VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация: этнография Центр детского творчества Найхинского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьный этнографический музей «Амурская радуга» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа Нижнехалбинского сельского.
Advertisements

Искусство из глубины веков. Мировоззрение народов Приамурья тесно связано с природой. Она присутствует во всем: в верованиях, быте, искусстве.
Загадочный мир растений Выполнили учителя МОУ «Гимназия г.Вольска Саратовской области» Закаткина К.С, Родионова И.Ю.
МОУ «Верхнеигнашкинская СОШ» Миссия ОУ Миссия ОУ Выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование здоровой личности, обладающей прочными.
VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация «Этнографические исследования» МОУ СОШ 9 Камчатского.
К истокам народного творчества Работа выполнена учащимися начальных классов МОУ СОШ 5 Работа выполнена учащимися начальных классов МОУ СОШ 5.
Я в сказку поверил, В ней чудо увидел, Я странствовать послан Судьбой… О, дикий мой Север, Великий мой идол, Плененный стою Пред тобой! Я в сказку поверил,
Основные направления Село моё родное Село моё родное Моя родословная Моя родословная Дети и война Этнография Природа родного края Природа родного края.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Центр внешкольной работы» Ольга Дмитриевна Вадюхина – педагог дополнительного.
Реализация регионального компонента через внеурочную деятельность в условиях введения нового ФГОС.
Народы России. Нанайцы. Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края, проживающий по берегам Амура и его притоков.
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Народ коми прошёл длинный и сложный путь исторического развития.
МДОУ «Детский сад 24» Тема проекта : « Я – семья – род – народ » Участники проекта : Дети и родители подготовительной группы Руководитель : Дятлова И.
Тема проекта: Лес как источник жизни Автор проекта: Лютикова Е.А., Рыбина Н.В. Творческое название проекта: «Природные богатства России»
На территории Хабаровского края российского Дальнего Востока издревле проживают восемь коренных малочисленных народов: нанайцы, негидальцы, орочи, нивхи,
«Организация исследовательской работы с детьми старшего дошкольного возраста»
Лес, как сказочное царство, Лес, как сказочное царство, Там кругом растут лекарства, Там кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке- В каждой.
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ермаковская детская эколого-биологическая станция», приглашает детей и родителей.
Транксрипт:

VII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на Земле» Номинация: этнография Центр детского творчества Найхинского сельского поселения Хабаровского края Творческий коллектив «Краевед» «Секреты земли Дерсу» «Секреты земли Дерсу» Руководитель: Бельды Раиса Алексеевна 2009

Коллектив «Краевед» Бельды Екатерина Бельды Екатерина Бельды Любовь Бельды Любовь Гейкер Вероника Гейкер Вероника Шумилов Евгений Шумилов Евгений Бельды Р.А. Бельды Р.А.

Объект исследования Присваивающее хозяйство нанайцев (Обычаи, традиции, обряды, народные знания, материальная и духовная культура) Присваивающее хозяйство нанайцев (Обычаи, традиции, обряды, народные знания, материальная и духовная культура)

Цель и задачи исследования Цель: Цель: Выяснение народных знаний, традиций, обрядов и обычаев у нанайцев Выяснение народных знаний, традиций, обрядов и обычаев у нанайцев Задачи: Задачи: Какие были промысловые и рыболовные обряды, отражение их в фольклоре нанайцев, выполнение этих обрядов нынешними рыбаками и охотниками; Какие были промысловые и рыболовные обряды, отражение их в фольклоре нанайцев, выполнение этих обрядов нынешними рыбаками и охотниками; Как использовался в быту природный материал. Как использовался в быту природный материал. Чем питались нанайцы, как добывали, собирали, сохраняли продукты питания в прошлом и сегодня; Чем питались нанайцы, как добывали, собирали, сохраняли продукты питания в прошлом и сегодня; Какие травы, коренья и другие средства использовали для лечения от различных болезней. Какие травы, коренья и другие средства использовали для лечения от различных болезней.

