Физиологические основы психических функций человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чувства - особая форма психического отражения, свойственная только человеку, при которой отражаемым является субъективное отношение человека к предметам.
Advertisements

Цели занятия Развить понятия «эмоции», «чувства», «эмоциональное поведение», «эмоциональные состояния» Повторить классификацию эмоций, особенности вегетативных.
Психофизиология Эмоций.. Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия.
Темперамент Учение о темпераменте Типы темпераментов Типы темпераментов.
Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
Чувства и эмоции
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ, 7 КЛАСС.
Темперамент Понятие темперамента в общей психологии.
Педагогика и психология ПСИХОЛОГИЯ 4 класс Автор презентации Жук Марина Анатольевна Психолог ГБОУ СОШ 917 Город Москва.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
1.Психологическая характеристика внимания. Механизмы внимания. 2.Современные теории внимания. 3.Виды внимания и особенности их проявления.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. Студентки 4 курса Датиевой Инны Артуровны.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Ташкентский государственный институт физической культуры Выполнила студентка II курса гр Шарипова Юлия.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
ЭМОЦИИ Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция.
Транксрипт:

Физиологические основы психических функций человека

Свойства слова как условного раздражителя Слово, будучи условным раздражителем, характеризуется такими свойствами: а) оно является сигналом конкретных сигналов (сигнал сигналов); б) способно к обобщению разных конкретных, сигналов первой сигнальной системы (например, в слове "дерево" обобщенно признака всех деревьев, независимо от их конкретной разности); в) слово может отвлекать (абстрагировать) от конкретной действительности, так формируется абстрактное, логическое мышление человека.

Функции речи Речь выполняет важные функции, а именно: коммуникативную, понятийную, регуляторную и программирующую. Коммуникативную функцию можно определить как процесс общения, с помощью речи. Понятийная функция заключается в том, что речь является основой и средством понятийного, абстрактного, логического мышления, механизмом интеллектуальной деятельности человека. Регуляторная функция речи заключается в том, что с помощью словесных инструкций или внутренней речи осуществляется управление разнообразнейшими действиями и движениями, а также поведением других людей. Слова влияют также на деятельность разных органов и систем организма человека. Программирующая функция речи выражается в построении (с помощью внутренней речи) содержательных схем высказывания, грамматической структуры предложения, разных движений и действий.

Нервные центры, обеспечивающие функцию речи Центры речи занимают несколько участков коры большого мозга. Свыше 100 лет тому П. Брока (1861) впервые выявил, что при поражении нижних отделов третьего лобного левого полушария теряется речь. Этот центр локализуется рядом с подвижным участком, который контролирует функцию мышц речи и глотки, лицо, т.е. тех мышц, которые принимают участие в артикуляции. Он называется проворным центром речи. Екстирпация или другие повреждения зоны Брока приводят к афазии. Такие больные понимают речь, но говорить не могут. Вторым центром речи является участок задних отделов первой височной борозды (сенсорный центр речи Вернике). Он расположен рядом со слуховой зоной. Поражение его сопровождается нарушением понимания речи при сохранении способности к искаженному спонтанному выговору. Этот тип патологии называется сенсорной афазией. Позднее возникли центры речи, которые обеспечивают процессы чтения и письма. Центр письменной речи расположен в участке затылка - перед корковым отделом зрительного анализатора. Одной из форм афазии есть амнезия (затылочная афазия), которая характеризуется забыванием отдельных слов (языковая память). Перечисленные центры речи у большинства людей содержатся в левом полушарии большого мозга. Локализация центра речи в левом полушарии большого мозга свидетельствует о том, что возникновение речи связано с трудовой деятельностью человека: правая рука иннервуеться именно из левой половины большого мозга.

Функция нервных центров в процессе формирования речи В процессе формирования речи возникает взаимодействие двумя связями: прямой кортико-кортикальной и опосредствованной через таламус. Сначала аккустическая информация, которая содержится в слове, обрабатывается в слуховий сенсорной системе мозга. Потом она передается в расположенный рядом с корковым краем слухового анализатора центр Вернике, где расшифровывается содержание слова. При прочтении слова импульсы, которые поступают в зрительную сенсорную систему, приходят в угловую борозду, через которую зрительное нейронное возбуждение соединяется с его акустическим аналогом, расположенным в зоне Вернике. Для произношения слова надо, чтобы представление о его изображении поступило в зону Брока. Связываются названные центры с помощью дугообразногопучка волокон. В участке Брока импульсы, которые поступают, оказывают содействие формированию программы артикуляции. Эта программа реализуется благодаря передаче импульсов в обе половины проворной зоны мозга (прецентральную борозду). Но для произношения звуков нужно согласование движений соответствующих органов с прохождением воздуха.

