Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил,
Advertisements

Выполнил студент группы Э-11-2 Антюшин Дмитрий. Цель проекта: Проанализировать пьесу Вишневый сад Задачи 1. Формировать представление о нравственных идеалах.
Чехов "Вишневый сад"(+тест) презентация
А. П. Чехов. «Вишнёвый cад» Цель урока проанали- зировать пьесу «Вишнёвый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, опре- делить особенности.
А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса.
Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад». Задание 1 А.П. Чехов родился в А. Таганроге; Б. Мелихове; В. Москве.
Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад» Основные задачи: обучать интерпретации драматического произведения; развивать умение видеть в произведении.
Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
Стецкая Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение открытая (сменная)
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ( ) ( ) Prezentacii.com.
«Вишнёвый сад» (1903) «Вишнёвый сад» как бы вобрал в себя всё, что мог дать лучшего для театра Чехов, и всё, что мог лучшего сделать театр с произведениями.
Антон Павлович Чехов «Вишневый сад». Принципы «новой драмы»: Театр настроения Театр настроения Нет ни злодеев, ни ангелов Нет ни злодеев, ни ангелов Диалог.
ЧЕХОВ АНТОН ПАВЛОВИЧ ( ) Prezentacii.com Автор Хамкова Варя 6-Б класс МСОШ 1 Учитель Жерноклетова Н. В.
СИМВОЛ « САДА » ДЛЯ ГЕРОЕВ ПЬЕСЫ ЧЕХОВА « ВИШНЕВЫЙ САД » Владимирова Анастасия 11 а.
ЗАТРОНУТЬ САМУЮ СУТЬ И САМЫЕ НАБОЛЕВШИЕ СТРУНЫ....
История создания пьесы А. П.Чехова «Вишнёвый сад» Подготовила преподаватель Приозерского Политехнического колледжа ПРОКОФЬЕВА Надежда Евгеньевна.
А.П. Чехов «Вишневый сад». История создания пьесы Весна 1901 г. – в письмах Чехова встречаются мысли о новой пьесе. Хотя первые заметки в записной книжке.
Викторина по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» Подготовила Ефремова Л.Р., учитель русского языка и литературы. МОУ СОШ 12 г. Ноябрьск Подготовила Ефремова.
Транксрипт:

Цель урока: проанализировать пьесу «Вишневый сад». Основные задачи: рассмотреть историю создания пьесы, определить особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра.

План урока. 1.История создания. 2.Сюжет и конфликт 3.Образная система. Главные герои. 4.Второстепенные и внесценические герои. 5.Особенности подтекста в «Вишневом саде». 6.Жанровое своеобразие. 7.Заключение.

Замысел «Вишневого сада» возник у Чехова весной 1901 года (первые заметки в записной книжке появились на шесть лет раньше. В письме О.Л.Книппер он сообщил, что собирается писать «4- актный водевиль или комедию». Основная работа была закончена к октябрю 1903 года.

К удивлению А.П.Чехова, первые читатели увидели в пьесе драму и даже трагедию. Одна из причин – «драматический» сюжет взятый из реальной жизни. В х годах российская пьеса была полна объявлениями о заложенных имениях и аукционах за неуплату долгов. А.П.Чехов был свидетелем подобной истории еще в детстве. Его отец, таганрогский купец, в 1876 году обанкротился и бежал в Москву. Друг семьи Г.П.Селиванов, служивший в коммерческом суде, обещал помочь, но позднее сам купил дом Чеховых по дешевой цене.

Отчий дом А.П.Чехова

Премьера «Вишневого сада» состоялась 17 января 1904 года на сцене МХТ и совпала с 25-летием литературной деятельности А.П.Чехова.

Характерная черта сюжета «Вишневого сада» – внешняя «бессобытийность». Главное событие пьесы – продажа вишневого сада – происходит на сцене; герои только говорят о нем. Отсутствует в пьесе и традиционный персонифицированный конфликт. Разногласия героев (прежде всего Раневской и Гаева с Лопахиным) по поводу сада не находят здесь открытого выражения.

Среди героев пьесы есть представители разных социальных слоев и поколений. Владельцы усадьбы, дворяне Раневская и Гаев – милые добрые люди. Они не могут жить без вишневого сада, однако ничего не делают, чтобы спасти его: их время уже прошло. Гаев

Купец Лопахин – деловой и практичный человек. Он любит Раневскую «больше, чем родную» и пытается ей помочь. Но Раневская не слушает его, и Лопахин поступает, как настоящий капиталист: покупает имение, чтобы разбить вишневый сад на дачные участки.

Петя Трофимов и Аня – честные и благородные молодые люди. Их помыслы устремлены в будущее: Петя говорит о «непрерывном труде», Аня – о «новом саде». Однако красивые слова не приводят к конкретным действиям и потому не внушают абсолютного доверия. Петя Трофимов

Второстепенные герои пьесы также не поддаются однозначной характеристике. «Двадцать два несчастья» конторщика Епиходова, долги помещика Симеонова- Пищика, житейская неустроенность гувернантки Шарлотты Ивановны, беспомощность Фирса, безусловно достойны сострадания. Однако постоянные жалобы героев при отсутствии каких-либо решительных действий не могут не раздражать. Шарлотта

Особую роль в «Вишневом саде» играют внесценические герои: ярославская тетушка, любовник Раневской, дочь Симеонова-Пищика. Благодаря им художественное пространство пьесы расширяется и приближается к реальному.

Интересен принцип, на котором основана образная система «Вишневого сада»: не контраст, а сходство. Общие черты можно заметить у Раневской, Ани и Шарлотты Ивановны, Гаева, Епиходова и Пети Трофимова. Кроме того, героев пьесы объединяет внутреннее одиночество и ощущение кризисности бытия. Раневская

Подтекст – скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесного знания с контекстом и речевой ситуацией. Прямые значения слов в этом случае перестают формировать и определять внутреннее значение речи. Главным становится «эмоциональный» смысл. Действие в «Вишневом саде» развивается не от события к событию, а от настроения к настроению. Его создают диалоги (точнее недоговоренные монологи), авторские ремарки (которые иногда противоречат сказанному на сцене), музыкальный фон (герои играют на гитаре, напевают), символы (вишневый сад, звук лопнувшей струны, стук топора). Эту особенность чеховской пьесы деятели МХТ назвали «подводным течением», а литературоведы – подтекстом.

А.П.Чехов считал «Вишневый сад» комедией. Действительно, в пьесе есть элементы комического, основанные на недоразумениях, абсурдности происходящего: Епиходов жалуется на преследующие его несчастья, роняет стул, после чего горничная Дуняша сообщает, что он сделал ей предложение. Гаев беспокоится о судьбе вишневого сада, однако вместо решительных действий произносит возвышенную речь в честь старинного шкафа. Петя Трофимов рассуждает о прекрасном будущем, но не может найти свои галоши и падает с лестницы. Тем не менее общее настроение пьесы скорее грустно-поэтическое, чем веселое: её герои живут в атмосфере тотального неблагополучия. Таким образом, «Вишневый сад» по своим жанровым характеристикам приближается к лирической комедии или трагедии.

Последняя пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» стала одним из самых знаменитых произведений мировой драматургии ХХ века. Благодаря общечеловеческому содержанию и новаторским чертам («бессобытийный» сюжет, отсутствие персонифицированного конфликта, подтекст, жанровое своеобразие) она получила известность за рубежом еще при жизни автора. Характерно, что уже тогда ей предрекали долгую творческую жизнь.