Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах) Презентация по курсу Теория и методика воспитания Автор-составитель доцент.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации.
Advertisements

Воспитание в Древней Греции В 3-2- ом тыс. до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей.
Воспитание как педагогический процесс.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Школы в Средние века. После падения Римской империи в 476 году началось европейское Средневековье, надолго определившее пути развития образования. Границы.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Содержание воспитательной системы в условиях введения ФГОС.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Тема: ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Программа эстетического образования воспитанников лет (учащихся 6-11 классов) « КАРУСЕЛЬ » КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Транксрипт:

Воспитательные системы: прошлое и настоящее (понятие о воспитательных системах) Презентация по курсу Теория и методика воспитания Автор-составитель доцент кафедры педагогики РГПУ, канд.пед.наук Гладченкова Наталья Николаевна

Воспитательная система как зеркало цивилизации История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. История развития и становления воспитательных традиций связана с определенными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития общества. система Термин система (от греч. systema – целое, составленное из частей; соединенное) обозначает, в частности, множество закономерно связанных друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов и т.п.), представляющих собой определенное единство.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVII–XIX веков и современного периода развития человечества – XX и начала XXI века. Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существует до тех пор, пока сохраняет свою значимость, то есть имеет конкретно-исторический характер. Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом). Воспитательная система – это совокупность взаимосвязанных смыслов, целей и принципов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реализации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза или государства в целом).

Воспитание в Древней Греции

Спартанская система воспитания Цель воспитания в Спарте – подготовка воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками- кормилицами. С 7 лет полис (город- государство) брал на себя воспитание и обучение спартиатов. Этот процесс включал 3 этапа: 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах. 1 этап. С 7 до 15 лет дети приобретали навыки письма и чтения, физического совершенствования. В 14 лет мальчиков посвящали в эйрены – члена общины с предоставлением гражданских прав. В течение последующего года их проверяли на стойкость в военных отрядах.

3 этап. В лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. 3 этап. В лет юноши приобретали статус полноправного члена военной общины. Они свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. Со временем спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательные традиции Спарты периода VI-IV вв. до н.э. в итоге свелись к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи. 2 этап – лет – включал дополнительное обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались: подростков держали в голоде, приучали к самих добывать пищу или спасаться от невзгод природы. К 20 годам юные воины получали полное вооружение.

Задача воспитания в Афинах сводилась к гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах. Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно. До 7 лет мальчиков воспитывали дома. Затем они одновременно посещали мусическую и гимпастическую (палестра) школы, где получали преимущественно литературное, музыкальное и военно- спортивное образование и воспитание. В возрасте лет юноши совершенствовали свое образование в гимнасиях. Вершиной достижения молодого человека ( лет) считалось пребывание в эфебии – общественном учреждении по совершествованию военного искусства. Афинская система воспитания

семи свободных искусств Афинская система воспитания ориентировала человека на овладение cовокупностью добродетелей, в дальнейшем получившей известность как программа семи свободных искусств ( грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для многих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.

Религиозное воспитание

В разных странах и у разных народов религиозные идеи воплотились в конкретные формы воспитания, многообразие которых наблюдается и сегодня. В VI –XI вв. большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания, в особенности христианская. Основная задача воспитательной системы – приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (христианской, исламской, буддистской).

В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. В отличие от большинства государств Средневековья, в Византии сложилась собственная система воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции. Однако достаточно яркие очертания трехступенчатой системы образования в истории отмечается намного раньше – в Китае в период династии Хань (Iв. до н.э. – Iв. н.э.). Именно в этот период на Западе определились три основные стадии образования человека – элементарное, среднее и высшее.

Сословное воспитание

Сословное воспитание на Руси Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей вежеству (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Практическим пособием о том, что делать и как жить, в средневековой Руси являлся Домосторой – свод учений для зажиточного горожанина, заботливого хозяина и главы дома, имеющего домочадцев и слуг. Домашнее обучение и воспитание, описанное в Домострое, обязывает родителей учить детей вежеству (знаниям) и рукоделию, уважению к старшим, страху перед Богом и отцом с матерью. Об этом свидетельствуют три отдельные главы Домостроя, посвященные проблемам воспитания, - Како детей своих воспитати во всяком наказании и страсе божии, Како чад воспитати, с наделком замуж выдати и Како дети учити и страхом спасати.

Истории известны разные примеры сословного воспитания. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание представлено в системе рыцарского воспитания и в системе воспитания джентльмена (Дж. Локк). Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программасеми рыцарских добродетелей: Идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, послушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной грамотности и соблюдение кодекса чести. В основе содержания рыцарского воспитания лежала программасеми рыцарских добродетелей: Рыцарское воспитание владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальных инструментах.

Система рыцарского воспитания включал следующие этапы. До 7 лет – домашнее воспитание лет – получение придворного опыта при супруге сюзерена (феодала) С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях сюзерена. В этот период осваивались начала любви, войны и религии. В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах. В 21 год проходил обряд посвящения в рыцари, предварявшийся испытаниями на физическую, воинскую и моральную зрелость на турнирах, в поединках и пирах.

Идеалы рыцарского воспитания сохранились и поныне. кодекса чести Соблюдение юношами кодекса чести - это отражение единства их этического, эстетического и физического развития и, прежде всего, сохранение чувства собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.

Воспитание джентльмена

джентльмен Идеал воспитания по Дж.Локку – джентльмен – высокообразованный и деловой человек. Как правило, это выходец из высшего общества, получивший воспитание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен – человек, отличающийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности легли в основу западной воспитательно- образовательной традиции XVII-XX веков. В качестве основных воспитательных средств использовались труд и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личностных качеств как делового человека.

Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и компонентами его выступали: Физическое воспитание, выработка характера и развитие воли; Нравственное воспитание и обучение хорошим манерам; Трудовое воспитание; развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.

Система коллективного воспитания

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. Система воспитания человека в коллективе и через коллектив А.С. Макаренко была реализована в России в период гг. Главная задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных. Этот процесс рассматривается и реально организуется в соответствии с тремя этапами становления коллектива. 1 этап характеризуется низким уровнем развития коллектива. Ведущая роль в постановке целей, выборе форм коллективной деятельности и оценке результатов отдается воспитателю как организатору и руководителю. На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива. На 2 этапе, в процессе формирования актива и лидеров, управление частично отдается наиболее инициативным членам коллектива.

На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться законами движения коллектива, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. На третьем, высшем уровне развития коллектива развитие самоуправление становится главным звеном управления всей работой. При этом усиливается значимость общественного мнения в целях воспитания каждого его члена и ослабляется ведущая роль воспитателя. Каждый коллектив должен руководствоваться законами движения коллектива, сформулированными А.С. Макаренко. Например, принцип параллельного и индивидуального действия, система перспективных линий. Основными показателями успешности воспитания в рамках данной системы считались коллективизм, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность перед коллективом, коммунистическая целеустремленность, убежденность и чувство гордости.

Современные системы воспитания

В современной теории и практике получают развитие гуманистические воспитательные системы (Е.В. Бондаревская, В.В. Караковский, Л.И. Новикова и др.). Система воспитания становится средой жизнедеятельности и творческого развития ребенка. Личностно-ориентированный подход предполагает, что в воспитательной системе управление не распространяется непосредственно на личность; предметом управления становится создание условий, среды воспитанника, отбор личностно-развивающего содержания, разработка технологий, осуществление мониторинга воспитанности.

Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Цель воспитания с позиции личностно-ориентированного подхода – человек культуры, как свободная, духовная, гуманная личность, способная к творческой самореализации, культурной идентификации, нравственной саморегуляции и адаптации в изменяющейся социокультурной среде. Принципы личностно- ориентированного воспитания: Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Принципы личностно- ориентированного воспитания: Природосообразность Культуросообразность Индивидуально-творческий подход Функции личностно- ориентированного воспитания: Гуманитарная Культуросозидательная Социализация Функции личностно- ориентированного воспитания: Гуманитарная Культуросозидательная Социализация

Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Личностно-ориентированный тип воспитания нашел воплощение и развитие в образовательных учреждениях г.Ростова-на-Дону и далеко за его пределами. Каждая школа, выстраивая неповторимую воспитательную систему, реализующую идеи гуманизации и творчества, но с учетом особенностей социума и собственных возможностей. Например, Школа адаптации ( 1, 58) Школа русской культуры ( 26, 78, 100) Школа русской культуры ( 26, 78, 100) Школа психологической культуры ( 39) Школа психологической культуры ( 39) Школа гражданской культуры ( 67, 103) Школа гражданской культуры ( 67, 103) Школа с художественно-эстетической Школа с художественно-эстетической направленностью ( 35, 50, 102) Школа – центр гуманитарной культуры ( 46, 83) Школа – центр гуманитарной культуры ( 46, 83) Школа социализации и творческого саморазвития личности ( 30) Школа социализации и творческого саморазвития личности ( 30) Школа открытого типа ( 4, 110) Школа открытого типа ( 4, 110) Школа духовно-нравственно развития личности ( 96) и др. Школа духовно-нравственно развития личности ( 96) и др.

Вопросы для обсуждения и/или самоконтроля Что включает понятие воспитательная система? Что включает понятие воспитательная система? Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Докажите, что системы воспитания развиваются в связи с общественно-историческим процессом. Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего? Чем отличаются и в чем едины воспитательные системы прошлого и настоящего? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? В чем состоит гуманистический смысл новых концепций воспитания? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Какие основные направления обновления воспитания на современном этапе лично Вы относите к приоритетным? Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе. Расскажите об интересном опыте воспитания в Вашей школе.

Общие выводы По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа плохая или хорошая. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного критерия типа плохая или хорошая. Примеры конкретных систем воспитания показывают, что они выстраивались согласно логике эволюции конкретно-исторических, культурных, нравственных, идеологических и жизненных ценностей. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. Таким образом, в течении многих веков в мире по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте. В воспитательных системах, как и в общественном сознании, преимущественно отражаются представления о Человеке и его Жизни, Семье, Отечестве, Культуре, Мире, Природе, Добре и Красоте.

Темы самостоятельных исследований Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Ценности и цели воспитания при рабовладельческом строе. Рыцарь: две стороны одной медали. Рыцарь: две стороны одной медали. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Воспитание джентльмена как стратегия буржуазного образования. Коллективная система воспитания: за и против. Коллективная система воспитания: за и против. Гуманистические концепции воспитания. Гуманистические концепции воспитания. Идеалы воспитания человека в информационном обществе. Идеалы воспитания человека в информационном обществе.

Список рекомендуемой литературы 1. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования.- Ростов-на-Дону, Битинас Б.П. Введение в философию воспитания.- М., Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики.- М., Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- СПб., Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М., Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе.- М., Шилова М.И. Социализация и воспитание личности школьника в педагогическом процессе: Учеб. Пособие.- Красноярск, 2002.

Использованные ресурсы Литература Литература 1. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий. Учеб. Пособие.- Ростов-на-Дону, с. 2. Бордовская Н.В., РеанА.А. Педагогика. Учебник для вузов.- СПб, с. 3. Инновационная школа 1 (12) /Гл.ред. Е.В. Бондаревская.- Ростов-на-Дону, с. Интернет res01.htm res01.htm ry.narod.ru/greek.htm ry.narod.ru/greek.htm