Государственное образовательное автономное учреждение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МКОУ «Житниковская средняя общеобразовательная школа» Целевая воспитательная программа «СЕМЬЯ И ШКОЛА» Апрель
Advertisements

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
«СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ» МБОУ «Берёзовская средняя общеобразовательная школа 2»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы"
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51.) «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Внедрение элементов технологии саморазвития личности А. А. Ухтомского - Г. К. Селевко в практике сельской школы.
Актуальные компетентности в деятельности классного руководителя в условиях реализации современной модели образования Петренко И.В. Руководитель ГМО классных.
«ВВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ: ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ.
Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Рабочая воспитательная программа. Наименование. Проект программы правового просвещения и формирования законопослушного поведения участников образовательного.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Роль учителя в формировании здорового и безопасного образа жизни Муниципальное образовательное учреждение Усть-Изесская основная общеобразовательная школа.
Новые формы воспитательной работы, направленной на взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС.
Парламентский урок г класс. «Парламентский урок – 2012» «Парламентский урок – 2012» пройдет во всех общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни Автор: доцент кафедры педагогических инноваций КОИРО к. б.н. Козловская.
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Ленинградский областной институт развития образования Секция 2014 год.
МГОСГИ МГОСГИ Из опыта организации сопровождения деятельности психологической службы образовательных учреждений.
Воспитательная работа в МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовского района Саратовской области» по программе «Здоровые дети – здоровое будущее» уч. год.
Технологии организации внеурочной деятельности в основной школе.
Транксрипт:

Государственное образовательное автономное учреждение

Ярославской области

«Институт развития образования»

Здоровые дети в здоровой семье

Методические рекомендации по проведению урока в рамках

всероссийской акции «Здоровые дети в здоровой семье»

в ОУ Ярославской области

Ярославль

2013

ББК

О 64

Здоровые дети в здоровой семье: методические рекомендации. – Составители: Рощина Г.О., руководитель центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса, к.п.н,; Иерусалимцева О.В., главный специалист центра содействия укреплению и сохранению здоровья участников образовательного процесса, Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, – 41 с.

В методических рекомендациях представлены варианты проведения уроков по теме «Здоровые дети в здоровой семье» в рамках всероссийской акции.

Рекомендации предназначены для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей, педагогов- психологов.

ГОАУ ЯО ИРО, 2013

Содержание

Предисловие Содержание и методика проведения урока Информационно- методические материалы для подготовки к уроку «Здоровые дети в здоровой семье»….…………………………… ………….

13Приложение 1. Сценарии урока- дискуссии…………………………… ….Здоровые дети - в здоровой семье. Здоровые семьи - в здоровой стране. Здоровые страны - Планета здорова. Здоровье! Какое прекрасное слово! Так пусть на здоровой планете

Растут здоровые дети!

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на годы" определяет в качестве приоритетного направления государственной политики в области детства семейную политику детствосбережения, которая в ближайшем будущем будет отражена в федеральном законе, определяющем основы государственной семейной политики. Необходимость разработки и исполнения данного закона вызвана тем, что у значительной части детей дошкольного и школьного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения, низкими темпами сокращается число детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остро стоят проблемы аддиктивного поведения среди подростков. Эти и другие проблемы во многом вызваны ослаблением позиций семьи в современном обществе, её роли и места в формировании навыков здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Поэтому актуальным становится процесс укрепления потенциала и ценности семьи как основы здоровья общества. Уполномоченный при Президенте России по правам ребенка Павел Астахов предложил во всех школах России провести в сентябре 2013 года уроки по теме «Здоровый ребенок в здоровой семье». Данное предложение было поддержано министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым, который дал поручение разработать и направить в адрес руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации методические рекомендации по подготовке и проведению таких уроков. В связи с этим в начале нового учебного года предлагаем провести в рамках всероссийской акции во всех образовательных учреждениях Ярославской области уроки по теме: «Здоровые дети в здоровой семье». Предлагаемые методические рекомендации призваны помочь учителям, классным руководителям в подготовке и проведении уроков по указанной теме.

Данные методические рекомендации по подготовке и проведению уроков «Здоровые дети в здоровой семье» созданы с учетом передового российского и регионального опыта сохранения и поддержки физического, психического, нравственного и духовного здоровья семей с несовершеннолетними детьми.

