.6. Самооценивание / Взаимооценивание учащихся«Ученики должны уметь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Оценивание обучения, оценивания для обучения Цель: оказать содействие учителю в определении современных способов оценивания, подвести учителя к пониманию.
Advertisements

1 Основной целью оценивания является улучшение процесса обучения. 2.
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Формирующее оценивание Л.М. Собянина, методист КУединского РМЦ.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Проектная деятельность в начальной школе «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Тема: Тема: «Как формативное оценивание влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроках информатики ?» Как активизирует познавательную.
Оценивание проектной деятельности учащихся. Модуль 2 Модуль 5 График оценивания План оценивания Оценивание в курсе версии 10.
Формативное оценивание: опыт разработки и использования в школах Кыргызстана Хамзина С.А. КГУ им. Арабаева Семинар « Актуальные вопросы организации внутришкольной.
Аспектное оценивание на уроках истории Приложение 2.
Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы…).
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
Использование оценочных листов на уроке биологии Пономарева Людмила Алексеевна- учитель биологии БОУ города Омска «Лицей 149»
Татьяна Назаренко Учитель методист английского языка Клайпеда 2011г.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
МОУ-СОШ 3 г. Маркса им. Л.Г. Венедиктовой Современная система оценивания на уроках математики в 5 классе Вострухова Н.А. учитель математики.
Транксрипт:

.6. Самооценивание / Взаимооценивание учащихся

«Ученики должны уметь

сами оценивать свои знания».

П. Блэк и Д. Уильям

Самооценивание – это процесс, направленный на сбор и анализ информации о своих сильных

и слабых сторонах, о своих возможностях и проблемах.

Использование формативного оценивания предусматривает использование приема самооценки

учеником или оценки одноклассниками. Эти приемы способствуют повышению эффектив-

ности формативного оценивания. Когда учащиеся владеют навыками самооценивания и вза-

имооценивания, то вопроса о надежности и адекватности оценки не возникает. необходимо

обучать учащихся тому, что оценивание должно происходить на основе критериев, а не на

основе эмоций. Сущность самооценивания и взаимооценивания заключается в следующем:

дети могут оценить себя только тогда, когда у них есть цели, которых они должны добиться

в процессе учения, и понятные критерии оценки.

Самооценивание учащихся

Для ученика оценочная информация о его достижениях состоит из следующих элементов:

ƒ поставленной цели;

ƒ разработанных или предложенных критериев;

ƒ характеристики достигнутого уровня на данный момент;

ƒ понимания того, каким образом можно сократить разрыв между поставленными целями

и достигнутым уровнем.

Для эффективного самооценивания необходимо:

ƒ понимание учащимся, как оценивается его работа, деятельность;

ƒ развитие навыков критического мышления;

ƒ развитие объективизма;

ƒ концентрирование внимания учащихся на своих целях.

навык самооценивания у учащегося должен формироваться из оценок своей работы по целому

ряду критериев. В этом случае он будет учиться видеть свою работу как сумму многих умений,

каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Ученик сможет проследить свой прогресс.

Самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной са-

мооценки применяется сравнение двух самооценок: прогностической (оценки предстоящей

работы) и ретроспективной (оценки выполненной работы). 47 МеТОДИчеСКОе РУКОВОДСТВО

ЭТО ВАЖНО!

Учителю необходимо:

Регулярно напоминать ученикам о целях и критериях оценки работы.

Планировать время на самооценивание.

Представлять цели урока, критерии оценки на стендах, доске и т.п. с тем,

чтобы учащиеся четко видели свое направление к цели.

Пример: учитель перед проверкой работы напоминает ученикам критерии оценок,

предлагает на их основе проверить и доработать самостоятельно свою работу.

ниже представлены примерные формы самооценки при групповой работе. При использовании

первой формы учитель предлагает учащимся самостоятельно оценить свою работу в группе.

Форма (таблица ¹13) позволяет ученику более детально оценить свою работу в группе и

сравнить ее с оценкой учителя.

Таблица ¹13

Имя_________________________ _____________ Дата _____________

Класс _______ Вид деятельности ____________________________ ____

Как часто, работая в группе, ты предпринимал следующие действия? (Обведи слово, ко­

торое наиболее точно отражает твой уровень участия в работе и сотрудничества).