Понятие о темпераменте и характере Темперамент (в пер. с греч. - пропорция), или тип нервной системы, характеризует прирожденные свойства и особенности психической деятельности индивида (генотип). В структуре темперамента можно выделить три главных компонента - общую активность индивида, его двигательные проявления и эмоциональность. Характер - индивидуальный склад психической жизни, форма его поведения, "норов" человека, который проявляется в ее манерах, привычках, эмоциональной сфере. Характер формируется под влиянием конкретной социальной среды, условий воспитания. Личность включает в себя и темперамент, и характер, и интеллект человека, а также социально значащие черты, которые характеризуют индивида как члена того или другого общества или общности людей. Личность интегрирует разные психические процессы и формируется (как и характер) под влиянием конкретной социальной среды.

Типы высшей нервной деятельности в зависимости от особенностей нервных процессов В основу своей классификации типов нервной системы или темпераментов И.П.Павлов положил силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов (возбуждение и торможение) в коре большого мозга. Под силой возбудительного процесса понимают способность переносить довольно сильные нагрузки без включения запредельного торможения. Сила тормозного процесса характеризуется скоростью и прочностью внутреннего торможения. Сила нервных процессов в одного и того же индивида не является постоянной, она зависит от возраста, питания, эндокринных влияний, тренировки нервной системы. Вторым принципом, положенным в основу классификации типов нервной системы, есть степень уравновешения процессов возбуждения и торможение. Если они уравновешивают друг друга и даже при сильном нервном напряжении этот баланс нервных процессов сохраняется, то такой тип нервной системы называется уравновешенным. Если же один из процессов доминирует (чаще преобладает процесс возбуждения над процессом торможения), то такой тип называется неуравновешенным. Третьим принципом является подвижность нервных процессов, т.е. способность быстро или медленно, легко или тяжело возбуждаться или тормозиться.

Классификация темпераментов И. П. Павлова : 1) сильный, уравновешенный, подвижный ("бодрый"); 2) сильный, уравновешенный, инертный ("спокойный", "солидный"); 3) сильный, неуравновешенный с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения и с подвижной нервной системой (неудержимый); 4) слабый (отличается слабостью как возбудимого, так и тормозного процессов и склонностью к развитию запредельного торможения).

Характеристика типов высшей нервной деятельности в зависимости от І и ІІ сигнальной системы И. П. Павловым было выделено три основных типа - художественный, мыслительный и средний. Человек, который принадлежит к художественному типу, хорошо воспринимает окружающую действительность (краски, звуки, запахи и конкретные сигналы). Такие люди охватывают действительность в целом, полностью. Человек мыслительного типа, наоборот, каждое явление анализирует, разбирает по наименьшим деталям, создает абстрактные представления о явлениях и событиях, которые происходят. У человека, который принадлежит к художественному типу, особенно ярко выявлена деятельность первой сигнальной системы (хотя у нее доминирует влияние второй сигнальной системы). Для человека, который принадлежит к мыслящему типу, характерны четко выраженные влияния второй сигнальной системы. У среднего типа в определенной мере действуют обе сигнальные системы.

Холерик и флегматик

Меланхолик и сангвиник

Типы высшей нервной деятельности по Айзенку С помощью специально разработанных психологических тестов Г. Айзенк выделил три основных параметра: 1) екстра- и интроверсивнисть - экстраверт характеризуется как открытый, говорливый, социальноактивный субъект, а интроверт - как замкнутый, пассивный, молчаливый. 2) эмоциональная стойкость и невротизм - невроидннй субъект тревожный, склонен к гневу, эмоционально неустойчивый. Ему противостоит эмоционально стойкая личность. 3) психотизм, противоположным полюсом которого является стойкое соблюдение социальных норм.. Высокопсихоидний тип - эгоцентрический, холодный, равнодушный ко всем и агрессивный субъект. Степень екстра- и интровертивности определяется главным образом с помощью специально разработанных анкет.

Классификация эмоций Эмоции принято делить на отрицательные и положительные. Различают стенические отрицательные эмоции, которые предопределяют активную деятельность (гнев, злость, состояние аффекта, агрессия и т.п.), и астенические, которые снижают активность (страх, горе, грусть, депрессия). К положительным эмоциям принадлежат радость, удовлетворение, наслаждение, состояние комфорта, ощущение любви и счастье. Различают низшие и высшие эмоции. Низшие эмоции элементарные, связанные с органическими потребностями человека и животных (голод, жажда, половой инстинкт, самосохранение и т.п.). У человека даже элементарные эмоции - продукт социально-исторического развития, в процессе которого формируется культура эмоций. Высшие эмоции возникают только у человека в связи с удовлетворением социальных нужд (интеллектуальных, моральных, эстетичных и т.п.). Эти сложные эмоции развивались на основе сознания; они контролируют и тормозят низшие эмоции.

