Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила старший воспитатель МБДОУ 32 «Почемучка» Самохвалова И.А.
Advertisements

И.о. заведующего : М.С. Арсеньева Старший воспитатель: Е.А. Матвеева.
« Интегрированные занятия в области коррекционного обучения »
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ АВТОР: ПЕТРОВА ТАТЬЯНА ГЕННАДЬЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБОУ СОШ 19.
Logo Составила старший воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 67» Энгельсского.
Интегрированные занятия в детском саду семинар для воспитателей Автор: старший воспитатель МБДОУ д/с 39 Галина Геннадьевна Решкина г.Арзамас.
Старший воспитатель МДОБУ «Солнечный детский сад» Романова Светлана Юрьевна 2014 год «Интеграция при проведении НОД по познавательному развитию в соответствии.
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ -КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Выполнила Маслакова Наталия Владимировна.
Интеграция образовательных областей в непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию дошкольников.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ Реализация образовательных областей «Познание» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» через познавательно-речевое.
МДОУ д/с 1 комбинированного вида Интегративный подход к организации развивающих центров активности детей (В соответствии с ФГТ) подготовила: ст. воспитатель.
Принцип интеграции в реализации образовательных областей в ДОУ «Жемчужинка»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
Образовательная область "Познание" и её интеграции с другими областями занятия Подготовила Новикова Людмила Ивановна - воспитатель МАДОУ 7.
А ЛЯМКИНА О ЛЬГА А ЛЕКСАНДРОВНА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ ДЕТСКОГО САДА 44.
Комплексно-тематический принцип моделирования и планирования образовательного процесса Заведующий МБДОУ «Детский сад 55» Бардасова С.Н.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Составитель : Кондюрина И. В. Старший воспитатель МКДОУ « Детский сад « Солнышко » Занятие в условиях федеральных государственных требований.
Транксрипт:

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования

Интеграция содержания образования способствует формированию у дошкольников представлений о целостной картине мира.

Проблема интеграции содержания образования рассматривалась в педагогике во времена Я.А.Коменского, но систематическое исследование ее началось только во второй половине ХХ века Г.Ф.Федорец Рассматривал интеграцию в разнообразных связях и зависимостях между структурными компонентами педагогической системы И.Д.Зверев За основопалагающий признак интеграции принимает всю целостность системы обучения О.И.Бугаев Интеграцию содержания образования объясняет необходимостью установления межпредметных связей с целью формирования у детей целостной картины мира

Понятие интеграция Современное образование характеризуется системными изменениями в структуре и содержании. Переосмысление приоритетов обучения, роли ребёнка как субъекта учебно- воспитательного процесса, а также общественные изменения, обуславливают нетрадиционные подходы к решению многих образовательных проблем. Одной из ведущих тенденций развития современного образования является интеграция его содержания.

Понятие интеграция В 60е годы ХХ века Герберт Спенсер ввел понятие «интеграция» (перевод с латинского – целое). Интегрированное обучение сегодня особенно актуально, т.к. способствует успешной реализации новых образовательных задач, определенных государственными документами.

Понятие интеграция Интеграция обучения предусматривает создание принципиально новой учебной информации с соответствующим содержанием учебного материала, учебно-методическим обеспечением, новыми технологиями.

В приказе Минобрнауки от п.2.3. «воспитательно-образовательный процесс строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса»

Интеграция – это восстановление до целого, т.е. из частностей складывается целое. В педагогике такой подход способствует формированию целостного понимания ребенком окружающего мира и себя в этом мире.

Основы интеграции Физиологическая На теории Анохина П.К и Бехтерева В.М. (о взаимодействии анализаторов, что обеспечивает прочность в познании ребенком окружающего мира, позволяет получать целостную информацию об окружающем мира) Предоставляет ребенку возможность самореализоваться, т.е. ребенок должен видеть и понимать применимость своих знаний, умений и навыков в значимой для него практической деятельности: продуктивной, музыкально- художественной, игровой, познавательно- исследовательской Психологическая

Интеграция содержания образования ФГТ Приоритетное требование к организации воспитательно-образовательного процесса интегрированный подход Скорлупова О.А., Федина Н.В. «процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса»

Интеграция содержания образования Расширяя представления детей о природе, животных и растениях, педагога преследует цель: Воспитать у детей гуманное отношение к живому (социально-личностная линия развития) Побуждать к эстетическим переживаниям, связанных с красотой природы (художественно-эстетическая линия развития) Решать задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития)Формировать практические навыки по уходу за растениямиУчить отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности.

Интеграция содержания образования Организация воспитательно- образовательного процесса – единство содержательных и процессуальных сторон: Содержательных – знаний, умений и навыков Процессуальных – способов и форм организация, средств, приемов и методов. Определение М.Берулава

Интеграция содержания образования Основное содержание УВП в контексте ФГТ – воплощать в повседневную жизнь путем взаимопроникновения всех естественных для дошкольников видов деятельности, главная из которых игра. Задача воспитателя – наполнить деятельность группы интересными темами, делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализацию его интересов и жизненной активности.

Интеграция содержания образования «В само занятие вкладывается иной смысл, слово занятие целесообразнее употреблять в современной теории и практике дошкольного образования – как занимательное дело… образовательная деятельность, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности»

Интеграция содержания образования Обучение дошкольников обязательно должно присутствовать в образовательном процессе, но формы должны быть адекватные психофизиологическим особенностям детей дошкольного возраста: разнообразные игрыДосугиЭкскурсииВикториныЭкспериментированиеМоделированиеОбразовательные проекты

Проблемой интеграции в российском дошкольном образовании занимались Л.Венгер П.Саморукова Н.Васюкова К.Белая

Виды занятий, которые решают проблемы интегрированного обучения: Комбинированное Комплексное Интегрированное

Интеграция содержания образования Комбинированное – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисование идет подвижная игра) Комплексное – реализация задач средствами различных видов деятельности, связанных одной темой: прежде чем нарисовать весну, дети составляют рассказы о весне, читают стихи, поют песни. При этом один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют и создают эмоциональный настрой.

Интеграция содержания образования Интегрированное – соединяет занятия из разнообразных образовательных областей, на равноправной основе, дополняя друг друга (например: понятие «настроение» рассматривается средствами музыки, искусства, живописи, экологии). При этом педагога решает несколько задач развития. Пронина А. отмечает, что «комплексное (интегрированное) занятие отражает содержание работы по формированию различных знаний, понятий, представлений, отношений на основе установления взаимосвязи между ними»

Интеграция содержания образования Цель интегрированного занятия: Систематизировать, углубить, обобщить личный опыт ребенка Обеспечить освоение новых способов действий, для осознания связей и зависимостей, которые в повседневных делах от него скрыты Создать условия для использования имеющихся знаний, умений и навыков в разнообразных ситуациях (жизненных, игровых, специально созданных)

Интеграция содержания образования Преимущество интегрированных занятий: Педагог определяет: содержание, руководствуясь общедидактическими требованиями, уровнем развития детей конкретно своей группы, с учетом диагностических данных и состоянием их здоровья, место в режиме дня, исходя из психофизиологических требований СанПин к работе дошкольного возраста. Связаны одним сюжетом или одной темой и логически дополняют друг друга, направленные на развитие личности ребенка, т.к.создают такие условия для детей, где они имеют возможность применить свои знания в деятельности.

Интеграция содержания образования В процессе обучения на таких занятиях используют различные методы и приемы:Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах

Интеграция содержания образования Направления: Музыка+познание (математика) Коммуникация (речь, обучение грамоте)+познание (математика)+музыка Коммуникация (речь)+музыка+ художественное творчество (рисование)+художественная литература Познание (математика, ознакомление с окружающим)+труд Познание (математика)+изобразительная деятельность Здоровье+физическая культура (двигательная деятельность)+познание, художественная литература, музыка и др. Познание (экспериментально-исследовательская, ознакомление с окружающим)+художественное творчество+коммуникация (общение, речь)

Интеграция содержания образования Примерная структура интегрированного занятия: 1.Мотивация (нацеливает детей на содержание, вызвать желание взаимодействовать с воспитателем). Определяя мотивацию воспитатель руководствуется интересами, потребностями, желаниями детей, учитывать текущие проблемы и дела. 2.Содержание (д.б.жизненным, доступным пониманию детей) 3.Анализ или оценка. Детям предлагается практическая деятельность на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной. Важно дать понять детям, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности, их надо презентовать (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ) рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано, кому это может быть полезным.