РЕФОРМА СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ – ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ТРАНСФОРМАЦИИ РЕЗИДЕНЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Кабинет Министров Азербайджанской Республики II Форум по Защите Детей г.Бишкек, Кыргызыстан мая 2009
Конституция Азербайджанской Республики Семейный кодекс Азербайджанской Республики Закон о правах ребенка Азербайджанской Республики Закон об адресной социальной помощи Закон о социальных пособиях ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ Министерство Образования Министерство Труда и Социальной Защиты Населения Министерство Здравоохранения Комитет по проблемам семьи, женщин и детей. Другие министерства в рамках своей компетенции (МВД, МЮ, МФ).
МЕСТНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ 1. Районная исполнительная власть: - Комиссия по делам и защите прав несовершеннолетних - Комиссия по опеке и попечительству 2. Районный отдел образования: - Инспектор школ по защите детей - Медико-психо-педагогическая комиссия 3. Районный Центр Социальной Защиты Населения: - Отдел адресной социальной помощи 4. Районное управление полиции: - Отдел организации профилактических работ среди несовершеннолетних 5. Местное районное представительство исполнительной власти
Государственные Программы Развитие образования детей с ограниченными возможностями (Инклюзивное образование) Программа по воспитанию и развитию детей раннего возраста Государственная Программа по развитию творческих навыков одаренных детей (молодежи) Развитие технического профессионального образования Государственная Программа по де-институционализации и альтернативной заботе
Программа по де-институционализации и альтернативной заботе Согласно Плану Меропрятий данной программы Министерство Образования является структурой ответственной за реализацию и по координации. С целью реализации Программы при Министерстве Образования была создана Рабочая Группа.
Цели программы Основные цели программы соответствующие требованиям Конвеции по Правам Ребенка: потребность детей расти в семейном окружении и гармоничном развитии детской индивидуальности создание механизмов передачи детей из государственных детских учреждений в семьи и создание для них альтернативных услуг Обеспечение эффективной работы этих механизмов
Цели программы (1) Осуществление превентивных мер по предотвращению попадания детей в детские резиденциальные учреждения Сокращение количества приютов и школ - интернатов изменяя тип этих учреждений в социальные центры семейного типа Расширение возможностей передачи детей семьям (биологическим или альтернативным) и создание механизмов стимуляции Переквалификация персонала государственных детских учреждений и создание системы обучения требующихся специалистов (социальный работник, психолог, логопед и др.) Изучение положения детей в детских резиденциальных учреждениях и регулярный контроль, с целью их реинтеграции в семью, а также проведение мониторинга в семьях Усиление и улучшение регулирующей правовой базы.
Цели программы (2) Оказание целенаправленной материальной поддержки семьям Использование опыта персонала детских резиденциальных учреждений в обучении социальных работников Проведение систематических превентивных мер среди детей и семей из группы риска Просветительские работы среди населения с использованием СМИ Определение основных приоритетов передачи детей из детских резиденциальных учреждений в семьи Обеспечение тесного сотрудничества между правительственными и неправительственными, а также международными организациями
Методология оценки (1) подготовлены следующие модули 8-и наименований: I модуль - Общие сведения об учреждении I модуль - Общие сведения об учреждении II модуль – Дети живущие в резиденциальном учреждении II модуль – Дети живущие в резиденциальном учреждении III модуль – Персонал учреждения III модуль – Персонал учреждения IV модуль – Инфраструктура учреждения IV модуль – Инфраструктура учреждения V модуль – Услуги, оказываемые в учреждениях V модуль – Услуги, оказываемые в учреждениях VI модуль- Расходы учреждения VI модуль- Расходы учреждения VII модуль – Транспорт VII модуль – Транспорт VIII модуль – Инфраструктура общины VIII модуль – Инфраструктура общины
Методология оценки (2) Подготовлено руководство по проведению оценки и организован тренинг с группой проводившей оценку. Каждый модуль прошел предварительное тестирование Оценка была проведена согласно заранее запланированному расписанию
Учреждения находятся под ведомством 3-х государственных структур: 50 учреждений под ведомством Министерства Образования 3 школы - интерната для сирот; 24 общеобразовательных школ - интернатов; 6 детских домов; 12 школ - интернатов для детей со специальными нуждами ; 2 специальные школы - интерната для трудновоспитуеваемых мальчиков; 3 школы - интерната санаторного типа. Результаты оценки (1)
Результаты оценки (2) 3 учреждения под ведомством Министерства Здравоохранения 2 дома для грудных детей; 1 детский дом для детей с неврологическими заболеваниями. 2 учреждения под ведомством Министерства Труда и Социальной Защиты Населения Интернатные дома для детей с тяжелыми физическими и умственными ограничениями.
