ГостиАтрибуты и материалы для проведения мероприятия, выставочные материалы, продукт детской деятельности Сентяб рь Я маленькийВыставкаПодготовительная группа Любимые игрушки, фотографии детей до полутора лет Октябр ь Страна малышей ПрезентацияПодготовительная группа Игрушки которые любили дети когда были маленькими; фотографии детей в возрасте до полутора лет; пустышки на шнурочках и нагрудники для каждого ребенка; две сюрпризные коробки; ворота для подлезания; аудиозапись «Разноцветные шары», плач ребенка НоябрьДавайте познакомимся ПрезентацияПодготовительная группа Приглашения, подарки для гостей Декабр ь Ярмарка игрСобытиеСредняя группаАтрибуты для игр «Зоопарк», «Магазин», «Поликлиника и ветлечебница», «Кафе», «Дом», «Салон- парикмахерская»; настольные игры с кубиком; атрибуты к режиссерской игре по сказке «Заюшкина игрушка»; материалы для изобразительной деятельности; конструкторы лего ЯнварьОстров зайцев (котов) ВыставкаПодготовительная группа игрушки- зайцы (коты) из разного материала и разной величины МартСказки ПушкинаИгровой проект Старшая группаСценарий театрализованной викторины. Рисунки – иллюстрации к сказкам Пушкина АпрельФотомастер- ская Игровой проект Старшая группаВыставка автопортретов «Мы – друзья» МайСемейные увлечения ВыставкаПодготовительная группа Поделки разной тематики, семейная фотография

Компоненты детской субкультуры в ПРС группы ПостоянныеВременныеПолученные в результате реализации проектов 1.Предметы- накопители: коробки, сундучки, сумочки, ларцы и т.д. 2.Модели возрастных периодов: «Паровозик времени», «Ладошки» и др Выставки. Коллекции Продукты детской деятельности: журналы, фотоальбомы, атрибуты к играм (сюжетно-ролевым, драматизациям и т.д.)

Предполагаемый результат: Реализация новой технологии Отбор воспитательных технологий и методов, адаптированных к современным социальным потребностям дошкольников. Организация общения с воспитанниками на индивидуально-личностной основе Повышение качества взаимодействия педагогов с родителями воспитанников – вовлечение их в ОП, развитие детско-родительских отношений Повышение качества социального развития дошкольников и уровень готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем. Предметно-развивающая среда пополнится компонентами детской субкультуры

Интересно: Формы организации НОД Какие формы занятий вы знаете?

Формы организации занятий Комплексное занятие Тематическое занятие Экскурсия Занятие-труд Интегрированное занятие Занятие-творчество (сочинение, рисование) Занятие-посиделки

Формы организации (ОД) занятий Занятие-сказка Занятие- прессконференц ия Занятие-конкурс Занятие-беседа Занятие-игра Образовательная ситуация

Практическая работа День знаний в детском саду Осень Это наша Родина Народная культура, традиции Весна Скоро лето Каждой команде предлагаются темы из комплексно-тематического плана, по которым нужно придумать формы и виды ОД с детьми Команда 1 Команда 2 Команда 3

Практическая работа. Пример Разработка мероприятий по заданным темам в новых формах Тематический блок: ЗИМА Темы:. 1. Зима. Природа зимой. 2. Зимующие птицы. Домашние и дикие животные. 3. Новый год. 4. Зимние забавы. Зимние виды спорта Формы организации образовательной деятельности: Приобщкние к дет.субкультуре – 1.Презентация «Зимний спорт на Урале» - представление любимых видов спорта – картинка, краткий рассказ, чем нравится 2.Выставка «Любимые зимние забавы нашей семьи» - фото презентация, краткий рассказ 3.Совместная акция «Каждой птичке своя кормушка» 4.Проектная деятельность: Детский проект «Зимние домики лесных обитателей» - постановка проблемы, поиск информации о зимовье лесных обитателей, создание познавательной книжки-самоделки

Команда Использование новых форм образовательной деятельности Команда 1 2 Общийрезультат 3 Результаты

L/O/G/O Успехов в применении новых форм ОД! Детский сад 15 г Каменск-Уральский