Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Нея Костромской области Лексика ограниченного употребления ( по заметке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно- эстетического.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Цели современного урока. Цели деятельности учителя Цели деятельности ученика.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Красноярская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
кафедра открытых образовательных технологий Образовательная технология «Дебаты»
Педагог-психолог Прилепа О.В. Социальный педагог Кравченко Н.Ю Социальный педагог Аканова Р. Б. Программа просветительской работы с родителями «МЫ и наши.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам является предметная неделя, так как она предполагает развитие у школьников не только интереса.
Участие в конкурсе дает возможность: повысить свой социальный статус; познакомиться с опытом своих коллег; реализовать свой творческий потенциал; развить.
образовательная развивающая воспитательная Три качества обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств необходимы для того, чтобы человек был.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Клуб иностранных языков «Поговорим!». 2 О клубе В нашем клубе каждый может улучшить и приобрести навыки общения с носителями языка, узнать новое о культуре.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Транксрипт:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г. Нея Костромской области Лексика ограниченного употребления ( по заметке Д.Лукина «На каком языке они говорят?) Урок русского языка в 10 классе Автор: Подлинева О.Е. г.Нея, 2009г.

Цели: 1)показать, что ненормативная лексика стала одной из важнейших проблем культуры речи; 2)выяснить понимание учащимися глобальности проблемы и их личное отношение к ней; 3)познакомить учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Вариант»( инструментов «Плюс, минус, интересно»). Задачи: 1)сформировать понятие о лексике ограниченного употребления; 2)способствовать развитию навыков собственного суждения о преимуществах и недостатках употребления ненормативной лексики; 3)организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия; 4)воспитывать внимательное и бережное отношение к родному языку; 5)способствовать формированию личности, осознающей необходимость своего культурно речевого совершенствования.

Идея занятия: Используя технологию «Вариант» (мыслительные инструменты «Плюс, минус, интересно»), основой которой является групповой метод с использованием дискуссии, выявить виды ненормативной лексики в сравнении с лексикой повседневного употребления и этим обеспечить учащимся возможность собственного суждения о преимуществах и недостатках лексики ограниченного словоупотребления, формируя у них речевую культуру.

Эксперты оценивают работу каждой творческой группы Оптимисты выделяют все положительное. Пессимисты – все отрицательное. Новаторы называют интересные моменты. Критерии оценивания: -убедительность излагаемого материала; - подтверждение своих тезисов текстом; - умение доказывать свою точку зрения.

ИТОГИ ЗАНЯТИЯ Плюсы статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?»: - заметка дает повод для обсуждения речи героев, возможность выразить свое отношение, сделать выводы; -читатели могут учиться на чужих ошибках; - сведение культуры речи к целесообразности; - отношение к культуре речи как к науке о ситуациях публичного общения; - экономия интеллектуальных затрат на осмысление объекта; - психологическая индукция, основанная на эмоциональном контексте подаваемого материала; - речевая демократизация, возникшая из разговорно-просторечной лексики; - «новояз»- способ самовыражения и самореализации в обществе, возможность получения позитивных эмоций; - «критикуешь-предлагай»: дана положительная программа действий (приобщение к настоящему искусству очищает душу.

Минусы статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?»: - процессс замены одних слов другими приводит к устареванию, архаизации части словаря, «новоязы» становятся общеупотребительной лексикой; -молодежи кажется, что замена «старых», привычных слов новыми, лучше иностранными, позволяет продемонстрировать особую «современность» говорящего, а может быть, и изменить и положение вещей; -происходит утверждение маргинальной языковой культуры в качестве элитарной; -непонимание лексического значения заимствований ведет к многочисленным случаям речевых ошибок; - «новоязы» менее благозвучны чем «бывшие» общеупотребительные слова; - употребление с грамматическими ошибками слов-заимствовании из английского языка показывает безграмотность говорящего; -степень влияния английского языка на современный русский язык определяется степенью влияния современной англоязычной цивилизации на Россию; -сужение сознания, очевидный приоритет биологического начала в личности и «законов стаи» в социуме, ведущие к исключению какого-либо интеллектуально- языкового осмысления происходящего и тем более участия в нем;

-кризис культуры речи как научной дисциплины; -чувство самообреченности героини в «ненормальном обществе»; -проблема «отцов» и «детей»: старшее поколение чувствует психологическую подавленность, безысходность в «нахлынувшей волне «новояза»»; -стыдно говорить правильно; -неэтично упрекать отдельных людей в недостатках, которые они не в состоянии исправить, тем более превратить в объект критики; -аморальное поведение героини и ее внешний вид напрямую соответствует культуре речи и, следовательно, культуре мышления; -автор статьи называет «любителей новояза» «они» или «подопытные», показывая, что это не люди.

Интересные моменты статьи Д.Лукина «На каком языке они говорят?» -как повлияет заметка на культуру речи каждого участника; -как оценят учащиеся свою речь, когда проанализируют ее; - «Умнее тот, кто не доказывает, что он умнее»; - «Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным» (Ларошфуко); -явление «новояза» не стоит замыкать на молодежи или бизнесменах, имеющих в период довольно общего профессионального становления «опыт» непосредственнного изучения этого лексико-семантического состава: арготизация – явление не возрастное, а всеобщее; -во всех элитарных коммуникативных ситуациях жаргон, сленг и бранная лексика не пользуются популярностью; ненормативная лексика для этих групп людей во всех случаях, кроме дружеского общения – «пройденный этап».

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ: Использование технологии «Вариант», основанной на групповом методе с элементами дискуссии, позволило в полном объеме решить триединую задачу образования: 1) воспитательную; -формирование культуры общения; -воспитание бережного отношения к слову; -умение работать в коллективе и быть толерантным; 2)образовательную; -формирование умения анализировать текст, что привело к выявлению состояния современного русского языка и проблемы языка как нации в целом; 3) развивающую; -развитие умения анализировать, сопоставлять, делать выводы, обобщения; -закрепление умения работать в группах на разных ролях.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Мурашов А.А. Культура речи: Практикум / А.А.Мурашов, В.Ф. Русецкий. – М.: Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», – 272 с.- ( Серия «Библиотека студента»). 2. Бабайцева В.В. Русский язык кл. : учеб. для общеобразовательных учреждений филологического профиля / В.В.Бабайцева. – 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, – 447с.