Методическая работа в специальном (коррекционном) обучении.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования Центр специального образования и охраны здоровья Урок как основная форма учебно-воспитательного.
Advertisements

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ Разработала учитель трудового обучения Казакова Е.В.
Современный урок в коррекционной школе КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Шишканова Снежана Егоровна.
Педагогический совет Анализ работы школы – интерната 1 за 2010 – 2011 учебный год. Задачи педагогического коллектива в 2011 – 2012 учебном году.
1. Своевременное выявление и комплексное обследование детей дошкольного и школьного возрастов, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном и эмоциональном.
1. Письмо Министерства образования РФ от /90-6 «О психолого-медико- педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» 2. Положение.
Особенности профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.
МОУ Краснослободская СОШ 17 декабря 2009 года. Коррекционно-развивающее сопровождение воспитательного процесса это организация и проведение всех воспитательных.
Методическая работа Мастерство учителя- это специальность, которой надо учиться А.С. Макаренко.
Сочинский центр развития образования отдел дошкольного и начального образования Диссеминационный семинар для заместителей директоров школы I ступени, руководителей.
Муниципальная общеобразовательная школа – интернат «Общеобразовательная школа – интернат среднего (полного) общего образования 17 «Юные спасатели МЧС»
ГУО «Специальная общеобразовательная школа 14 для детей с нарушением слуха г. Минска»
Барбитова А.Д., кандидат педагогических наук, доцент.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
«Развитие глагольного словаря у детей с ОНР в процессе коррекционно- логопедической работы» (из опыта работы) Составитель: учитель-логопед МБДОУ 385 Мазанова.
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Анализ современного урока В помощь учителю
Использование ИКТ на уроках. Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский.
Учитель живет до тех пор, пока учится; как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский.
Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога ДОУ активизация познавательной деятельности; повышение уровня умственного развития детей; формирование.
Транксрипт:

Методическая работа в специальном (коррекционном) обучении

Примерные темы педсоветов, заседаний методических объединений, тем самообразования педагогов и т.д. Предлагаем темы, которые могут быть использованы в планах работы методических объединений, рассмотрены на педсоветах, предложены как методическая тема педагогам, воспитателям. Если вопросы наработаны и внедрены, могут быть использованы во внутришкольном контроле, проведении семинаров, круглых столов:

Темы педсоветов, методических объединений Формы и методы организации и проведения коррекционно- развивающей работы. Организация психолого-педагогического и медико- социального сопровождения в образовательном процессе. Назначение и использование специального оборудования (комната психологической разгрузки, сенсорная комната, «сухой» бассейн и др. на уроках физкультуры, в ходе коррекционно-развивающей работы). Особенности проведения уроков для учащихся с диагнозом F-70 (умственная отсталость легкая). Разработка коррекционно-развивающих программ (зам.директора по интегрированному обучению, учитель- дефектолог, психолог).

Темы (продолжение) Сенсомоторное развитие учащихся младшего школьного возраста. Разработать на методических объединениях образцы коррекционно-развивающих занятий. Рассмотреть образцы планирования коррекционно- развивающих занятий (МО). Предупреждение трудностей адаптации детей: – при поступлении в школу (психиатр, психолог, логопед); – при переходе в среднее звено (5 класс). Развитие навыков чтения (начальная школа). Методика организации занятий в зале двигательной коррекции;

Темы Организация занятий в сенсорной комнате для учащихся начальной школы Включение ИКТ в структуру уроков общеобразовательного цикла для учащихся с диагнозом «Умственная отсталость легкая». Включение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в структуру уроков профессионально-трудовой подготовки (5-9 классы). Содержание сеансов оздоровительных мероприятий в кабинете психологической разгрузки (психолог, врач-психиатр, врач ЛФК). Игротерапия (цикл занятий) (утвердить программу). Цикл занятий для педагогов «Пальчиковая гимнастика» (утвердить программу). Методика проведения психологических тренингов. Лечебная физкультура (ЛФК) – один из методов здоровьесберегающих технологий в образовании (врач по медицинскому сопровождению, преподаватель ЛФК).

Темы Методика организации коррекционно-развивающего пространства в образовательном учреждении с включением учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), всех членов педагогического коллектива. Практическая реализация принципа комплексного психолого- педагогического и медико-социального сопровождения. Коррекционная направленность планирования, самоанализа и анализа коррекционного занятия. Место и роль коррекционно-развивающей среды. Анализ эффективности системы коррекционно-развивающего обучения. Разработка коррекционных физкультминуток (картотека с описанием). Разработка специальных коррекционно-развивающих упражнений по предметам. (картотека). Система работы школы по формированию механизмов стрессоустойчивого поведения. Организация учета уровня обученности учащихся, отслеживание его динамики (МО).

Темы Система развития коммуникативных способностей детей с ОВЗ. Технологии формирования знаний и умений (МО). Алгоритмизация обучения, принцип опорных схем, сигналов обратной связи. Планирование работы с учащимися, обучающимися по индивидуальным планам; графики состояния внешних психических функций. Проблемы и основные пути внедрения в образовательный процесс новых технологий обучения по предметам. Пути повышения мотивации к обучению учащихся.

