1 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. 2 Предпосылки исследований: мотивационные теории Объяснялись причины враждебности к «чужим» группам. З. Фрейд: агрессивность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Advertisements

В нашей группе экспериментаторов было 6 человек, и между нами изначально были распределены роли: 5 человек в отдельных кабинетах беседуют с испытуемыми,
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
В нашей группе экспериментаторов было 6 человек, и между нами изначально были распределены роли: 5 человек в отдельных кабинетах беседуют с испытуемыми,
Феномен лидерства и руководства Последнее слово – всегда за первым. Леонид С.Сухоруков.
Ученика 7 класса «А» школы 574 Козловского Ивана Научный руководитель: Вечерина Н. И. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Международно - правовые основы сотрудничества международных организаций Научный руководитель : доцент, к. ю. н. Довгань Е. Ф.
Мак Дугалл Английский психолог МакДугалл в 1908 г. в своей книге «Социальная психология» среди других инстинктов выделил чувство принадлежности к группе.
Классификация конфликтов 1.Общая типология конфликтов 2.Классификация конфликтов на основе потребностей субъектов взаимодействия.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Липатова А.С. Факультет психологии НИУ ВШЭ. Данная методика разрабатывалась в рамках исследования, целью которого было описание процесса выбора референтных.
Самопознание и развитие личности. ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ? Самосознание - определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Министерства.
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
К ОНФЛИКТ В МЕЖЛИЧНОСТНЫ Х ОТНОШЕНИЯХ. Выполнила: Вторушина Александра.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Выполнил : Курикко В. И.. Термин « групповая динамика » употребляется в трех различных значениях : Определенное направление в исследованиях, школа К.
Транксрипт:

1 ПСИХОЛОГИЯ МЕЖГРУППОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

2 Предпосылки исследований: мотивационные теории Объяснялись причины враждебности к «чужим» группам. З. Фрейд: агрессивность человека является врожденной (Танатос). А. Адорно «Авторитарная личность»: Враждебность (на примере антисемитизма) формируется с первых этапов социализации в случае жесткого давления со стороны родителей. Враждебность смещается, направляется против слабого и становится базовой характеристикой личности в межгрупповых отношениях.

3 Американский бойскаутский лагерь. Испытуемые: мальчики, белые, представители «среднего класса». Интеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (1) На первой стадии подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря. Выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы. На первой стадии подросткам была предложена общая деятельность по уборке лагеря. Выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы.

4 Интеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (2) На второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить дружеские связи. Одна группа была названа «Орлы», другая – «Гремучие змеи». Замеры не показали враждебности групп друг к другу. На второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить дружеские связи. Одна группа была названа «Орлы», другая – «Гремучие змеи». Замеры не показали враждебности групп друг к другу.

5 Интеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (3) На третьей стадии группам была задана различная деятельность в условиях соревнования. Был зафиксирован рост межгрупповой враждебности. На третьей стадии группам была задана различная деятельность в условиях соревнования. Был зафиксирован рост межгрупповой враждебности.

6 Интеракционистский подход: эксперименты М. Шерифа (4) На четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений бывших групп друг к другу показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. На четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений бывших групп друг к другу показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью. Объяснение М. Шерифа: межгрупповые враждебность или сотрудничество зависят от типа межгруппового взаимодействия.

7 А. Тэшфел полемизировал с М. Шерифом, настаивая на значении когнитивных процессов. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность Установление позитивного отношения к своей группе («ингрупповой фаворитизм») и негативного отношения к чужой группе («аутгрупповая враждебность») наблюдается и в отсутствие конфликта между группами. Установление позитивного отношения к своей группе («ингрупповой фаворитизм») и негативного отношения к чужой группе («аутгрупповая враждебность») наблюдается и в отсутствие конфликта между группами. Ингрупповой фаворитизм – универсальная константа межгрупповых отношений. Ингрупповой фаворитизм – универсальная константа межгрупповых отношений.

8 Англия. Испытуемые: студенты, белые, представители «среднего класса». Когнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (1) Студентам показали картины В. Кандинского и П. Клее. Студентам показали картины В. Кандинского и П. Клее. После этого их произвольно разделили на две группы: «сторонники Кандинского» и «сторонники Клее». После этого их произвольно разделили на две группы: «сторонники Кандинского» и «сторонники Клее».

9 Когнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (2) Студентам предложили поделить небольшую сумму денег между участниками эксперимента. Студентам предложили поделить небольшую сумму денег между участниками эксперимента. Студенты ничего не знали о тех, кому давали деньги, кроме их групповой принадлежности. Студенты ничего не знали о тех, кому давали деньги, кроме их групповой принадлежности. В ситуации непредвзятости они могли бы делить поровну. В ситуации непредвзятости они могли бы делить поровну.

10 Когнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (3) Пример платёжной матрицы, использованной в эксперименте 11

Когнитивистский подход: эксперименты А. Тэшфела (3) Фактически студенты не делили вознаграждение поровну. Они делили в пользу «своих» и дискриминировали «чужих». Фактически студенты не делили вознаграждение поровну. Они делили в пользу «своих» и дискриминировали «чужих». Объяснение А. Тэшфела: для ингруппового фаворитизма достаточно факта осознания принадлежности к «своей» группе. Это явление получило название минимальной групповой парадигмы (Росс, Нисбетт).

12 С точки зрения Тэшфела, область межгрупповых отношений –преимущественно когнитивная сфера. Она включает четыре основных процесса: Вывод из экспериментов А. Тэшфела Социальную категоризацию; Социальную категоризацию; Социальную идентификацию; Социальную идентификацию; Социальное сравнение; Социальное сравнение; Социальную (межгрупповую) дискриминацию. Социальную (межгрупповую) дискриминацию. Эксперименты А. Тэшфела выявили новый аспект отношений между группами – их восприятие друг друга. Однако они были оторваны от более широкой системы общественных отношений.

