Основные этические категории (понятия) Добро и зло Нравственный идеалНравственная норма Добродетель и порок Смысл жизни Стыд Совесть Поступок Свобода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мораль Мораль (от лат. Moralitas) относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам; лат. mores нравы, обычаи, мода, поведение относящийся к нраву,
Advertisements

Мораль это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые.
МКОУ «Сулюклинская средняя общеобразовательная школа» Мораль Выполнили ученики 10-го класса.
МОРАЛЬ. 10 класс, базовый уровень. моральморальрелигиярелигия древнейшие регуляторы отношений.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
МОРАЛЬ 9 класс. Мораль (от лат. нравственный, относящийся к нраву, характер) – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека,
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ Выполнила студентка 1 курса Группы 1 МБ 1 Водопьянова Селиме Сергеевна.
Не виден лик, не слышан голос. Мы далеко, но в этот час Сидим у наших мониторов, Друг с друга не спуская глаз. Пусть речи нет, есть только строчки. есть.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
МОРАЛЬ: СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ВЫПОЛНИЛ ГОЛОВАНОВ П.А., 101гр.
Исполнитель: А.М. Задорожный. Мораль ( лат. moralis - нравственный ; mores – нравы ) – предмет изучения этики ; форма общественного сознания, представляющая.
Социальные ценности и нормы. Ценности В узком смысле В широком смысле норма предмет идеал значимость Положительная или отрицательная значимость какого-
Развитие общества. Блок С. С 4-7 Прочитайте текст и выполните задание: Безусловно, главной является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том, что.
Тема: Общие сведения об этической культуре.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Интернет-зависимость.
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Происхождение слов "мораль", "нравственность".
МОУ «Ключевская СОШ им. А.П.Бирюкова». Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре.
Мораль и моральный человек Выполни Кто из них моральная ?л ученик 4 В класса в) Салима.
Транксрипт:

Основные этические категории (понятия) Добро и зло Нравственный идеалНравственная норма Добродетель и порок Смысл жизни Стыд Совесть Поступок Свобода Моральный выбор Справедливость Долг Ответственность Дружба Альтруизм и эгоизм Достоинство, уважение, честь Нравственное сознание Нравственная практика Нравственные отношения

Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Поведенческий образец в силу длительного следования становится поведенческим стереотипом, привычкой. Привычка является основным механизмом формирования системы культурных норм. Нравственная норма «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она». А. С. Пушкин

Привычка есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И. П. Павлов назвал динамическими стереотипами (индивидуальная пластика, грация, поза, особенности жестикуляции, позволяющие безошибочно узнать знакомого человека по походке, не видя его лица). «Привычки это сначала паутина, а потом уже прочная сеть». Испанская пословица «Ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки». Марк Твен

Привычки успешных людей Привычка не замечать препятствий Привычка решать задачи Привычка делать все вовремя Привычка брать на себя ответственность за всё, что происходит в своей (заметьте, именно в своей, а не в чужой) жизни Привычка учиться Привычка планировать «Посеешь поступок пожнешь привычку, посеешь привычку пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу». Конфуций

Наиболее выраженные сегодня отрицательные привычки Алкоголизм Наркомания Курение Игровая зависимость или лудомания Шопингомания (шопоголизм) – «навязчивая магазинная зависимость» или ониомания Психогенное переедание Телевизионная зависимость Интернет-зависимость Привычка грызть ногти Ковыряние кожи Ковыряние в носу или ринотиллексомания Щелкание суставами Техномания Привычка грызть карандаш или ручку Привычка сплёвывать на пол Употребление нецензурных выражений Злоупотребление «словами- паразитами»

Ониомания (от греческих onios для продажи, mania безумие) непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Чаще всего развивается у женщин на почве недостатка внимания, чувства одиночества и внутренней пустоты, потребности в признании и любви, а также в период депрессии из-за потери партнера. Другие причины: жажда адреналина, иллюзия власти, иллюзия свободы и контроля над своей жизнью.