Поставленная проблема в литературе Данная проблема была частично исследована в книгах: Березницкий С. В., Гаер С., Карабанова Ф.А и др. История и культура нанайцев. Березницкий С. В., Гаер С., Карабанова Ф.А и др. История и культура нанайцев. Вострикова Г.Г., Востриков Л.А. Медицина народов Дерсу. Вострикова Г.Г., Востриков Л.А. Медицина народов Дерсу. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Гаер Е.А. Древние бытовые обряды нанайцев. Данюкова Н.А. Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья. Данюкова Н.А. Роль растений и животных в жизни коренных народов Приамурья. Кубанова Ритуальная скульптура нанайцев. Кубанова Ритуальная скульптура нанайцев. Краски земли Дерсу. Фотоальбом Краски земли Дерсу. Фотоальбом Сем Ю.А.. Нанайцы. Материальная культура Сем Ю.А.. Нанайцы. Материальная культура Смоляк А.В. традиционное хозяйство и материальная культура народов нижнего Амура и Сахалина. Смоляк А.В. традиционное хозяйство и материальная культура народов нижнего Амура и Сахалина.

Методы исследования Основной метод исследования: самостоятельная работа учащихся с литературой. Основной метод исследования: самостоятельная работа учащихся с литературой. Совместная работа с информаторами Совместная работа с информаторами Исследовательская работа Исследовательская работа Методы наблюдения Методы наблюдения

Собранные данные Для выполнения исследования были собраны следующие данные: Промысловые и рыболовные обряды и обычаи, народные знания по медицине Промысловые и рыболовные обряды и обычаи, народные знания по медицине Собирательство у народов Приамурья Собирательство у народов Приамурья Предметы исследования (лекарственные растения, корни, изделия декоративно- прикладного искусства, рыбьей кожи, фольклор) Предметы исследования (лекарственные растения, корни, изделия декоративно- прикладного искусства, рыбьей кожи, фольклор) Фотографии Фотографии Литература Литература

Результаты исследования Промысловое хозяйство зависит: Промысловое хозяйство зависит: от умения и опыта людей; от умения и опыта людей; от природных условий; от природных условий; от случайных явлений; от случайных явлений; Это порождает веру в сверхъестественные силы природы и стремление как-то воздействовать на эти силы.

Результаты исследования Промысловые обряды нанайцев в прошлом. Промысловые обряды нанайцев в прошлом. Моления духам Дюлин - хранителям дома, помощникам в охоте и на рыбалке Моления духам Дюлин - хранителям дома, помощникам в охоте и на рыбалке Ежегодные моления небу перед началом охоты Ежегодные моления небу перед началом охоты Жертвоприношения хозяевам местности и духу огня Подя. Жертвоприношения хозяевам местности и духу огня Подя. Жертвенная пища: это несоленая каша, манто, фасоль, сугдичэ – водка Жертвенная пища: это несоленая каша, манто, фасоль, сугдичэ – водка

Промысловые обряды в прошлом нанайцев. Обряды нынешних рыбаков и охотников Промысловые обряды в прошлом нанайцев. Обряды нынешних рыбаков и охотников Обряд поклонения духу воды Тэму Обряд поклонения духу воды Тэму Обряд приношения жертвенной пищи утонувшим Чэи Обряд приношения жертвенной пищи утонувшим Чэи Обряды, связанные с промыслом калуги и осетра. Обряды, связанные с промыслом калуги и осетра. Результаты исследования

Промысловые обряды в прошлом. Запреты Промысловые обряды в прошлом. Запреты Нельзя упоминать о предстоящем промысле дома, по пути на промысел, на месте охоты. Нельзя упоминать о предстоящем промысле дома, по пути на промысел, на месте охоты. Запрещалось произносить названия животных. Запрещалось произносить названия животных. Охотнику нельзя хвастаться и думать о предстоящей добыче. Охотнику нельзя хвастаться и думать о предстоящей добыче. Запрещалось неоправданное уничтожение животных Запрещалось неоправданное уничтожение животных Запреты для вдовы Запреты для вдовы

Результаты исследования Рыболовство в фольклоре нанайцев. Рыболовство в фольклоре нанайцев. Сказка «Счастливый кувшин» - удочка Сказка «Счастливый кувшин» - удочка Сказка «Наисо» - мэнгэн (крючковая снасть) Сказка «Наисо» - мэнгэн (крючковая снасть) Сказка «Пока» - махалка Сказка «Пока» - махалка Рассказ о Симминском деде Рассказ о Симминском деде