1. я задавал вопросы для получения информации или уточнения

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

2. я высказывал свое мнение

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

3. я выслушивал точку зрения других учеников в моей группе

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

4. я комментировал высказывания других учеников в моей группе

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

5. я привлекал других членов моей группы к участию в обсуждении

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

6. я выполнял ту роль, которую мне поручил учитель или группа

ƒ никогда

ƒ иногда

ƒ часто

7. В работе группы мне больше всего понравилось: ____________________________ ______________

____________________________ ____________________________ ____________________________ ____

8. Самым трудным в работе этой группы было: ____________________________ __________________

____________________________ ____________________________ ____________________________ ____

9. Моя цель на следующую групповую работу: ____________________________ ___________________

____________________________ ____________________________ ____________________________ ____

2. ФОРМАТИВнОе ОЦенИВАнИеОЦенИВАнИе УчеБныХ ДОСТИженИй УчАщИХСя

48

После заполнения таблицы ученик делает вывод о своей роли в группе. При необходимости

определяет цель на следующий этап работы.

В таблице ¹13 отмечаются общие впечатления ученика от групповой работы и его роли в ней.

Таблица ¹ 14 дает цифровую отметку каждому пункту. Баллы в колонку «Возможные баллы»

выбираются учителем произвольно (желательно использовать 10-балльную систему, чтобы

не путать со школьной пятибалльной, отметочной). если в линии «Итого» разница в баллах,

выставленных учащимся и учителем, больше 10, то учителю необходимо проанализировать

результаты с целью понимания разногласий и провести беседу с учащимся.

Таблица ¹14

Учащийся

____________________________ __________

(имя, фамилия, класс)

Возможные

баллы

Полученные

баллы

Я сам Учитель

Выполнял все свои обязанности в группе

вовремя и качественно

Работал в группе, сосредоточившись на по-

ставленном учебном задании

Стимулировал других учащихся и помогал

им в выполнении поставленного учебного

задания

Внимательно слушал других

Предлагал аргументированные идеи

Вел обсуждение (вежливо возражал,

добивался согласия по вопросам, вызвавшим

споры)

Комментировал и дополнял информацией

высказывания других учеников

в группе

Итого:

Опыт учителей, использовавших эту форму, свидетельствует о том, что со временем при ис-

пользовании подобных форм оценки разница между баллами, выставленными учителем и

самим учеником, заметно сокращается.

Самооценивание – это не только оценивание своей работы, но и самостоятельное определе-

ние проблем и путей их решения. ниже представлена примерная форма (таблица ¹15) само-

стоятельной работы учащихся, с помощью которой они могут обозначить свои проблемы по

изучаемому материалу, проанализировать их и определить пути их решения.49 МеТОДИчеСКОе РУКОВОДСТВО

Таблица 15

»Запись идей»

Имя________________________ Дата________________

Обозначение проблемы

Что я знаю Что мне необходимо понять (узнать)

Решение и заметки

Объяснение и подтверждения

Участие ученика в процессе обучения и оценивания является важным компонентом форматив-

ного оценивания. Поэтому учащимся необходимо быть активными участниками и процесса

оценивания своих образовательных результатов, для того чтобы научиться оценивать самих

себя и, таким образом, лучше понимать, что им необходимо для того, чтобы улучшить свои

результаты. (Блэк и Уильям, 1998; Мертлер, 2003). Блэк и Уильям (1998) отмечают, что ученик

является завершающим пользователем информации, полученной в результате оценивания1

Взаимооценивание учащихся

Оценка одноклассниками является полноценным обучающим приемом оценивания. Кроме

того, взаимное оценивание дает учащимся возможность закреплять изученный материал по-

средством оценивания работ друг у друга.

Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать сильные и

слабые стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс.

1

Формативное оценивание и методы личностно- центрированного преподавания и познания: Руководство для

учителя. – Бишкек, 2007.

2. ФОРМАТИВнОе ОЦенИВАнИеОЦенИВАнИе УчеБныХ ДОСТИженИй УчАщИХСя

50

Техника формативного оценивания «Две звезды и желание» (взаимооценивание и

предоставление обратной связи) может применяться при оценивании творческих работ

учащихся, сочинений, эссе.

Техника заключается в следующем:

Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Когд