Телевизионная зависимость По статистическим данным в среднем каждый человек примерно по 3 часа в день проводит перед телевизором, что в целом составляет 9 лет жизни.

Признаки телевизионной зависимости: 1.плохое самочувствие, тревога, раздражительность, слабость при завершении телепросмотра; 2.ощущение утраты реальности, растерянность при внезапном отключении телевизора; 3.незапланированные просмотры; 4.безуспешность действий, направленных на сокращение времени проведенного перед телевизором, и связанное с этим чувство вины; 5.сосредоточенность внимания на событиях, сюжетных линиях телепередач, стремление переводить тему разговора на обсуждение увиденного по телевизору; 6.снижение профессиональной активности или пренебрежение семейными обязанностями из-за телевизора; 7.любые другие формы отдыха (чтение, прогулки, спорт, хобби) начинают уступать свои позиции, время, ранее затрачиваемое на них, заполняется просмотром телепередач; 8.при отказе от телепросмотра на 3 дня и более возникают следующие явления: дискомфорт, слабость, упадок сил, апатия, безразличие, тоска, тревога, чувство пустоты, невосполнимой утраты, неудовлетворенность жизнью, снижение нетрудоспособности и семейные конфликты, агрессия, раздражительность; 9.«грейзинг» (просмотр более одного канала одновременно); 10.«зеппинг» (бесцельное переключение телевизора с канала на канал с помощью пульта дистационного управления).

Интернет-зависимость навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от него. Навязчивый веб-серфинг бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации. Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети. Игровая зависимость навязчивое увлечение компьютерными играми по сети. Навязчивая финансовая потребность игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах или постоянные участия в интернет-аукционах. Пристрастие к просмотру фильмов через интернет, когда больной может провести перед экраном весь день не отрываясь из-за того, что в сети можно посмотреть практически любой фильм или передачу. Киберсексуальная зависимость навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Массовые образцы поведения, касающиеся социально-значимых явлений (своеобразные «коллективные привычки») называют обычаями. Они представляют из себя набор образцов поведения, который помогает людям наилучшим образом взаимодействовать друг с другом. «Обычай – деспот меж людей». А.С. Пушкин

Множество представлений, обычаев, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, называют традицией (от лат. tradere – «передавать»). Жизнь общества – это постоянный процесс смены одних традиций другими, то есть одних «общественных привычек» другими, сформированными в недрах старой традиции.

Некоторые обычаи оказываются наиболее важными, способствующими безопасности и социальному порядку в обществе. Их называют нравственными нормами, или нравами. Нормы нравственности – это предписания, требования общества к поведению людей в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Правила поведения это, по существу, апробированные общественным мнением и практическим опытом нормы.

Нравственная норма характеризуется прежде всего тем, что в ней синтезируется духовная и практическая сторона морали. «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу, то здесь-то, в этих отношениях, и больше нигде, должно искать примет нравственного или безнравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится». В. Г. Белинский

Усвоение нравственных норм служит показателем индивидуальной воспитанности.

Повседневные нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе называют этикетом (от фр. étiquette этикетка, надпись). В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

В разное время и в разных обществах этикет значительно различается.

Речевой этикет Столовый этикет Свадебный этикет Траурный этикет Этикет «выходного дня» (театральный, концертный и др.) Дипломатический этикет Профессиональный этикет (воинский, медицинский, юридический, сервисный и др.) Религиозный этикет Служебный этикет Телефонный этикет ……………………… Сегодня в обществе одновременно функционирует множество локальных «этикетов», регламентирующих поведение человека в различных ситуациях.

Кроме того, этикет позволяет легко отличать «своего» от «чужого» в общественной жизни.

