Мониторинг качества образования: мониторинг уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (инновационный проект)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мониторинг качества образования: мониторинг уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (инновационный проект)
Advertisements

Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Проект «Оценки достижений учащихся через личностные компетенции учащихся»
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС НОО.
Компетентностно- ориентированный подход в образовании.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МАОУ СОШ 13 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Для родителей обучающихся 5 классов школы МОУ СОШ 9 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
Для родителей обучающихся 5 классов (школы-пилотной площадки) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи.
Для родителей обучающихся 5 классов 5 классов Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: от идеи до внедрения.
МОУ Лицей 109 г. Екатеринбурга Программа «Мониторинг качества образования»
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА.
Диагностика – основа качества образования Ястребова О.Н. Из выступления на педагогическом Совет Лицей 1581.
Для родителей пятиклассников МБОУ «СОШ 6» ФГОС ООО: ОТ ИДЕИ ДО ВНЕДРЕНИЯ.
Инновационное развитие страны требует, чтобы к 2015 году все учебные программы и методы обучения были обновлены с использованием элементов компетентностного.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Современное качество образования Qui prodest? Quo vadis?
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
Транксрипт:

Мониторинг качества образования: мониторинг уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (инновационный проект)

При разработке инновационного проекта гимназия исходит из следующих оснований: В соответствии с Конституцией РФ и Законом об образовании граждане имеют право на качественное образование, и образовательное учреждение несёт ответственность за качество образования своих выпускников (Закон «Об образовании», ст ) В соответствии с Концепцией модернизации образования на период до 2010 г. (п. 2.2.) современное качество образования определяют ключевые компетенции (компетентности), представляющие «целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Качество образования - состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям общества (различных социальных групп), достижение гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)

Актуальные задачи современной модели образования ( Методические рекомендации по проведению педагогических совещаний работников образования. ВО России, 14, 2008) Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); Самоорганизации (ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).

Непременным условием успешности реализации провозглашённой цели и поставленных задач является мониторинг процесса и результатов деятельности как «система контролирующих и диагностирующих мероприятий, обусловленных целеполаганием процесса обучения и предусматривающих в динамике уровни усвоения учащимися учебного материала и его корректировку ( В.А Кальней., С.Е Шишов. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик». М, 1999, С. 30)

Противоречия: Между действующими государственными образовательными стандартами, значительную долю содержания которых составляют знания, и провозглашаемой в Концепции модернизации образования идеей компетентностно- ориентированного подхода. между современным пониманием качества образования и существующей системой оценки результатов образования.

Проблемы: отсутствие однозначности в трактовке основных понятий (компетенция, компетентность) на федеральном и региональном уровнях; - отсутствие общепринятой (единой) классификации ключевых компетентностей; Отсутствие общепринятых (утверждённых на федеральном или региональном уровне) показателей и индикаторов уровня сформированности ключевых компетентностей; - отсутствие инструментария и механизма проведения мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей. недостаточный уровень компетентности педагогов в оценке качества образования в свете современных требований.

Цель проекта: Создание научно-методических и организационно-содержательных условий, обеспечивающих разработку и апробацию диагностических процедур формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся в ходе реализации учебно- воспитательного процесса в гимназии.

Задачи проекта: Повышение уровня квалификации педагогического коллектива в части оценки результатов образования: - освоение основных понятий и теоретических аспектов компетентностно-ориентированного подхода; - усвоение сущности ключевых компетентностей, аспектов их проявления, показателей уровня сформированности (в рамках обоснованно выбранной концепции и классификации ключевых компетентностей). Выявление на основе ГОС предметных компетентностей как проявления ключевых компетентностей. Разработка показателей и индикаторов уровня сформированности предметных компетентностей. Определение форм организации учебной деятельности, позволяющих проводить мониторинг сформированности предметных компетентностей. Разработка механизма проведения мониторинга ключевых компетентностей.

