К вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорах Автор презентации - Протасова Мария, учащаяся 11 касса МОУ «Нововилговской средней школы 3» Руководитель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Античный мир. Зевс (Дий) верховный бог греков, царь и отец богов и людей. Зевс считается сыном Реи и Крона, поэтому его часто называют Кронид. Постоянным.
Advertisements

Калевала. Карело-финский поэтический эпос.. Калевала - это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои.
Язычество восточных славян План 1. Религия древних славян. Язычество. 2. Пантеон славянских богов. 3. Духи и существа.
Мифы древних славян.. Религия древних славян. Перун - бог грома и молнии Перун славянский бог грозы, бог грома и молнии. Перуна считали покровителем воинов.
Карело - финский эпос. Ка́левала карело - финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун ( песен ). В основу легли карельские народные эпические песни. Обработка.
Род – является главным божеством в славянском Пантеоне. Создатель всего, первичный дух, Первобог, Прабог. Рода также называют Вышним богом или Всевышним.
Скандинавские боги Материал к уроку литературы в 5 классе Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захарова Л.Н.
Карело – финский народный эпос «Калевала». Карело – финские руны были собраны и литературно обработаны в 30 – х годах 19 века Элиасом Лённротом (1802.
СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ. Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все.
РОД Род - Родитель всего живого и сущего. Род породил все что мы видимо вокруг. Некоторые ученые считают Рода самым древнейшим божеством, покровителем.
Галактионова Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ «БСОШ»
В период образования государства славяне придерживались языческий верований В период образования государства славяне придерживались языческий верований.
Авраам ибн Эзра как философ. Комментарий Авраама ибн Эзры Берешит 1:2 Земля же была поразительна и пуста...слово бара не означает, как думают некоторые,
Портрет славянина Презентация к уроку окружающего мира. Автор: учитель начальных классов МОУ «СОШ 5 с УИОП» Котлярова Наталья Юрьевна.
«Мифы и символы древних славян» Пойми великое предназначение Пойми великое предназначение Славянством затаённого огня: Славянством затаённого огня: В нем.
На пороге весна Снова птицы летят издалека, К берегам, расторгающим лёд, Солнце теплое ходит высоко И душистого ландыша ждёт. (А. Фет)
© ООО «Баласс», Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 6 класс. История России Автор презентации: Казаринова.
УРОК 4 « Миф – основа первобытного мировоззрения »
>;) Вам, наверно, кажется, что правила записи чисел и правила вычислений с ними всегда были такими же, как сейчас. На самом деле, люди сначала очень.
Презентация на тему: Символ «солнце» в музыке и искусстве. Подготовила: Климова Валерия.
Транксрипт:

К вопросу о прародителе огня в карело-финских заговорах Автор презентации - Протасова Мария, учащаяся 11 касса МОУ «Нововилговской средней школы 3» Руководитель - преподаватель-организатор ОБЖ Трофимюк Е.А 2012 год

Согласно логике мифологического мышления человек только тогда получает полную власть над предметом, когда располагает знаниями о его рождении. "Поскольку сущность вещей в значительной мере отождествлена с их происхождением, то знание происхождения является ключом к использованию вещи, а знание о прошлом отождествляется с мудростью".

В карельских, финских заговорах от огня, как и у многих народов, огонь рождается на небесах: его высекает кузнец Илмаринен и Вяйнямейнен или же огонь "качают" на небесах в золотой люльке на серебряных подвесках в брюхе золотой овцы.

Современный исследователь фольклора М. Кууси считает, что в рунах о рождении огня имеются два важных начальных эпизода, содержащих соответственно два разных сюжета: качание огня в люльке, высекание огня на небе. Из них первый - долее ранний и подражает руне "Рождение медведя": Miss on otso synnytetty, mesikammen kaannytetty? Tuol on otso synnytetty, mesikaamea kaannytetty: luona kuun, tykona paivan, otavaiaen olkapailla. Sielt on maahan laskettuna kultaisessa katkyessa, vitjoissa hopeisissa. Где родился косолапый, где на свет он появился? Там родился косолапый, там на свет он появился: рядом с месяцем, у солнышка, на плечах Большой Медведицы. Оттуда был на землю спущен в золотой колыбельке, на серебряных нитях.

Высек огонь Илмаринен, сверкнул Вяйнямейнен. Кроме кузнеца Илмаринена и Вяйнямейнена прародителями огня в заговорах от огня названы громовержец Укко и Орел, Илманлинту. Верховный бог Укко (Питкямейнен, Иуликяйнен, Иайя) упоминается в списке финских божеств. По древним представлениям финнов Укко - седобородый старик в голубых одеждах (иногда огненной шубе), вооруженный стрелами и луком, молотом, топором, дубинкой, мечом и т.п., разъезжает по каменной небесной дороге, поражает молнией и громом злых духов, после чего люди находят на земле так называемые "громовые когти" или же "когти Укко", по форме напоминающие деревянные или каменные клинки. Интересно, что старые финны часто упоминали о нескольких громовиках. Считали, что Укко должно быть два и живут они по разные стороны неба. В Латвии во время сильной грозы говорили: "Теперь в воздухе два Укко сошлись".