В проведении уроков могут принять активное участие многодетные семьи, специалисты в области охраны здоровья детей, известные спортсмены, другие пользующиеся заслуженным авторитетом лица, готовые поделиться с учащимися позитивным опытом здорового образа жизни, бережного отношения к семейным ценностям и традициям. Целесообразно использование в процессе проведения уроков «Здоровые дети в здоровой семье» современных интерактивных средств обучения и связи, новых информационных технологий. Интересным мог бы стать опыт создания на сайтах общеобразовательных учреждений специальных страничек «Здоровые дети в здоровой семье», посвященных продвижению идеи здорового образа жизни. Специальное внимание при организации таких уроков необходимо уделить восстановлению и охране здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих отклонения в развитии, для которых особое значение имеет восстановление нарушенного права жить и воспитываться в семье, ведущей здоровый образ жизни.

По нашему мнению, нецелесообразно предлагать какую- то одну разработку урока ввиду того, что каждый класс уникален (проблематика, возраст детей, традиции, ценности, интересы, уклад школьной жизни, особенности и возможности социальных партнёров), как уникален педагогический потенциал и жизненный опыт каждого учителя. Вместе с тем мы предлагаем определённые рамки, которые помогут Вам определиться в выборе формы и структуры построения данного урока, организовать процесс его подготовки и проведения, а также примерные сценарии проведения урока с различными возрастными группами учащихся (см. Приложения и список рекомендуемых источников). Тематика уроков подобрана так, что позволит дать школьникам наиболее полное представление о философии, ценностях здорового образа жизни, ценностях семьи. Предложенный материал соответствует возрастным особенностям и уровню образования школьников 1-11 классов.

Возможные формы проведения мероприятий: тренинг, викторина, виртуальное путешествие, игра, беседа, диспут, классный час с использованием архивных и видеоматериалов, встреча с интересными людьми, фотовыставка, семейная гостиная, конкурс рисунков, круглый стол, конкурс, спортивное соревнование, концерт, конференция. Нами предложены сценарии уроков 3-х типов: уроки-конференции или уроки дискуссии, которые предполагают обсуждение реального опыта выдающихся Ярославских семей, в которых здоровый образ жизни является нормой и основой их благополучия; уроки-соревнования, типа «Папа, мама, я – здоровая семья»; а также, уроки профилактической направленности, имеющие своей целью, актуализировать у обучающихся знания о ценности жизни, о вреде ПАВ, алкоголя, неправильного питания, о гигиене в семье и др. Дидактические принципы, положенные в основу разработанных уроков, базируются на системе педагогической деятельности, основной целью которой является становление субъектной позиции школьника, логике компетентностного подхода. Принцип активной включенности школьников в освоение предлагаемой информации предполагает субъектную позицию школьника в образовательном процессе, обращение педагога к личностному опыту учащегося и обогащение его в процессе деятельности на уроке. Важной составляющей в этом случае является создание для школьников условий транслирования информации, полученной в ходе урока, в принципы собственной деятельности. Принцип доступности предполагает адекватность предлагаемого материала, информации возрастным и психологическим особенностям школьников, отбор содержания, ориентированного на имеющийся социальный опыт школьников. Принцип системности позволяет учащимся представить картину становления истории, идеологии, философии здоровой семьи и ценности жизни в современном обществе, в системе образования современной России. Принцип рефлексивности предполагает организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах урока с целью вовлечения их в процесс осмысления полученной информации, соотнесения ее с имеющимся личным социальным опытом и включения приобретенного нового содержания и способов деятельности в собственную практику. Принцип открытости содержания образования предполагает достаточно гибкое использование педагогом предложенной конструкции, не допуская при этом искажения логики, содержательной точности и достоверности информации. Педагог может варьировать конкретное содержание и методику проведения занятия, опираясь на предложенные рекомендации и учитывая следующие составляющие: возрастные особенности учащихся; уровень общей учебной подготовленности класса; предполагаемую дальнейшую воспитательную деятельность учителей в данном классе по избранной теме; уровень собственной подготовки к данному уроку.

Этапы разработки урока:

1. Просмотрите предложенные в приложении и рекомендуемых источниках учебные материалы и выберите тот сценарий, который более всего соответствует вашим педагогическим подходам и возможностям. Вы также можете разработать свой сценарий или подобрать необходимые материалы из других источников. При этом помнить, что предназначение урока - вызвать интерес детей к ценностям здорового образа жизни, показать роль и потенциал семьи в создании успешного старта для детей, который во многом зависит от здоровья.

2. Постарайтесь привлечь к участию многодетные семьи, имеющие позитивный опыт здорового образа жизни, известных и авторитетных граждан, готовых поделиться своим опытом формирования навыков здорового и безопасного образа жизни у собственных детей.

3. Во время проведения урока особое внимание и заботу проявите к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из приёмных и опекунских семей. Постарайтесь так построить урок, чтобы не затронуть болезненные для них переживания.

