Готовность педагогов и родителей к введению ФГОС
Аналитический доклад по результатам социологического исследования В Высшей школе экономики представлен аналитический доклад по результатам социологического исследования, проведенного в 14 регионах России, – «Запросы участников образовательного процесса в начальном общем образовании» (Центр социологии образования, науки и культуры Института социологии РАН).
Задача социологического исследования: выяснить Задача социологического исследования: выяснить, каким хотят видеть содержание и результаты обучения в начальной школе родители, учителя, директора школ, руководители региональных муниципальных органов управления образованием, каким образом представители они вступают во взаимодействие друг с другом по поводу своих образовательных запросов.
Родители о содержании и результатах обучения в начальной школе: очень важно, чтобы в результате обучения ребенок сохранил здоровье, продемонстрировал высокий уровень знаний, развил желание и умение учиться; наименее ценные достижения – высокие оценки.
Родители хотят, чтобы в школе работали «хорошие учителя» (55%), давалась «хорошая подготовка для продолжения учебы» (48%).
Факторы, определившие поступление ребенка в конкретную школу: решающее значение имеет «близость к дому» (доля горожан, выделивших этот фактор – 61%).
Показатель качества обученности ребенка для родителей – его оценки! Парадокс: на уровне деклараций родители предпочитают глубокие знания «формальным оценкам». Однако для большинства из них оценка – наиболее доступный, если не единственный, источник информации для определения уровня знаний ребенка.
Запрос родителей к школе на воспитание На вопрос: «Если ваша школа возьмется за организацию ежедневного досуга детей во второй половине дня (по образцу групп продленного дня), будет ли ваш ребенок посещать эти мероприятия?» – 80% родителей первоклассников и 67% родителей четвероклассников ответили утвердительно. Но педагоги переадресуют запрос на воспитание обратно семье.
Проблема выбора учебных программ и пособий Этот процесс затрагивает интересы родителей, учителей и школьной администрации, а также местных органов управления образованием.
Педагоги начальной школы - выявлено существенное усиление чувства дискомфорта и неудовлетворенности, которое они испытывают вследствие изменения условий и содержания труда. Так, в 2008 году заметно возросла доля учителей, жалующихся на чрезмерную нагрузку, бюрократические проблемы, а также на несоответствие содержания работы и аттестации.
Педагоги начальной школы - выявлено, что реализация ПНПО привела к стремительной бюрократизации учительского труда: работа по подготовке разного рода документов стала отнимать около 35% рабочего времени учителя в «обычных» школах и около 50% – в гимназиях и лицеях.
Педагоги начальной школы - выявлено, что внедряемые нормы оценки качества обучения оказывают разрушительное влияние на образовательный процесс, поскольку основаны на оценивании абсолютного результата, а не на его динамике.
Педагоги начальной школы - выявлено, что утверждение системы нормативно-подушевого финансирования привело к укрупнению классов до 30–35 человек (с совершенно разным состоянием физического и психического здоровья, иногда даже с задержкой психического развития).
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения потребность в специальных методиках интегрированного обучения (ученики принадлежат к совершенно разным группам здоровья, имеют разный статус психического развития). Методики должны предусматривать и гибкие критерии оценки успеваемости учеников: например, дети с ограничениями в развитии, существенно снижают показатели, что обусловливает давление на учителя со стороны школьной администрации.
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения - потребность в специальных федеральных программках адаптации для детей- мигрантов с неродным русским языком;
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения необходимость «использования новых педагогических методик в работе с учащимися» (2008г. – третье место по актуальности, 2007г. - не вошел даже в пятерку). Авторы исследования предполагают, что столь стремительный рост «запроса на инновационность» связан с новой идеологией, сформировавшейся в школе за последние три года как следствие реализации ПНПО.
Представления педагогов о необходимости изменений в начальной школе (по результатам федерального эксперимента гг.)
Относительно новые запросы учителей к результатам обучения задачи развития «творческого мышления, навыков самостоятельного и критического мышления, способности к рефлексии и самопознанию»; «умения работать с информацией и учиться»; «умения общаться, работать в коллективе, коммуникативной компетентности».
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения необходимость «использования новых педагогических методик в работе с учащимися» (2008г. – третье место по актуальности, 2007г. - не вошел даже в пятерку). Авторы исследования предполагают, что столь стремительный рост «запроса на инновационность» связан с новой идеологией, сформировавшейся в школе за последние три года как следствие реализации ПНПО.
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения необходимость «использования новых педагогических методик в работе с учащимися» (2008г. – третье место по актуальности, 2007г. - не вошел даже в пятерку). Авторы исследования предполагают, что столь стремительный рост «запроса на инновационность» связан с новой идеологией, сформировавшейся в школе за последние три года как следствие реализации ПНПО.
В 2008г. в сравнении с 2007г. уменьшилось число учителей, для которых очень важно, чтобы ребенок «получил желание и умение учиться». Учителя принимают новые образовательные задачи, но все меньше верят, что эти задачи разрешимы в нынешней ситуации (состояние здоровья детей, условия труда педагогов, сильное социальное расслоение и др.). Следствие подобного расхождения – снижение мотивации к профессиональной деятельности! Снижается стремление педагогов к достижению значимых результатов обучения:
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения необходимость «использования новых педагогических методик в работе с учащимися» (2008г. – третье место по актуальности, 2007г. - не вошел даже в пятерку). Авторы исследования предполагают, что столь стремительный рост «запроса на инновационность» связан с новой идеологией, сформировавшейся в школе за последние три года как следствие реализации ПНПО.
Запросы учителей к содержанию и результатам обучения необходимость «использования новых педагогических методик в работе с учащимися» (2008г. – третье место по актуальности, 2007г. - не вошел даже в пятерку). Авторы исследования предполагают, что столь стремительный рост «запроса на инновационность» связан с новой идеологией, сформировавшейся в школе за последние три года как следствие реализации ПНПО.