Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психолого-педагогические условия, способствующие успешной адаптации и снижению уровня дезадаптации школьников.
Advertisements

Педагогический совет Адаптация ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
В первом классе – без проблем Семинар-практикум по психолого- педагогическому сопровождению учащихся 1 класса в адаптационный период.
Интерпретация профилей первоклассников и рекомендации по использованию результатов в образовательном процессе.
Здоровый образ жизни. Презентацию подготовил Ученик 8 класса школы 67 Харитонов Севастиан.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Карлюк Е.В. - руководитель РМО социальных педагогов Центрального района г. Челябинска, социальный педагог высшей категории МОУ СОШ 30 (филиал) Меньшикова.
ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к.
Выступление заведующего Журавлевой Светланы Викторовны.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе и свободной деятельности детей. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников.
Адаптация учащихся к обучению в школе Мир будущего первоклашки При поступлении в первый класс детям обязательно задают вопрос общего характера: об их поле.
Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных.
Педагог-психолог А.В. Подковырова АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ! АДАПТИРУЕМСЯ ВМЕСТЕ!
естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Адаптация.
«Особенности деятельности психологической службы образования образовательного учреждения, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетнпих»
Причины возникновения речевой неуспешности дошкольника Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад присмотра и оздоровления.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
Транксрипт:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского Арзамасский филиал Выполнила: Щелканова Е.Л. студентка II курса психолого-педагогического факультета направления «психология образования» Адаптация первоклассников к школе

Понятие адаптации Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.

Виды адаптации 1)Психологическая адаптация – это процесс психологической включённости личности в системы социальных, социально-психологических и профессионально- деятельностных связей и отношений, в исполнение соответствующих ролевых функций. 2)Физиологическая адаптация – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды гомеостаза. 3)Социальная или личностная адаптация – приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в данном обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Механизмы адаптации Р.В. Овчарова определяет поведение как «совокупность конкретных, в данный момент протекающих деятельностей» и говорит о том, что поведение может быть названо адаптивным, если « посредством его получен целесообразный, полезный результат». Достижение результата, по ее словам, становится возможным, если составляющие поведение деятельности соответствуют условиям, в которых поведение осуществляется. Основными механизмами поведения, а, следовательно, и адаптации являются, с точки зрения Р.В. Овчаровой, следующие механизмы: - процесса отражения, задающие ориентировку человека в среде и ситуации. - действия субъекта в реальных, адекватно отраженных условиях. - эмоциональной регуляции поведения. С каждым из трех механизмов функционируют механизмы речевого опосредования и памяти. Р.В. Овчарова так же отмечает, что с точки зрения уровневой организации поведения, механизмы отражения выступают в виде процессов восприятия, ощущения, мышления; механизмы действия – в виде движений, навыков, тактик, программ или стратегий; механизмы эмоциональной регуляции – в виде непосредственных переживаний и чувств.

Факторы адаптации 1) особенности жизни ребёнка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного); 2) первоклассники, ранее посещавшие детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», не привычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения; 3) состояние здоровья ребенка к началу систематического обучения и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются о умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Однако, к сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только %. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Тяжелее всех к школе адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто и тяжело болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы.

Как протекает адаптация Адаптивный процесс имеет определенные стадии раз­вития и протекает фазно. Обычно выделяются фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы и дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого приспособления. В общем виде эта схема опи­сывает адаптивные изменения при действии на орга­низм самых разнообразных факторов внешней среды – холода, гипоксии и т. д. Среди всего многообразия адап­тивных реакций различают специфические и неспецифические. Наиболее общую реакцию организма отражают неспецифические реакции, которые чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома. Специфические адаптивные реакции вырабатываются гораздо медленнее, их характерная черта – взаимодействие и кооперация тех элементов функциональных систем, которые обеспечивают форми­рование конечного полезного эффекта. Приспособительные реакции организма принято раз­делять на два класса – быстро реализующиеся реакции срочной адаптации, для которых в организме имеются готовые, вполне сформировавшиеся механизмы, и реак­ции долговременной адаптации. Долговременная адап­тация включает в себя реакции, для осуществления которых в организме нет готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные предпосылки. Постепенное формирование таких меха­низмов происходит при многократном включении реак­ций срочной адаптации.