13 Межгрупповые отношения в рамках принципа деятельности Общие чертыСпецифика Когнити- вистский подход (А. Тэшфел) в отличие от социологии в центре внимания не межгрупповые процессы и явления сами по себе, а внутреннее отражение этих процессов связь субъективного отражения с деятельностью Отечест- венная социальная психология (В.С. Агеев) детерминация когнитивных процессов деятельностью (непосредственной или опосредованной); групповые отношения существуют объективно, важно, как это предопределяет восприятие

14 Группа как субъект восприятия Межгрупповое восприятие – это не сумма индивидуальных восприятий, а совершенно новое качество. Структурные характеристики: Целостность – степень совпадения представлений (все или не все думают о другой группе так-то). Целостность – степень совпадения представлений (все или не все думают о другой группе так-то). Унифицированность – степень распространения представлений на отдельных людей (все в другой группе такие или не все). Унифицированность – степень распространения представлений на отдельных людей (все в другой группе такие или не все). Динамические характеристики также отличаются от характеристик межличностного восприятия. Они обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью.

15 Первая серия экспериментов. Испытуемые: студенты технического ВУЗа, сдающие зачет. Зависимые переменные: показатели адекватности межгруппового восприятия (степень предпочтения «своей» группы): Отечественная психология: эксперименты В.С. Агеева (1) Прогноз групповой победы в ситуации межгруппового соревнования; Объяснение причин победы / поражения «своей» и «чужой» группы; Представления о потенциальных успехах «своей» и «чужой» группы в сферах деятельности, не связанных с экспериментом.

16 Эксперименты В.С. Агеева Первая экспериментальная Вторая экспериментальная Контрольная группа Групповое соревнование: автоматический зачет получит группа, лучше работавшая на семинаре («игра с нулевой суммой»). лучшие студенты индивидуально умышленно лидирующей называлась всегда одна и та же группа лидирующей назывались обе группы попеременно _______ В обеих экспериментальных группах: а) больше реплик в пользу «своей» группы; б) больше попыток помешать выступлениям «чужих»; в) регуляция выбора выступающих; г) большее употребление «мы» и «они». Первая серия экспериментов: автоматический зачет за работу на семинарах.

17 Эксперименты В.С. Агеева Вторая серия экспериментов: пионерский лагерь. В середине смены группы участвовали в спортивных состязаниях. Акцентировались состязательные моменты. В середине смены группы участвовали в спортивных состязаниях. Акцентировались состязательные моменты. Отряды ранжировались по степени успеха (не было «игры с нулевой суммой»). Критерии оценки были наглядными и очевидными. Отряды ранжировались по степени успеха (не было «игры с нулевой суммой»). Критерии оценки были наглядными и очевидными. Был зафиксирован рост ингруппового фаворитизма. Был зафиксирован рост ингруппового фаворитизма.

18 Эксперименты В.С. Агеева Вторая серия экспериментов: пионерский лагерь. Межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально значимую ценность и цель, стоящую над узкогрупповыми интересами. Межгрупповая деятельность (труд в совхозе) приобрела самостоятельную и социально значимую ценность и цель, стоящую над узкогрупповыми интересами. Было зафиксировано резкое уменьшение ингруппового фаворитизма. Было зафиксировано резкое уменьшение ингруппового фаворитизма. В конце смены отряды вместе трудились в соседнем совхозе. В конце смены отряды вместе трудились в соседнем совхозе.

19 Принципиальная схема генезиса межгрупповых процессов выглядит следующим образом: Вывод из экспериментов В.С. Агеева Объективные условия совместной деятельности Характер непосредственного межгруппового взаимодействия Параметры процессов межгруппового восприятия (1) Межгрупповое восприятие оказывается неадекватным (ингрупповой фаворитизм) при взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп.

20 (3) В случае стабильных неудач внутри неуспешной группы: Меньше связей по типу симпатии; Меньше связей по типу симпатии; Больше негативных выборов; Больше негативных выборов; Больше конфликтов; Больше конфликтов; Больше интерес к межгрупповым отношениям. Больше интерес к межгрупповым отношениям. Вывод из экспериментов В.С. Агеева (2) (2) Характер межгруппового взаимодействия влияет на внутригрупповые процессы: Удовлетворенность от членства; Удовлетворенность от членства; Характер межличностных отношений; Характер межличностных отношений; Точность восприятия; Точность восприятия; Групповые решения. Групповые решения.

21 Стереотипизация - атрибуция черт, при которой индивиду приписываются характеристики, исходя из его группового членства. Стереотипизация - атрибуция черт, при которой индивиду приписываются характеристики, исходя из его группового членства. Ингрупповой фаворитизм - тенденция благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими группами. Ингрупповой фаворитизм - тенденция благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими группами. Физиогномическая редукция - выведение внутренних характеристик человека, исходя из его внешнего облика. Физиогномическая редукция - выведение внутренних характеристик человека, исходя из его внешнего облика. Социальная каузальная атрибуция - интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Социальная каузальная атрибуция - интерпретация поведения и результатов деятельности индивидов на основании их группового членства. Основные механизмы межгруппового восприятия

22 Направления исследований межгрупповых отношений: 1. «Горизонтальное» 2. «Вертикальное» Вертикальное сечение – отношение разностатусных групп или групп в некоторой их иерархии. Пример – психология организаций. Вертикальное сечение – отношение разностатусных групп или групп в некоторой их иерархии. Пример – психология организаций. Горизонтальное сечение – взаимодействие равных, но не соподчиненных групп. Горизонтальное сечение – взаимодействие равных, но не соподчиненных групп.