Нравственные нормы, как и всякие иные нормы, естественно ограничивают личную свободу. «Чем больше привычек, тем меньше свободы». И. Кант

Поступок – это сознательное целенаправленное действие. Это личностная форма поведения, в которой осуществляется самостоятельный выбор целей и способов поведения, иногда противоречащий общепринятым правилам. В поступке человек утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Поступок может быть выражен: действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; действием, направленным на преодоление физических препятствий; поиском истины. При оценке поступка нужно учитывать систему социальных норм, принятых в данном обществе.

Свобода это наличие у человека возможности выбора средств для достижения цели и варианта исхода того или иного события. Отсутствие такого выбора воспринимается как отсутствие свободы несвобода. В этике свобода связана с наличием свободной воли человека, по поводу которой издавна существует два мнения. Первое утверждает (детерминизм), что все изначально предопределено (Богом, законами природы) и свобода воли – это лишь иллюзия. Второе (индетерминизм), что закономерности – это лишь кое-как упорядоченные случайности, и свобода воли реально существует.

Свобода воли налагает на человека ответственность, так как в обществе личная свобода тесно переплетена со свободой других людей. «Свобода – это ответственность. Вот почему все ее так боятся». Бернард Шоу

В «Декларации прав человека и гражданина» (1789, Франция) свобода человека трактуется как возможность «делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом». Чем больше заботятся о свободе общества в целом, тем меньше остается свободы для конкретной личности. В этом основное противоречие свободы.

«Делать то, что доставляет удовольствие, – значит быть свободным». Вольтер «Дозволено лишь то, что подобает». Иоганн Вольфганг Гете «Единственное, что я ценю в свободе, – это борьбу за нее; обладание же ею меня не интересует». Генрик Ибсен «Мы в Америке получили три неоценимых дара: свободу слова, свободу совести и – благоразумие, удерживающее нас от того, чтобы ими пользоваться». Марк Твен

От решения вопроса о свободе воли прямо зависит проблема морального выбора, так как именно возможность выбора отражает степень свободы человека. Моральный выбор – это основной вид моральной деятельности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной линии поведения или конкретного варианта поступка. В ситуации морального выбора человек соотносит свой будущий поступок: с моральными нормами, принятыми в данном обществе (группе), с образцами подобных поступков, принятых в обществе (группе), с личными нравственными установками, с важностью причин, побуждающих к поступку, с возможными затратами на его свершение, с возможными последствиями поступка.

В какой момент совершения поступка происходит моральный выбор? Моральный выбор – это довольно продолжительная работа сознания, которая, как правило, не ограничивается одним поступком человека. 1. Замысел 2. Мотивация (оправдание) 3. Выбор действия 4. Принятие решения 5. Действие 6. Нравственная оценка действия Моральный выбор сопровождает все стадии поступка

Особо остро встает проблема морального выбора при наличии нескольких альтернативных вариантов поступка. Такую ситуацию называют моральным конфликтом. Основой морального конфликта является столкновение равноправных норм, требований, уровней ответственности.

Так называемые «сильные» конфликты (или «пограничные ситуации»), предлагают человеку выбор между двумя очень значимыми для него ценностями (крайний вариант – выбор между жизнью и смертью или на грани жизни и смерти). Они обладают ярко выраженным драматизмом, поскольку всегда связаны с жертвой, утратой. Представляя возможность свободы, свободного выбора, они требуют за нее такую высокую плату, которая часто оказывается непосильной для человека, мучительно ощущающего в данном случае «бремя свободы», а не ее «благо».

Различают четыре основных вида конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой, межгрупповой конфликт. Пути выхода из конфликта: уход от его разрешения («сам как- нибудь разрешится»); сглаживание конфликта («пока поступим так, а там посмотрим»); компромисс («можно кое-чем и поступиться»); конфронтация («нет, я настою на своем!»); принуждение («ты сделаешь по- моему!»). Любой конфликт носит моральных характер, так как именно в процессе конфликта активно проявляется оценочная деятельность человека.

«Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме». Бернард Шоу «Писатель, который сам себе не противоречит, – это догматик». Г. Г. Маркес Однако нельзя забывать, что моральный конфликт – основа нормальной повседневной жизни.

