«Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» Поэма Сергея Есенина «Чёрный человек» Сергея Есенина «Чёрный человек»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» Поэма Сергея Есенина «Чёрный человек» Сергея Есенина «Чёрный человек»
Advertisements

Сергей Александрович Есенин «Чёрный человек». Трагизм поэмы С.А.Есенина «Чёрный человек» Цель: увидеть, как создаётся трагический пафос поэмы.
«Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» (По поэме С.Есенина «Чёрный человек»)
Выбор профессии - это жизненный выбор. И все выборы в жизни ­часть единого Пути, который называется Предназначением. В древности считали, что все частички.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Сергей Есенин! В этом имени свет России голубые ее глаза,.. В этом имени песня России соловьев ее голоса... В. Кузнецов.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Анна Ахматова Поэма «Реквием». История создания поэмы "Реквием" О замысле "Реквиема" Анна Андреевна Ахматова сообщила читателю в предисловии. Первые наброски.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Урок литературы Тема: М.Ю. Лермонтов «Я поэт, и этим уже интересен» Учитель русского языка и литературы: Шаповалова Валентина Николаевна МОУ СОШ 47 г.
Лирическая поэзия Генриха Гейне. Цель: Цель: исследовать лирику Гейне, выразительные средства. Задачи: Изучить биографию поэта Выбрать характерные лирические.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) – классик русской литературы, писатель, драматург, публицист, критик. Самыми главными произведениями Гоголя считаются:
Работа над предложениями с обращениями. Распространите обращения в следующих предложениях. Ребята, давайте дружить. Руки, сколько вы сделали полезных.
Есенин Любовная лирика. Любовная лирика С. А. Есенина Тема любви настолько необъятна и многогранна, что звучит, наверное, в творчестве каждого поэта..
Тема: «Мир природы в лирике С.Есенина». Выполнила: Монгуш Е.М.
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
Мамам посвящается …. Мама - первое слово, Главное слово в каждой судьбе.
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Транксрипт:

«Сие есть самая великая исповедь, которой исповедуется хулиган…» Поэма Сергея Есенина «Чёрный человек» Сергея Есенина «Чёрный человек»

Цели урока: 1.Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; 1.Обучающая: формирование осознанных умений и навыков работы с текстом; 2.Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся; 2.Развивающая: развитие умений свободно аргументировать свои мысли, развитие коммуникативных способностей учащихся; 3.Воспитывающая: вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина. 3.Воспитывающая: вызвать сочувствие к трагической судьбе поэта С. Есенина.

«Душа моя устала и смущена от самого себя и происходящего»

«Черный человек» - одно из самых загадочных, неоднозначно воспринимаемых и понимаемых произведений Есенина. Работать поэт начал в 1922 году, и в основном она была написана заграницей, в феврале 1923 года был закончен первый вариант поэмы.

Загадка «черного человека» Образ «черного человека» - один из самых загадочных образов русской и мировой литературы. Более всего известна одна легенда, связанная с именем австрийского композитора Вольфганга Моцарта. Незадолго до смерти к Моцарту явился человек, весь в черном, и заказал реквием. Композитор с увлечением принялся за сочинение музыки, но черный человек за своим заказом так больше и не пришел. И великого композитора посетила мысль, что реквием он писал для самого себя.

Над "Черным человеком" Есенин работал два года. Первоначальное название поэмы «Человек в черной перчатке». Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. В цилиндре и с тростью перед большим зеркалом с непередаваемой нечеловеческой усмешкой, разговаривал он со своим двойником-отражением или молча наблюдал за собой и как бы прислушивался к самому себе.

«Чёрный человек» С.А.Есенин

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль. Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь, То ль, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь. Осыпает мозги алкоголь.

Голова моя машет ушами, Как крыльями птица. Голова моя машет ушами, Как крыльями птица.

Ей на шее ноги Маячить больше невмочь. Ей на шее ноги Маячить больше невмочь.

Черный человек, Черный человек,

Черный, черный, Черный человек

На кровать ко мне садится, На кровать ко мне садится,

Черный человек Спать не дает мне всю ночь. Черный человек Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге

И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги,

Нагоняя на душу тоску и страх. Нагоняя на душу тоску и страх.

Черный человек Черный, черный!

"Слушай, слушай, - Бормочет он мне, - "Слушай, слушай, - Бормочет он мне, -

В книге много прекраснейших Мыслей и планов. В книге много прекраснейших Мыслей и планов.

Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов. Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране Снег до дьявола чист, В декабре в той стране Снег до дьявола чист,

И метели заводят Веселые прялки. И метели заводят Веселые прялки.

Был человек тот авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки. Был человек тот авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки.

Был он изящен, К тому ж поэт, Был он изящен, К тому ж поэт,

Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою,

И какую-то женщину, Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой И своею милою. Называл скверной девочкой И своею милою.

Счастье, - говорил он, - Есть ловкость ума и рук. Счастье, - говорил он, - Есть ловкость ума и рук.

Все неловкие души За несчастных всегда известны. Все неловкие души За несчастных всегда известны.

Это ничего, Что много мук Это ничего, Что много мук

Приносят изломанные И лживые жесты. Приносят изломанные И лживые жесты.

В грозы, в бури, В грозы, в бури,

В житейскую стынь, В житейскую стынь,

При тяжелых утратах И когда тебе грустно, При тяжелых утратах И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым - Казаться улыбчивым и простым -

Самое высшее в мире искусство".

"Черный человек! Ты не смеешь этого! "Черный человек! Ты не смеешь этого!

Ты ведь не на службе Живешь водолазовой. Ты ведь не на службе Живешь водолазовой.

Что мне до жизни Скандального поэта.

Пожалуйста, другим Читай и рассказывай". Пожалуйста, другим Читай и рассказывай".

Черный человек Глядит на меня в упор. Черный человек Глядит на меня в упор.

И глаза покрываются Голубой блевотой, - И глаза покрываются Голубой блевотой, -

Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то. Словно хочет сказать мне, Что я жулик и вор, Так бесстыдно и нагло Обокравший кого-то.

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль.

То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем,

То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.

Ночь морозная. Тих покой перекрестка. Ночь морозная. Тих покой перекрестка.

Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду. Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду.

Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой,

И деревья, как всадники, Съехались в нашем саду. И деревья, как всадники, Съехались в нашем саду.

Где-то плачет Ночная зловещая птица. Деревянные всадники Сеют копытливый стук. Где-то плачет Ночная зловещая птица. Деревянные всадники Сеют копытливый стук.

Вот опять этот черный На кресло мое садится, Приподняв свой цилиндр И откинув небрежно сюртук. Вот опять этот черный На кресло мое садится, Приподняв свой цилиндр И откинув небрежно сюртук.

"Слушай, слушай! - Хрипит он, смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится. - "Слушай, слушай! - Хрипит он, смотря мне в лицо, Сам все ближе И ближе клонится. -

Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей. Я не видел, чтоб кто-нибудь Из подлецов Так ненужно и глупо Страдал бессонницей.

Ах, положим, ошибся! Ведь нынче луна. Что же нужно еще Напоенному дремой мирику? Ах, положим, ошибся! Ведь нынче луна. Что же нужно еще Напоенному дремой мирику?

Может, с толстыми ляжками Тайно придет "она", И ты будешь читать Свою дохлую томную лирику? Может, с толстыми ляжками Тайно придет "она", И ты будешь читать Свою дохлую томную лирику?

Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. Ах, люблю я поэтов! Забавный народ.

В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, - В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, -

Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою. Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою.

Не знаю, не помню, В одном селе, Не знаю, не помню, В одном селе,

Может, в Калуге, Может, в Калуге,

А может, в Рязани, А может, в Рязани,

Жил мальчик В простой крестьянской семье, Жил мальчик В простой крестьянской семье,

Желтоволосый, С голубыми глазами... Желтоволосый, С голубыми глазами...

И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И вот стал он взрослым, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою,

И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет,

Называл скверной девочкой И своею милою" Называл скверной девочкой И своею милою"

"Черный человек! Ты прескверный гость. Это слава давно Про тебя разносится". "Черный человек! Ты прескверный гость. Это слава давно Про тебя разносится".

Я взбешен, разъярен, И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу... Я взбешен, разъярен, И летит моя трость Прямо к морде его, В переносицу...

...Месяц умер, Синеет в окошко рассвет....Месяц умер, Синеет в окошко рассвет.

Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала? Ах ты, ночь! Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я в цилиндре стою. Никого со мной нет.

Я один... Я один...

И разбитое зеркало... И разбитое зеркало...

"Черный человек" - это художественная беспощадная исповедь поэта, не щадящая самолюбия исповедующегося перед читателем героя поэмы.

Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен. Сам не знаю, откуда взялась эта боль. То ли ветер свистит Над пустым и безлюдным полем, То ль, как рощу в сентябрь, Осыпает мозги алкоголь.