Результаты исследования Собирательство у народов Приамурья Собирательство у народов Приамурья Основным способом добычи пищи были рыболовство и охота, а также сбор даров природы. Этот способ хозяйствования называется присваивающим. Собирательство нанайцев носило потребительский характер

Использование рыбы и животных Использование рыбы и животных Рыболовство: давало основную пищу, а также одежду, из рыбьей кожи шили халаты, рукавицы, олочи. Рыболовство: давало основную пищу, а также одежду, из рыбьей кожи шили халаты, рукавицы, олочи. Охота: мясо животных использовалось в пище, шкура шла на изготовление одежды и обуви, ниток. Охота: мясо животных использовалось в пище, шкура шла на изготовление одежды и обуви, ниток. Результаты исследования

Применение древесины, тальника, лозы Применение древесины, тальника, лозы Тальник использовали при постройке жилищ Дерево годилось для изготовления лодок, мебели, посуды, шкатулок, табакерок, игрушек и ритуальной скульптуры. Крапиву и дикую коноплю использовали для изготовлением ниток, из которых плели сети, неводы и ловушки для рыбы. Из лозы плели корзины, различную посуду, ловушки для зверей и рыбы, снегоступы, сачки Из камыша покрывали крыши домов, делали циновки, которыми покрывали каны, плели сида – своеобразные сушила. Из камыша покрывали крыши домов, делали циновки, которыми покрывали каны, плели сида – своеобразные сушила. Результаты исследования

Сбор и заготовка даров леса Сбор и заготовка даров леса Дары леса употреблялись в пищу. Самыми питательными плодами в лесу являются орехи: кедровые, фундук, маньчжурский, лещина. Большую питательную ценность представляют желуди. Из грибов нанайцы собирали только тальниковые и ясеневые грибы. Кроме того собирали ягоду, травы, яйца черепах и птиц, грибы. Дары леса употреблялись в пищу. Самыми питательными плодами в лесу являются орехи: кедровые, фундук, маньчжурский, лещина. Большую питательную ценность представляют желуди. Из грибов нанайцы собирали только тальниковые и ясеневые грибы. Кроме того собирали ягоду, травы, яйца черепах и птиц, грибы. Результаты исследования

Береста. Изделия из бересты Береста. Изделия из бересты летние жилища летние жилища шляпы шляпы подстилки подстилки лодки-оморочки лодки-оморочки детские люльки детские люльки посуда посуда коробки коробки сумочки и т.д. сумочки и т.д. Результаты исследования

Результаты исследования Нанайская народная медицина Нанайская народная медицина Нанайцы имеют богатый опыт врачевания травами, кореньями, продуктами животного происхождения, насекомыми. Народные лекари владели методикой точечного массажа, умели останавливать кровотечения, успешно лечили ожоги, раны, имели представления о растениях, обладающих болеутоляющим действием, понимали целебное значение всех этих средств.

Народная медицина нанайцев представляет собой определенный набор лекарственных средств, своеобразные взгляды на причины болезней и свою систему врачевания. Область применения растительных и животных лекарственных средств у нанайцев: Народная медицина нанайцев представляет собой определенный набор лекарственных средств, своеобразные взгляды на причины болезней и свою систему врачевания. Область применения растительных и животных лекарственных средств у нанайцев: раны, переломы, ушибы, болезни суставов раны, переломы, ушибы, болезни суставов восстановление организма после родов, сильных ран, продолжительной болезни. восстановление организма после родов, сильных ран, продолжительной болезни. желудочно-кишечные расстройства желудочно-кишечные расстройства простудные заболевания простудные заболевания Результаты исследования

Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего. С древнейших времён человек сознавал свою неразрывную связь с природой, свою зависимость от окружающей среды. Обычаи и обряды помогали нанайцам на охоте и на рыбалке. И, несмотря на современные орудия лова, современную технику, современное оружие, обычаи и обряды, сложенные веками выполняются каждым нанайским охотником и рыбаком. Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего. С древнейших времён человек сознавал свою неразрывную связь с природой, свою зависимость от окружающей среды. Обычаи и обряды помогали нанайцам на охоте и на рыбалке. И, несмотря на современные орудия лова, современную технику, современное оружие, обычаи и обряды, сложенные веками выполняются каждым нанайским охотником и рыбаком. Нужно всем людям призадуматься: а что мы оставим своим детям – выжженную пустыню или цветущий край. Экологический кризис можно остановить, исходя из взглядов и поверий наших умных предков. Нужно всем людям призадуматься: а что мы оставим своим детям – выжженную пустыню или цветущий край. Экологический кризис можно остановить, исходя из взглядов и поверий наших умных предков. Выводы