Укко был главным помощником заговаривающего. От него колдун ждал защиты, когда вступал в переговоры с демоническими силами. Заговаривающий просил обнести его железным забором, чтобы не могли проникнуть злые силы. Просил оружие и снаряжение, в том числе железные рукавицы и железный пояс, которыми обычно пользовался скандинавский Тор. У него же заклинатель просил магической силы. Вот один из примеров ритуального действия, с помощью которого можно увеличить свою силу за счет Укко: взять три полена от одной сухой рябины и разложить костер у сваленного в бурю дерева. Положить в костер поленья рябины одним концом в огонь, с другого конца собрать выступившую влагу в сосуд, защищенный от попадания ветра. Весной, во время первого грома, эту воду выпить у корней поваленного дерева.

В некоторых текстах Укко назван главной птицей небес "Kokko ilman lintu vanhin, a строки "iski tulta kyntehensa" «kolmella kokon sulalla" "высекает огонь когтями", "тремя nepьями орла" указывают на то, что когда-то Верховное божество имело иную природу. Кроме того, в Приладожской Карелии есть варианты, где руны о рождении огня начинаются с описания огромного орла: Kolme kokkoa minulla, Yks'on kokko rautakopra, toinen kokko vaskikopra, kolmas on hopiakopra, tuo tunsi tulen lumoa. SKVR,YII3, 749а,b (SKVR - Suomen kansan vanhat runot. Helsinki, ) Есть у меня три орла, один с железными когтями, другой с когтями из меди, третий с серебряными когтями, он-то и знает огня рождение. Lenti lintunen Lapista, suuri kokko Koillisesta, taivoa tapasi, vetta viebraeli. SKVR,YII3,631 Летела птица с Лапландии, большой орел с северо-востока, одно крыло небо бороздило, другое воды касалось.

У многих народов образ орла связан с небом, светом, огнем, верхом. В кетском мифе орел ассоциируется с огнем и инструментом для его добывания. Интересно, что в корякских мифах при зажжении нового огня в священном очаге обращались к Ворону. Е.М.Мелетинский, размышляя о солярности образов Орла и Ворона, делает предположение о вытеснении Орла в функции добывания света/огня Вороном в палеазиатском мифологическом эпосе. Возможно, косвенным подтверждением этой версии (примем во внимание общие корни обских угров и карело-финнов) служит название орла в карело-финской традиции - Кокко, Котка, очень близкое по звучанию с именем Ворона Кутх у ительменов и Куткынняку у коряков.

У североамериканских индейцев, у народов Сибири существо, высекающее молнию и вызывающее дождь, представлено в образе огромной птицы. Ее полет рождал грохот в небе, после чего в лесу находили поломанные деревья и "громовые когти". Упоминание о когтях Укко сохранилось и в записях финских фольклористов: "Ukonkynsi on musta kivi, joka repii puuth hajalleen,kun ukkonen niihin iskee". "Коготь Укко - это черный камень, который раскалывает деревья на части, когда в них гром бьет". "Sanottih, etta kun ukkonen iskee puun saipaleiksi, niin siihen jaapi "kynnet". «Говорят, когда гром раскалывает дерево на части, там находят его "когти"». "Ukonkynaie on loydetty maasta, Johon ukkonen on iskenyt". "Когти Укко находят в земле, в которую гром посылает свои удары".

Интерес представляют карело-финские руны, в которых есть сведения о первоначальном порядке творения. В них огонь назван младшей дочерью, а орел - главной по старшинству птицей небес: "Vesi oa vanhin veljeksista, kokko taivan lintusista" "Вода - старший из братьев, орел - из птиц небесных". "Tuli nuorin tyttarista, vesi on vanhin veljeksista". "Огонь - младшая из дочерей, вода - старший из братьев". Таким образом, все ранее сказанное позволяет нам считать орла как возможного прародителя небесного огня.

Кроме птицы в качестве создателей огня упоминается Верховный бог Укко, хозяин неба, и Илмаринен: Iski tulta Ilmarinen, Высек огонь Илмаринен, valahytti Vainamoinen сверкнул Вяйнямейнен paalla taivosen kaheksan, на восьмом небе, ilmalla yheksannella. на девятом небосклоне. SKVR, I4, 250 Iski tulta ilman Ukko, Высек огонь хозяин (бог)неба, valahitti Vainamoinen сверкнул Вяйнямейнен, kolmella kokon sulalla. тремя перьями орла, vitella- vipustimella, пятью тетевами для лука, seitsemalla sieran teralla. семью точильными камнями. SKVR, 14, 232

Все они - Илмаринен, Орел, Укко - так или иначе связаны с небом верхом, солнцем, огнем, и, вероятно, в силу способности традиций наслаиваться во временном отношении мы получали такое объемное представление о творце огня и об истории появления его на земле и на небе.