Это лирическое выражение терзаний души. Поэма – одна из загадок творчества Есенина. Ее разрешения в первую очередь связано с трактовкой образа самого «прескверного гостя» - черного человека. Его образ имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует за загадочный черный человек. «Черный человек» - это двойник поэта, он выбрал в себя все то, что сам поэт считает в себе отрицательным и мерзким

Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным. Эта тема – тема болезненной души, раздвоенной личности – традиционна для русской классической литературы. Она получила свое воплощение в «Двойнике» Достоевского, «Черном монахе» Чехова. Но ни одно из произведений, где встречается подобный образ, не несет такого тяжкого груза одиночества, как «Черный человек» Есенина. Трагизм самоощущения лирического героя заключается в понимании собственной обреченности: все лучшее и светлое – в прошлом, будущее видится пугающим и мрачно беспросветным.

Ценно для нас замечание Максима Горького, сделанное в письме Франсу Элленсу 7 февраля 1926 года: "Если бы Вы знали, друг мой, какие чудесные и искренние, и трогательные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма "Черный человек", которая только что вышла из печати. Мы потеряли великого русского поэта"

В "Черном человеке" налицо многие жанровые черты драмы. Поэма чрезвычайно сценична, это диалог, когда герой, разрывая иллюзорную границу, напрямую обращается к читателям, слушателям, зрителям Поэма чрезвычайно сценична, это диалог, когда герой, разрывая иллюзорную границу, напрямую обращается к читателям, слушателям, зрителям.

Знак зеркала - это один из ключевых образов-знаков поэмы. Зеркало - характерный для поэзии С. Есенина образ Поэма - это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.

Ведущая идея поэмы "Черный человек" - главенствующая идея драмы, идея трагического очищения. Черный человек заставляет героя страдать, причиняя ему боль упоминанием о его поступках

Черный человек Водит пальцем по мерзкой книге И, гнусавя надо мной, Как над усопшим монах, Читает мне жизнь Какого-то прохвоста и забулдыги, Нагоняя на душу тоску и страх. Черный человек Черный, черный!

" Слушай, слушай, - Бормочет он мне, - В книге много прекраснейших Мыслей и планов. Этот человек Проживал в стране Самых отвратительных Громил и шарлатанов.

В декабре в той стране Снег до дьявола чист, И метели заводят Веселые прялки. Был человек тот авантюрист, Но самой высокой И лучшей марки.

"Прескверный гость" чёрный человек у Есенина это не только его личный враг, он враг всего прекрасного, враг человека. Он олицетворяет чёрные силы, живущие в каждом. И именно в этом чёрный человек Есенина близок пушкинскому образу.Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.

Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти?

Был он изящен, К тому ж поэт, Хоть с небольшой, Но ухватистой силою, И какую-то женщину, И какую-то женщину, Сорока с лишним лет, Называл скверной девочкой И своею милою.

Поэма "Черный человек" глубоко индивидуальна, лирична, в то время как предметом эпоса традиционно считаются масштабные исторические события и обобщения. Здесь же только жизнь человека. Герой С. Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени. Структура поэмы такова, что в центре - мир человека. Отсюда ведущий прием реализации авторского замысла - лирическая исповедь

Ощущение глубокого трагизма не покидает нас с первых до последних страниц поэмы,она пропитана болью. Кажется, выхода нет. Ночь морозная. Тих покой перекрестка. Я один у окошка, Ни гостя, ни друга не жду. Вся равнина покрыта Сыпучей и мягкой известкой, И деревья, как всадники, Съехались в нашем саду.

Я в цилиндре стою. Никого со мной нет. Я один... И разбитое зеркало... Поэма оканчивается на такой трагической ноте.

Этой поэме суждено было стать крупным последним поэтическим произведением Есенина. В ней выразились настроения отчаяния и ужаса перед непонятной действительностью. Это лирическое выражение терзаний души поэма – одна из загадок творчества Есенина. Образ самого «прескверного гостя» - черного человека имеет несколько литературных источников. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует загадочный черный человек.

Чёрный Противоположный белому, нечистый Противоположный белому, нечистый Название дьявола Название дьявола Нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебного человеку Нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебного человеку Из словаря Г.Дьяченко

Чёрный человек. Кто он?

Дома Письменный ответ на вопрос: «Что, на ваш взгляд, скрывается за образом «черного человека»?». Наизусть отрывок из поэмы ( по выбору) Наизусть отрывок из поэмы ( по выбору)

Как бы там ни было, очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».