4. Позаботьтесь о соответствующем оборудовании. Вам могут понадобиться: выход в интернет и интерактивная доска, компьютерный класс и мультимедийный проектор, телевизор и DVD-проигрыватель, документ-камера, с помощью которой можно демонстрировать фотографии, рисунки детей, поделки, стенгазеты и плакаты, журналы (для создания коллажа), картинная или фото галерея.

5. При подготовке урока необходимо учитывать возрастные особенности школьников, а также региональный опыт и имеющиеся ресурсы.

Эти материалы дают представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, что такое здоровое питание в семье; урок поможет научить детей выбирать самые полезные продукты. Кроме того, данный урок можно дополнить конкурсом и дегустацией полезных блюд, приготовленных ребятами вместе с мамами и бабушками. Мы рекомендуем сделать видеосъемку данных уроков для последующего участия в программе «Разговор о правильном питании».

В 5-6 классах содержание урока может быть направлено на формирование у учащихся мотивации к изучению своей родословной с точки зрения продолжительности жизни, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свое здоровье, свои достижения. Данная тема предполагает использование на уроке семейных историй Ярославских спортсменов по теме: «За каждым чемпионом – его семья!», эти уроки могут быть также приурочены к Олимпиаде в Сочи в 2014 г. При подготовке к уроку или в ходе него учащиеся могут выполнить различные творческие задания.

В 7-9 классах урок может быть посвящен профилактическому разговору с учащимися о тех опасностях, которые грозят здоровью современного человека и способах их избежание и преодоления. Роль семьи в жизни ребенка, права и ответственность ее членов друг перед другом, нравственный и правовые аспекты этих вопросов могут стать также темами обсуждения на уроке.

В классе рекомендуется уделить внимание проектированию будущей здоровой семьи, формированию позитивных отношений между поколениями семьи, формированию опыта конструктивного общения между членами семьи, созданию творческих и проектных работ по данной теме. Для старших ребят этот урок может быть проведен в форме дискуссии об идеальной семье - здоровой семье. Выпускникам школы можно предложить написать письмо самому себе в будущем, где они могут описать свою семейную жизнь через лет и какое место в ней будет отводено созданию здорового психологического климата, здоровому питанию, занятиям спортом и т.д. Можно предложить ребятам оставить эти письма на хранение в школе с условием получить их на вечере встречи выпускников через оговоренное время. На этом уроке можно обсудить тему противоречий во взаимоотношениях «отцов и детей» в вопросах пристарастия к вредным привычкам, в этом случае можно использовать форму «телемоста».

6. Урок «Здоровье ребенка в здоровой семье» может надолго остаться в памяти детей, стать событием в их жизни, если он будет обращён к сердцу каждого ребёнка, сможет подчеркнуть потенциал его семьи, если он будет эмоционально насыщен взаимодействием, ориентирован на актуальные потребности и интересы детей конкретного возраста.

7. Для успешного проведения урока педагогу необходимо приготовить конспект, в котором будут указаны тема мероприятия, его цель и задачи, методы и приемы проведения. Таким образом, предложенные материалы выступают в роли содержательного технологического ресурса, на основе которого учитель, располагая собственным профессиональным методическим инструментарием, создает свой урок, дополняя и развивая его. Кроме общих приложений к рекомендациям в разработки включены приложения, в том числе источники дополнительного содержания и глоссарий. Учитывая, что тема урока по своей значимости и емкости далеко выходит за рамки одного занятия, предлагаемые методические материалы можно использовать и при продолжении работы с учащимися по вопросам развития представлений о ценностях здоровья и здоровой семьи.

Щербо, И. Н. Деятельностный подход в формировании здорового образа жизни. // Школа здоровья. – – 2

Хрипкова А.Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1998

Понятие здорового образа жизни

Вайнер Э. Н. ЗОЖ как принципиальная основа обеспечения здоровой жизнедеятельности/Э. Н. Вайнер//ОБЖ. Основы безопасности жизни. – – С.39-46; (Рассматриваются факторы образа жизни, влияющие на здоровье человека, принципы организации здорового образа жизни, пути перехода к нему и критерии эффективности ЗОЖ.)

Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Здоровье как образ жизни// Н. Ю.Синягина, И. В. Кузнецова//Здоровье всех от А до Я. – – 2. – С (Показатели здорового образа жизни: закаливание, личная гигиена, живительная сила искусства, животные и здоровье, правила безопасного загара и др.)

Суравегина И. Т. Здоровый образ жизни выбери сам: Здоровье человека как экологическая проблема/И.Т. Суравегина//Экология и жизнь. – – С (Что такое образ жизни? Компоненты здорового образа жизни: культура движения, культура питания, культура общения, культура отдыха.)