Эмоции проявляются в поведении и разнообразных реакциях со стороны двигательной, вегетативной и эндокринной систем

Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они разрешают быстро оценить ситуацию, которая возникла - опасная она или полезная.

Появление эмоций в онтогенезе У новорожденного ребенка четко проявляются эмоции страха, гнева, удовлетворения. Голод, боль, охлаждение, мокрая постель вызывают у грудного ребенка неудовольствие с характерными внешними признаками: гримасой страданий и плачем. Неожиданно сильный звук или потеря равновесия предопределяют состояние страха, а насильственное ограничение двигательной активности (пеленание) - гнев. Типичные признаки удовлетворения появляются у ребенка во время ее баюканья и при тактильном раздражении тех рецепторных зон, которые со временем приобретут значение эрогенных. Есть также сведения, что эмоции (как положительные, так и отрицательные) оказываются даже у плода на 6- му месяцы эмбрионального развития. Окончательно эмоциональная сфера формируется постепенно, на основе объединения приобретенных стереотипов с прирожденными механизмами. Таким образом, низшие эмоции, как и безусловные рефлексы и инстинкты, являются прирожденными формами отображения действительности.

Биологическое значение эмоций Появление эмоций нужно рассматривать как важное эволюционное достояние, которое облегчает формирование комплекса нейронных взаимодействий для выработки сложных форм поведения. Эмоции имеют важное значение не только для организации инстинктивного поведения, а и для возникновения условных рефлексов, формирования процесса мышления. Роль отрицательных эмоций в организации поведения заключается в том, что они разрешают быстро оценить ситуацию, которая возникла - опасная она или полезная. Эмоции мобилизуют усилия человека, направленные на достижение определенной цели. Это компенсирующая, защитная роль отрицательных эмоций.

Внешнее проявление эмоций Эмоции проявляются в поведении и разнообразных реакциях со стороны двигательной, вегетативной и эндокринной систем. Вегетативные изменения, которые возникают при отрицательных эмоциях, реализуются преимущественно за счет симпатико-адреналовой системы. Положительные эмоции иногда сопровождаются активизацией деятельности парасимпатичного отдела вегетативной нервной системы. Тем не менее соотношение между симпатичной и парасимпатичною системами при эмоциях не сводится к прямой реципрокности. Сознательное угнетение эмоций при повышенной возбудимости вегетативной нервной системы и активном выделении биологически активных веществ в организме может привести к патологическим изменениям. Это связано с тем, что нервная и гуморальная регуляция, которая активируется при эмоциональных реакциях, влияет на другие органы и системы, предопределяя парадоксальные реакции.

Биологическая теория эмоций (П. К. Анохин, 1949) Первая стадия сопровождается отрицательными эмоциями, вторая - положительными, которые закрепляют (санкционируют) поведенческий акт. Согласно позициям теории функциональных систем, отрицательные эмоции возникают также при несогласовании в акцепторе результата действия реальных следствий из ожидаемыми (их аферентною моделью), а положительные эмоции - при полном совпадении результатов.

Информационная теория эмоций (П. В. Симонов, 1966) Эмоции являются отображением силы потребности и возможности (вероятности) ее удовлетворение в данный момент. Если потребности нет, то эмоции не возникают, их не бывает и тогда, когда человек владеет информацией, которой достаточно для организации действий относительно достижения цели. В случае дефицита информации создаются условия для формирования отрицательных эмоций. Если же появляется излишек информации о достижении цели, то возникает положительная эмоция. Кроме того, имеют значение и другие факторы, в частности время, нужное для удовлетворения потребностей (в случае его дефицита часто возникают отрицательные эмоции), энергетические возможности человека.

Если потребности нет, то эмоции не возникают, их не бывает и тогда, когда человек владеет информацией, которой достаточно для организации действий относительно достижения цели.

Нейромедиаторы, которые передают эмоциональное возбуждение В осуществлении любой эмоции принимают участие все нейромедиаторные системы (норадреналин-, холин-, серотонин-, дофаминергическая), а также целый ряд нейропептидов, в том числе и эндогенные опиаты. Вместе с тем, удельный вес каждой из них в эмоциональной реакции разного знака неодинаковая. Доказано, что положительные эмоции ("награды") возбуждают катехоламины, а отрицательные ("наказание") - ацетилхолин. Роль холинергичнои системы выразительно проявляется в агрессивном поведении животных. Серотонин играет роль тормозного медиатора относительно обеих систем. Ослаблением тормозного влияния серотонина склонны объяснять повышенную агрессивность. Угнетение серотонинергической системы стимулирует половое поведение, в то время как угнетение норадрен- и дофаминергической систем дает обратный эффект.

Биологическая обратная связь