Нравственные отношения Справедливость понятие, связанное с представлениями о моральной гармонии между поступком и ответной реакцией на него окружающих (соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания и пр.). Однако вовсе не случайно символом справедливости была выбрана богиня Фемида, которую всегда изображают с завязанными глазами (слепая справедливость).

распределительная – люди изначально различаются, поэтому и ответ общества на их любой поступок должен быть разным; здесь справедливой реакции требует ценность данного человека для общества (группы); отношения такого типа выстраиваются, как минимум, между тремя людьми. Начиная с Аристотеля, принято выделять два вида справедливости: уравнительная – люди изначально признаются равноправными, но различные их действия требуют разной ответной реакции (труд и оплата, вред и возмещение, ценность вещи и цена); в отношениях данного вида участвуют, по крайней мере, два человека;

Справедливость часто выступает как основной закон совместного существования, по которому вымеряются человеческие поступки. «Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью». Конфуций «Когда справедливость исчезнет, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей». И. Кант

Нельзя забывать, что справедливость тесно связана с иерархией ценностей и моральными нормами, принятыми в данном обществе. «Всему свойственна своя справедливость». Квинтилиан «Мерилом справедливости не может быть большинство голосов». Ф. Шиллер

Долг внутренне принимаемое (добровольное) обязательство. «Делай, что должен и будь, что будет» Французская поговорка

С понятием долга тесно связана антитеза «должного и сущего»: должно происходить одно, а фактически происходит другое. Эта антитеза показывает, что осознание долга появляется тогда, когда утрачивается естественность, закономерность поступков, и человек должен принуждать себя к их осуществлению. В то же время долг является одним из самых сильных регуляторов общественного морального поведения.

Ответственность субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Это личностная характеристика человека, описывающая его способности: обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействия в данной ситуации, Ясно видно, что ответственность пронизывает весь процесс подготовки и осуществления поступка. делать выбор формы своих поступков, готовность принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один». Ф. Искандер «Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все». Ф. М. Достоевский «Чувство меры и чувство ответственности Не присущи унылой посредственности». Б. Окуджава «Цена величия – ответственность». У. Черчилль

« Люди забыли эту истину, сказал Лис. Но ты не должен ее забывать. Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили. И ты отвечаешь за свою розу... Я отвечаю за свою розу... повторил Маленький принц, чтобы хорошенько это запомнить». А. де Сент-Экзюпери Большинство людей отказывается от ответственности, приводя аргументы: виноваты гены, виноваты родители, виновата среда, просто страшно.

Дружба бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Для развития дружбы необходимы: взаимная симпатия (приятность взаимного общения), взаимопонимание, открытость, откровенность и искренность, бескорыстие, доверительность, общность интересов и увлечений, ценностно-ориентационное единство. «Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощение вот шесть признаков дружбы». Дхаммапада «Друг это одна душа, живущая в двух телах». Аристотель

«Истинная дружба одна из тех вещей, о которых, как о гигантских морских змеях, неизвестно, являются ли они вымышленными или где- то существуют». Артур Шопенгауэр Однако дружба вовсе не должна быть слепа «Кто хочет иметь друга без недостатков, тот остается без друзей». Биас

Альтруизмом (лат. Alter другой) принято называть бескорыстную заботу о благополучии других. Альтруизм и эгоизм Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт ( ). Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других».

Однако другие исследователи показали, что альтруизм и альтруистическое поведение могут быть связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод. В конечном счёте, в перспективе альтруизм создает немало преимуществ. Например, альтруизм в обществе может быть выгоден, так как приводит к повышению репутации. Исследование детской среды в Швейцарии в 2007 году

Показательной является, например, церемония «пóтлач», традиционная для индейцев тихоокеанского побережья на северо-западе Северной Америки. В ходе этой церемонии разбрасывались, раздавались и даже уничтожались ценности племени, накопленные долгими годами труда, ради утверждения престижа и авторитета.