Режим дня и его влияние на адаптацию Регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий и творческой деятельности ребёнка Достаточный отдых на свежем воздухе Регулярное и полноценное питание Достаточный и продолжительный ночной сон, со строго установленным временем подъёма и отхода ко сну Правильная организованная двигательная активность ребёнка. Учитель должен объяснять родителям и детям необходимость соблюдения режима дня, контролировать его.

Понятие дезадаптации Процесс дезадаптации личности является полярным адаптации и по своей сущности деструктивным явлением. Процесс дезадаптации - это определённый ход внутрипсихических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к усугублению её, к усилению трудностей и вызывающих её неприятных переживаний. Дезадаптация может иметь патологический и непатологический характер. Непатологическая адаптация характеризуется отклонениями в поведении и переживаниях субъекта, связанных с недостаточной социализацией, социально-неприемлемыми установками личности, резкой сменой условий существования, разрывом значимых межличностных отношений и др. Дезадаптационные состояния и конфликты могут быть истоком суицидального поведения человека. В одних случаях конфликт вызывает и усугубляет дезадаптацию, переводит её в суицидальную фазу, в других ситуациях конфликт сам порождает дезадаптацию. При достаточно высокой степени его обострения и значимости для личности противоречия, дезадаптационные состояния могут провоцировать её суицидальное поведение.

Признаки дезадаптации Выделяют объективные и субъективные признаки дезадаптации. К объективным признакам относят: -изменение поведения человека в социальной сфере, -несоответствие поведения своим социальным функциям, -патологическую трансформацию поведения. К субъективным признакам относят: -психические сдвиги (от негативно окрашенных переживаний до клинически выраженных психопатологических синдромов), -состояние психологического тупика, возникающее в результате долгого нахождения личности в конфликте (внешнем или внутреннем) и отсутствия необходимых адаптивных механизмов для выхода из этого состояния.

Причины дезадаптации Причины полной дезадаптации чрезвычайно многообразны. Они могут быть вызваны несовершенством педагогической работы, неблагоприятными социально бытовыми условиями, отклонениями в психическом и физическом развитии детей. Среди основных причин школьной дезадаптации выделяются следующие: 1)Отсутствие индивидуального подхода к ребенку, неадекватность воспитательных мер, отсутствие своевременной помощи ученику, проявления неуважения к нему. 2)Неблагоприятная материально-бытовая или/и эмоциональная ситуация в семье, алкоголизация родителей, заброшенность ребенка или гиперопека. 3)Негативное влияние окружения, легкость добывания денег, доступность алкоголя и наркотиков. 4)Деформация общественных и нравственных идеалов, превосходство обогащения над самореализацией, обстановка пропаганды насилия, вседозволенности. 5)Тяжелые физические заболевания, различные нарушения психики, акцентуации и патологии личности, патологическое протекание возрастных кризисов, задержка психического развития.

Задачи и основные направления работы психолога Задачи: создание условий для социально-психологической адаптации детей в школе (создание сплоченного классного коллектива, предъявление детям единых обоснованных требований, установление норм взаимоотношений со сверстниками и педагогами и др.); повышение уровня психологической готовности детей к успешному обучению, усвоению знаний; адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к возрастным и индивидуально личностным возможностям и потребностям учеников. Основные направления работы: 1. Консультирование и просвещение педагогов, предполагающее как собственно психологическое консультирование по запродам, так и совместную психолого- педагогическую работу по анализу учебной программы и ее адаптации к конкретным школьникам. Отдельный аспектконсультирование педагогов по вопросам, касающимся организации педагогической поддержки детей в наиболее острый период первичной адаптации. 2. Консультирование и просвещение родителей. 3. Психологическая развивающая работа по повышению уровня школьной готовности.