Темы консультаций Консультации по проведению диагностики, мониторинга, психолого- педагогического медико-социального сопровождения, ведению школьной документации. Консультации по ведению дневников наблюдений. Консультации по написанию педагогической характеристики (в конце года на каждого учащегося). Оформление итоговой документации на учащихся (консультация для учителей). Разработка и создание базы данных по планированию, моделированию коррекционно-развивающих уроков для каждого звена школы. Разработка системы-картотеки специальных коррекционных упражнений по развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления) для их использования педагогами и воспитателями в ежедневной работе (МО). Проведение серии методических объединений по отработке коррекционных технологий.

Темы Разработка системы поэтапного формирования учебных навыков и умений. (МО). Работа над системой партнерских отношений, предусматривающая реализацию личностно-ориентированного подхода к формированию личности воспитанника. Развитие навыков и умений коммуникативного поведения воспитанников. Речевая коммуникация как средство, позволяющее осуществлять общение разных возрастных групп (Можно создать банк научно- методических материалов «Как правильно говорить (спросить, просить), который представляет собой систему лексических единиц (предложений, фраз), которые отрабатываются на воспитательских часах. Разработка контрольных работ, ориентированных на отслеживание коррекции ВПФ (высших психических функций) и уровня усвоения программного материала.

Тема Формы самоподготовки, направленные на развитие мотивации к учению у воспитанников (начальное звено) (МО воспитателей, МО учителей). Работа по формированию механизмов регуляции поведения: коррекция эмоционально-волевой сферы (5-9 классы) (совместно с психологом). Формирование моделей коммуникативного поведения у разных возрастных групп по теме: «Праздник», «Отдых», «Развитие» и т.д. Классификация наглядных пособий и оформление кабинетов как условие коррекционно-развивающей среды.

Темы методической работы, спец.семинаров, самообразования Роль игры и занимательных задач на уроках математики в начальном звене (МО). Методы и приемы отработки навыка осмысленного чтения в начальном звене. Система самостоятельной работы на уроках математики – как условие для развития компенсаторных механизмов личности воспитанника (5-9 классы). Информационные технологии на уроках математики. Самоподготовка по предметам общеобразовательного цикла: инструкции и задания, мотивирующие познавательную активность. Использование на уроках математики программированных приемов, схем поэтапного решения задач. Повышение эффективности коррекционной направленности уроков математики. Формы и модели уроков трудового обучения: ролевые игры, деловые встречи, устройство на работу, работа в цехе, на фабрике, в фирме и т.д. (МО). Коррекционно-развивающие уроки профессионально-трудовой подготовки (дать готовые образцы). Формы и методы управления поведением учащихся на уроках трудового обучения. Механизмы реализации поведения. Диагностика уровня профессионально-трудовой подготовки (5-9 классы) (МО). Критерии эффективности работы учителя специального (коррекционного) класса (группы).

Требования к планированию коррекционно-развивающих уроков Цель коррекционно-развивающего обучения - создать условия, способствующие развития личности и эффективному усвоению учебного материала. При разработке урока необходимо учитывать основные принципы КРО: развитие динамичности восприятия учебного материала (построение урока с включением заданий достаточно высокого уровня трудности, способствующие развитию ребенка, раскрытию его возможностей, способностей и механизма компенсации различных психических функций); принцип продуктивной обработки информации (самостоятельный поиск, выбор и принятие решения); принцип развития и коррекции высших психических функций (в ходе каждого урока упражнять и развивать различные психические функции с помощью специальных коррекционных упражнений); принцип мотивации к учению (задания должны быть творческие, интересные, посильные и проблемные. Включение ученика в деятельность на добровольных началах.

Цели урока - дидактическая; - коррекционно-развивающая; - воспитательная. Учитель должен владеть учебным предметом, методами обучения. Дидактическая цель определяет, чему будет учить учитель на данном уроке и от нее зависит планирование урока (тип урока, моделирование структуры занятия). Коррекционная направленность урока предполагает не только учебную, но и развивающую функцию. Реализация коррекционных задач планируется на всех этапах урока, учащиеся должны не только писать, считать, но и делать это с включением в активную работу психологических функций. Для этого нужно продумывать задания с опорой на определенные анализаторы. При планировании каждого этапа урока надо думать не столько об усвоении знаний, умений, навыков, сколько о развитии высших психических функций (память, внимание, восприятие, мышление), при помощи которых и будет усваиваться учебная программа.

Образовательные задачи: формировать (формирование) у учащихся представления о …; выявить (выявлять)…; знакомить, познакомить, продолжать знакомить…; сравнить…; уточнить…; расширить…; обобщить…; систематизировать…; дифференцировать…; учить применять на практике…; учить пользоваться…; тренировать…; проверить….

Коррекционно-развивающие задачи: корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…; коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…; коррекция и развитие связной письменной речи…; коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …; коррекция и развитие зрительных восприятий…; развитие слухового восприятия…; коррекция и развитие тактильного восприятия…; коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…; коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…; коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать умение работать в парах, в команде; воспитывать самостоятельность; воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.) Формулировка задач на урок зависит от темы урока, подобранных заданий и типа урока. Например, на уроке изучения нового материала – дать понятия, познакомить; на уроке закрепления знаний – закрепить, повторить и т.п.

Самоанализ урока учителем Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок: ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, неспособность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы; отсутствие взаимосвязи между этапами урока; перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий; забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции; при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать; появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока; недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.