Шмаков С. Детям о здоровье//С. Шмаков// Здоровье всех от А до Я. – – 2. – С (Рассматривается понятие здорового образа жизни, об искусстве здоровой жизни, умении укреплять свое здоровье.)

Показатели здорового образа жизни

Вайнер Э. Н. Особенности воспитания культуры здоровья в системе общего образования/Э. Н. Вайнер// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – – С (Автор рассматривает вопросы воспитания культуры здоровья и безопасного поведения школьников, предлагает посвященную здоровьесбережению тематику классных часов, программы лектория для школьников, родительского университета здоровья и общешкольного Дня здоровья.)

Калягин А. Н., Швецова Е. А. Школа по преодолению табачной зависимости: Курс из восьми занятий/А. Н. Калягин, Е. А. Швецова// ОБЖ.

Основы безопасности жизни. – – С , 4. – С.54-60; 5. – С (Авторы представляют планы восьми занятий школы по преодолению табачной зависимости и их содержание. Первая часть посвящена истории табакокурения и оценке вреда, причиняемого здоровью табачным дымом.)

Онищенко Г.Г., Тутельян В. А. Здоровое питание недорого/ Г. Г.Онищенко, В. А. Тутельян// ОБЖ. Основы безопасности жизни. – – С (Рекомендации НИИ питания РАМН по правильному и рациональному питанию: советы главного государственного санитарного врача РФ и директора НИИ питания РАМН, таблицы примерных наборов пищевых продуктов, их химического состава, энергетической ценности и дневных рационов для всех возрастов, которые можно использовать на уроках ОБЖ по теме «Рациональное питание».)

Безруких, М.М. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие

технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы,методы, опыт применения / Под редакцией М.М. Безруких, В.Д.

Сонькина. - М.: Триада -фарм., с.

Гладышева О.С., Абросимова И.Ю. Уроки здоровья и ОБЖ-1:

методические рекомендации для учителя / О.С. Гладышева, И.Ю.

Абросимова - Н.Новгород: НГЦ, с.

Методическая газета для учителей «Здоровье детей».- М: Изд. дом.

«Первое сентября», 2004, с.

Профилактика ВИЧ - инфекций и наркомании у подростков средствами

образования /О.С. Гладышева, Н.Н. Носов, Е.Е. Кузоватова, Е.Г. Еделева, Ю.В Помазова, И.Э.Борисов, И.Ю.Абросимова, Е.В. Алексеева, Е.Ф. Горьева. - Н.Новгород: Изд-во НГЦ, 2004,- 133 с.

Газета для учителей «Здоровье детей».- М: Изд. дом. «Первое сентября», с.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М.: АПК и ПРО, с.

Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе / Н.К. Смирнов. - М. АРКТИ, с.

Педагогика г. / Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи, стр

Воспитание школьников 1, 2008 г. / Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье, стр , 2008 г. / 2008 год – год семь, стр. 16; Игра «Дом счастья», стр , 2008 г. / Семейный совет «Под счастливой крышей», стр

Классный руководитель 8, 2007 Школа и семья: от диалога к партнерству, стр. 82 – 102, Семейный вечер «Семейному кораблю – счастливого плавания», стр. 103 – 111.

«Дети и здоровье»

«Добрые дети мира»

«Культура здоровья»

«Угадай-ка»

«Растем здоровыми»

«Факторы риска здоровья детей»

«Здоровье детей» Приложение 1 Урок-дискуссия/ урок-конференция. Тема: «Здоровье как семейная ценность» Уровень образования: класс Форма проведения: данный урок можно провести в форме круглого стола, в форме конференции совместно с родителями, педагогами, приглашенными гостями.

Закон РФ «Об образовании»

Национальная доктрина образования в России

Концепция модернизации российского образования до 2020 года

Концепция непрерывного образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» К обсуждение вопросов необходимо привлекать и детей и родителей. Педагоги, врачи выступают в роли консультантов и экспертов. В своих ответах необходимо акцентировать внимание на важность личного примера родителя, совместной двигательной активности и т.д. Для подготовки ответов можно использовать материал методических рекомендаций «Организация летнего отдыха детей», презентации. Педагог. Уважаемые дети, гости нашего круглого стола! Сегодня мы обсудили с Вами очень важный и актуальный вопрос: может ли быть здоровым во всех отношениях ребенок, если в семье не формируется потребность в здоровом образе жизни? Проводится итоговое диагностирование детей по проблеме урока, результаты которого доводятся до сведения родителей с целью их мотивирования на дальнейшее взаимодействие со школой по данному вопросу.