Результаты оценки (3) В 55 учреждениях находятся детей, из которых только 4055 остаются там на ночь. Оставшаяся часть детей идет домой каждый вечер.
Дети обучающиеся в учреждениях Общее количество детей Живущие в учреждениях детей Только обучаются детей
Частота посещения семей детьми Каждые выходные детей Иногда детей Никогда не идут домой детей
Данные о детях живущих в учреждениях Имеют обоих родителей детей Имеют одного/единствен- ного родителя детей Не имеет обоих родителей- 80 детей Брошены или лишены родительской опеки -399 детей
Причины попадания детей в учреждения (в%)
Возраст детей
Основные критерии для разработки и осуществления Генерального Плана Основная группа факторов: - Инфраструктура окружающая учреждение; - Инфраструктура в самом учреждении; - Качество услуг оказываемых в учреждении
Дополнительные критерии осуществления Генерального Плана - Количество детей, проживающих в учреждениях; - Количество детей из района, где расположено учреждение; - Количество детей, поступающих и покидающих учреждения каждый год; - Тип учреждения.
Тип Учреждения Период В короткий срок – 1 год 3 года 5 и более лет Детские Дома 16 Общеобразовательные школы-интернаты 1185 Школы-интернаты для сирот и детей лишившихся родительской опеки 13 Школы-интернаты для детей с умственными и физическими недостатками 4 Школы-интернаты для детей с физическими недостатками 41 Школы-интернаты для детей с недостатками речи 11 Школы-интернаты санаторного типа 3 Специпльные школы-интернаты для трудновоспитуемых мальчиков 2 Дома грудных детей 2 Дома интернаты для детей с тяжелыми умственными недостатками 2
Генеральный Трансформационный План Роль Генерального Плана (1) Генеральный План является главной директивой в реализации Государственной программы по Де- институционализации и Альтернативной заботы. Главная роль Генерального Плана является планирование задач для реализации изменений в учреждениях, определение факторов и деятельность сторон. Указанные задачи должны найти свое отражение в годовом плане учреждения и по мере необходимости обновляться.
Роль Генерального Плана (2) Соответствующие министерства и ведомства несут ответственность в обеспечении услуг для детей и семей относящихся к группе риска Они несут ответственность за обеспечение каждого ребенка необходимыми социальными услугами Целевыми группами Генерального Плана являються дети находящиеся в учреждениях
Ожидаемые результаты Дети и семьи нуждающиеся в особой заботе должны быть обеспечены социальной помощью; Персонал учреждений должен считаться основным потенциалом в процессе трансформацтт учреждений и в создании альтернативных услуг;
Развитие альтернативных услуг (1) Усовершенствование процедур усыновления и попечительства Поддержка расширенной семьи и семьи опекуна. Развитие «Фостер»ных услуг: - Набор; - Выбор; - Обучение и мониторинг.
Развитие альтернативных услуг (2) - Обеспечение жильем, работой а также обучение жизненным навыкам детей покинувших учреждение и не имеющих семью; - Обеспечение жильем и другими услугами детей со средними и тежелыми умственными ограничениями не имеющих семью.
Необходимые меры Запретить создание школ-интернатов и детских домов за исключением учреждений нового типа (дома семейного типа); Трансформировать учреждения, в которых дети не проживают постоянно в общеобразовательные учреждения, предоставляющие услуги дневного центра; Обеспечить создание дневных центров в составе или неподалеку от учреждения.
Благодарю за Внимание !