Существуют половые различия в альтруистическом поведении. Так женщины, как правило, показывают более долгосрочный альтруизм (например, забота о близких). Для мужчины более характерны единичные «подвиги» (например, спасение другого человека), в которых нередко нарушаются социальные нормы.

Моральный альтруизм нередко выступает в виде нормативного предписания («как поступать по отношению к другим?»). Наиболее распространен норматив, получивший название «золотого правила этики»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Повсеместная распространенность этого морального правила позволяет считать его основополагающим мировым этическим принципом.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Пятикнижие. Лев.19:18 «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное комментарии». Рабби Гиллель «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Евангелие. Мф.7:12 «Любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв». Евангелие. Мк.12:32-34 «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Евангелие. Лук.6:31 «Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя». Послание к галатам. Гал.5:13-15 «Делайте всем людям то, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе». Мухаммед «Пусть [человек] не причиняет другому того, что неприятно ему самому. Такова вкратце дхарма прочее проистекает от желания». Махабхарата (индуизм) «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам. Полностью смирив себя, он может смирить и других. Поистине, смирение самого себя трудно». Дхаммапада, гл. XII. «Глава о своем Я» (буддизм)

«Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом». И. Кант «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». И. Кант Часто «золотое правило этики» путают с категорическим императивом И. Канта, который встречается у мыслителя в двух формулировках.

Альтруизм нередко связан с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность филантропией (от греч. «любить» и «человек»).

Эгоизм (от лат. ego «я») Так называют поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других. Принцип эгоизма в качестве универсального начала человеческой активности был признан в эпоху Просвещения. Тогда же появился и сам термин.

Просветители выдвинули принцип «разумного эгоизма», сторонники которого утверждают, что пренебрежение интересами других людей невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм, а лишь проявление недальновидности или даже глупости. «Разумный эгоизм» – это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других. « Стало быть, правду говорят холодные практические люди, что человеком управляет только расчет выгоды? Они говорят правду. То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе». Н. Г. Чернышевский «Что делать?» Некоторые исследователи полагают, что разумный эгоизм передаётся на генетическом уровне, так как сформирован в процессе длительной борьбы за выживание и естественного отбора не одной особи, но группы людей, связанных общей целью.

Достоинство, честь и уважение Достоинство, честь и уважение регулируют взаимоотношения в обществе. Ценность человеческого существа для общества выражена в понятии достоинства. Так как в разных ситуациях и среди разных людей человек оценивается различно, то говорят об относительном достоинстве. С другой стороны, несомненна изначальная ценность любой человеческой личности. С этой точки зрения общее человеческое достоинство присуще каждому человеку, оно абсолютно. Не только общество, но и сам человек ощущает свое собственное достоинство, оценивая себя с точки зрения нравственных идеалов.

Акт признания ценности другой личности, ее достоинства, называется уважением. Уважение устанавливает норму человеческих отношений. Только на основе уважения может состояться продуктивное взаимодействие. Признание собственных достоинств называют самоуважением. Относительные человеческие достоинства могут уважаться (или не уважаться) тем или иным человеком (группой людей). Другими словами, можно уважать или не уважать отдельные достоинства человека, но как целостную самостоятельную личность его должно уважать всегда. Абсолютное человеческое достоинство требует всеобщего изначального уважения.

Моральное неравенство общественных групп и отдельных личностей выражено в понятии чести. Почитают обычно не всех людей, но особо выдающихся, как с точки зрения общечеловеческих ценностей, так и с точки зрения ценностей отдельных общественных групп. Именно поэтому выделяют честь: национальную (честь русского, честь француза), профессиональную (офицерская честь), коллективную (честь фирмы, честь школы), индивидуальную. Так в христианстве существует термин благочестие. Здесь честь создание сосуда для достойного. То есть благочестие созидание сосуда для благодати, для света. Не случайно святых в православии зовут подвижниками благочестия.