У нанайцев сложился комплекс народных знаний, составляющий важную часть традиционной бытовой культуры. В этих знаниях отразился жизненный опыт таёжных охотников, рыболовов, собирателей даров тайги. Мы понимаем, что только прикоснулись к этим знаниям. У нанайцев сложился комплекс народных знаний, составляющий важную часть традиционной бытовой культуры. В этих знаниях отразился жизненный опыт таёжных охотников, рыболовов, собирателей даров тайги. Мы понимаем, что только прикоснулись к этим знаниям. В своих работах мы выяснили, что в обрядах и обычаях тысячелетиями накапливался мудрый опыт поколений, который передавался из уст в уста, опыт бережного уважительного отношения к природе и опыт воспроизведения и приумножения её богатств для будущих поколений. Этот опыт нанайских рыбаков и охотников нужен в будущем для сохранения человеческого рода и нашей природы. В своих работах мы выяснили, что в обрядах и обычаях тысячелетиями накапливался мудрый опыт поколений, который передавался из уст в уста, опыт бережного уважительного отношения к природе и опыт воспроизведения и приумножения её богатств для будущих поколений. Этот опыт нанайских рыбаков и охотников нужен в будущем для сохранения человеческого рода и нашей природы. Выводы

Сведения об участниках Бельды Екатерина Александровна – ученица 11 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главы - «Промысловые обряды», «Рыболовство в жизни нанайцев». Бельды Екатерина Александровна – ученица 11 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главы - «Промысловые обряды», «Рыболовство в жизни нанайцев». Бельды Любовь Андреевна – ученица 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главу «Собирательство народов Приамурья» Бельды Любовь Андреевна – ученица 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главу «Собирательство народов Приамурья» Гейкер Вероника Андреевна – ученица 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главу «Береста. Изделия из бересты». Гейкер Вероника Андреевна – ученица 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанница МОУ ДОД ЦДТ. Выполнила главу «Береста. Изделия из бересты». Шумилов Евгений Алексеевич – ученик 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанник МОУ ДОД ЦДТ. Выполнил главу «Нанайские народные лечебные средства». Шумилов Евгений Алексеевич – ученик 10 класса МОУ СОШ имени Максима Пассара Найхинского сельского поселения, воспитанник МОУ ДОД ЦДТ. Выполнил главу «Нанайские народные лечебные средства».

Сведения о консультантах Киле Лилия Петровна, жительница с.Найхин, врач- педиатр Найхинской муниципальной больницы, заслуженный врач РФ. Киле Лилия Петровна, жительница с.Найхин, врач- педиатр Найхинской муниципальной больницы, заслуженный врач РФ. Пассар Михаил Пикиевич, житель с.Даерга, пенсионер. Пассар Михаил Пикиевич, житель с.Даерга, пенсионер. Бельды Валентина Чубовна, пенсионерка, жительница с. Найхин Бельды Валентина Чубовна, пенсионерка, жительница с. Найхин Киле Елена Александровна, член Союза художников, жительница с.Сикачи Алян Киле Елена Александровна, член Союза художников, жительница с.Сикачи Алян Киле Андрей Владимирович, преподаватель ЦДТ, житель с. Даерга Киле Андрей Владимирович, преподаватель ЦДТ, житель с. Даерга Бельды Клавдия Андреевна, пенсионерка, жительница с. Найхин. Бельды Клавдия Андреевна, пенсионерка, жительница с. Найхин. Гейкер Ноябрист Вавалиевич, житель с. Найхин, профессиональный охотник-промысловик, знаток родной природы. Гейкер Ноябрист Вавалиевич, житель с. Найхин, профессиональный охотник-промысловик, знаток родной природы.

Сведения об организации Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Найхинского сельского поселения. Телефон 8(42156) , факс 8(42156) , Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества Найхинского сельского поселения. Телефон 8(42156) , факс 8(42156) , Руководитель: Бельды Раиса Алексеевна, тел. 8(42156) , Руководитель: Бельды Раиса Алексеевна, тел. 8(42156) ,