Основные понятия: Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия. (Лаборатория модернизации образовательных ресурсов. Департамент образования и науки Администрации Самарской области)

Классификация ключевых компетентностей: Информационная компетентность Аспекты: Планирование информационного поиска Извлечение первичной организации Извлечение вторичной информации Первичная обработка информации Обработка информации

Классификация ключевых компетентностей: Коммуникативная компетентность Аспекты: Письменная коммуникация Публичное выступление Диалог Продуктивная групповая компетентность

Классификация ключевых компетентностей: Компетентность разрешения проблем (самоменеджмент) Аспекты: Идентификация (определение) проблемы Целеполагание и планирование деятельности Применение технологий Планирование ресурсов Оценка деятельности Оценка результата (продукта) деятельности Оценка собственного продвижения

Основания для выбора варианта определения основных понятий и классификации: достаточная для практического применения на уровне образовательного учреждения степень разработки понятийного аппарата, показателей и индикаторов проявления ключевых компетентностей; практическая идентичность данной классификации ключевых компетентностей классификации, предложенной Проектом модернизации образования на период до 2015 г. (ВО, 14, 2008); совместимость данной концепции с опытом работы гимназии по проблемам мониторинга качества образования в предыдущие годы.

Формирование ключевых компетентностей и, следовательно, мониторинг уровня их сформированности происходит в системе предметного обучения. На основе ГОС выделяются предметные компетентности как проявления ключевых компетентностей в рамках предметной учебной деятельности. Оценка уровня сформированности предметных компетентностей на разных уровнях обучения производится на основе матрицы, содержащей показатели и индикаторы трёх уровней. На основе уровня сформированности предметных компетентностей осуществляется выявление уровня сформированности ключевых компетентностей, которые носят надпредметный характер.

Формы организации учебной деятельности Изменение организации традиционного урока: Использование компетентностно-ориентированных заданий; Технология формирующей оценки; Включение специально-организованной деятельности учащихся в образовательный процесс: Учебные проекты и сюжетные игры для начальной школы; Метод проектов.

Планируемые результаты: 1. Функционирование системы мониторинга, позволяющей отслеживать динамику формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся на всех ступенях обучения на уровне: - каждого обучающегося; - класса; - образовательного учреждения. 2. Нормативно-правовое, научно-теоретическое, организационно- содержательное, организационно-методическое, дидактическое обеспечение процесса мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся. 3. Повышение уровня мотивации перехода на компетентностно- ориентированное обучение педагогических работников гимназии. 4. Своевременное информирование участников образовательного процесса о динамике формирования и развития ключевых компетентностей и, как следствие, создание условий для повышения качества образования.

Промежуточные результаты реализации проекта Определены концептуальные основы проекта; Создана нормативно-правовая основа реализации проекта - Положение о проведении мониторинга ключевых компетентностей обучающихся в гимназии; 9 учителей прошли обучение по теме проекта; Проведён анализ ГОС, составлен перечень предметных компетентностей как проявления ключевых компетентностей по ряду предметов (русский язык, история, информатика); Идёт разработка показателей и индикаторов уровня сформированности предметных компетентностей по данным предметам ;

Примеры выделения предметных компетентностей как проявления ключевых компетентностей на основе ГОС Ключевые компетентно сти АспектПредметные компетентности. (На основе ГОС по истории) Информацион ная Планирование информационно го поиска Производить поиск источников информации в соответствии с поставленной задачей деятельности Давать характеристику историческому источнику Извлечение первичной информации Извлекать информацию из исторического (документы, воспоминания и др.,) и статистического источников, различных текстов, карт, схем, таблиц и т.д. в соответствии с поставленной задачей. Коммуникати вная Письменная коммуникация Представлять результаты работы в письменной форме в соответствии с поставленными задачами а) с использованием исторической терминологии б) с использованием необходимых фактов, дат. в) логически выстроенное Публичное выступление Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры.