Материалы к уроку истории 10 класс Автор: Цыганкова Н.С. Г. Мурманск МБОУ СОШ 49 Введение в историю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ИСТОРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ СЕГОДНЯ МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИИ ПО ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ В 10 КЛАССЕ.
Advertisements

История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
История (от греч. historia – рассказ о прошлом, об узнанном) Процесс развития природы и общества Процесс развития природы и общества Комплекс общественных.
Предмет и задачи источниковедения. Источниковедение как наука. Понятие исторического источника. Предмет и задачи источниковедения. Классификация исторических.
Археология – «наука о древности», историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Сфрагистика – наука,
Основные направления Отраслевая история ВИДы (Вспомогательные исторические дисциплины) История как наука (структура комплекса (структура комплекса)
Вспомогательные исторические дисциплины. (ВИД) Роль вспомогательных дисциплин в изучении истории. Археология – наука, изучающая историю общества по материальным.
История – наука, изучающая прошлое человечества Как жили народы раньше? Какие события происходили? Почему жизнь народов менялась? Под словом жизнь понимается:
Исторические источники. Вспомогательные исторические дисциплины.
Урок географии в 10 классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Введение в изучение истории России в 6 классе
Работа ученика 8 класса школы 1465 Медведева Вячеслава.
История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки Раздел 1. Лекция 1.
Определяющими факторами особенностей климата России являются: географическое расположение, особенности рельефа, протяжность с севера на юг и с запада.
Природные зоны. Арктические пустыни Арктика- это всё огромное пространство Северного Ледовитого океана вместе с морями и островами. На островах Арктики.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
- Что представляет собой социальное познание? Социальное познание - познание общества. Основной его задачей является анализ общественных процессов и выявление.
Учитель географии МБОУ СОШ 2 п. Гигант Раменская Т.И.
Реально существующее прошлое Исторические источники (все остатки прошлой жизни) Научно воссозданная картина прошлого Особенности изучения прошлого человечества.
Транксрипт:

Материалы к уроку истории 10 класс Автор: Цыганкова Н.С. Г. Мурманск МБОУ СОШ 49 Введение в историю

Разминка 1. Как по-вашему, что такое история? 2. Какие определения термина вам знакомы из курса основной школы? 3.В чем специфика истории как науки? 4.Что объединяет историю с другими науками?

Понятие «история» «Энциклопедический словарь» братьев А. и И. Гранат установление и объяснение фактов прошлого, а в более специальном смысле есть наука, устанавливающая факты развития человеческого общества, начиная от его возникновения «Толковый словарь» В. Далято, что было или есть, в противоположность сказке, басне «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона 1. Совокупность фактов прошлого как в жизни народов и государств вообще, так и разных сторон духовной и общественной жизни человечества. 2. Наука о прошлом человечества или какой-либо группы явлений или знаний «Толковый словарь» С. Ожегова1. Действительность в ее развитии, движении. Законы истории. 2. Совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях

Исторические науки

по широте изучения объекта История мира Всемирная история История континен тов Напр. Азии и Африки История стран и народов Напр. История России

вспомогательные исторические дисциплины хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография – рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика – исторические акты; нумизматика – монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология – систему мер; геральдика – гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика – печати; эпиграфия – надписи на камне, глине, металле; генеалогия – происхождение городов и фамилий; топонимика – происхождение географических названий; краеведение – историю местности, региона, края.

Принципы изучения исторических данных Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления

Варианты периодизации истории Первобытная эпоха Древний мир Средневековье Новое время Новейшее время

Предмет истории закономерности развития общества человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю как науку о людях во времени

Научные категории

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных историческое пространство -совокупность природно-географических, экономических, политических, общественно-культурных процессов, протекающих на определенной территории Исторический факт это реальное событие прошлого

Теории изучения истории Религиозно-историческая (Движение человечества к Богу. Высшая ценность ¾ Душа) Всемирио-историческая (Общемировое развитие, прогресс человечества. Высшая ценность ¾ материальные блага) Локально-историческая (Единство человечества и среды его обитания. Высшая ценность ¾ гармония мироздания, сохранение и укрепление здоровья, продление жизни)

Закрепление материала Проанализируйте текст источников и ответьте на вопросы: -назовите факторы, повлиявшие на развитие истории России; Что создавало препятствия на пути модернизации России? -в чем исключительность истории России? Американский социолог и историк Р. Пайпс и английский историк Т. Самуэли так определили исключительность истории России и ее место во всемирно-историческом процессе: 1. Бедность почвенно-климатических условий. 2. Влияние татаро-монгольского ига, передавшего русскому обществу восточную форму общественного устройства. 3. Заимствование христианства у Византии, которое привело к игнорированию «аналитического разума», к упрочению авторитарной власти. 4. Особые, свойственные русской нации этнические характеристики. Сравните точки зрения этих ученых с мнением В. О. Ключевского и В. Г. Хорос

В. О. Ключевский. «Курс русской истории» (Извлечение) Начиная изучение истории какого-либо народа, встречаем силу, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, природу его страны. Россия не разделяет... выгодных природных особенностей Европы, или, говоря точнее, разделяет их в одинаковой степени с Азией. Море образует лишь малую долю ее границ, береговая линия ее морей незначительна... Однообразие отличительная черта ее поверхности; одна форма господствует почти на всем ее протяжении: эта форма равнина, волнообразная плоскость... От однообразия формы поверхности в значительной мере зависит и климат страны, распределение тепла и влаги в воздухе и частью направление ветров... Климат этого пространства... обыкновенно характеризуют такими общими чертами: зима не особенно суровая, но продолжительная;...весна поздняя, с частыми возвратами холодов; лето умеренно теплое, благоприятное для земледелия; температура изменяется часто и быстро зимой и весной, реже и постепеннее летом и осенью.

В. Г. Хорос. «Русская история в сравнительном освещении» (Извлечение) Небольшие группы славянского населения осваивали обширную территорию, намного большую, чем Западная Европа. Но природные и климатические условия этой громадной равнины были гораздо более трудными, чем в западноевропейском регионе. Значительная часть территории нынешней России находится на широтах, где преобладают лес и лесостепь со сравнительно бедными почвами. В части лесостепи и степи почвы более плодородные. Но климатическая зона здесь такова, что период, пригодный для сельскохозяйственных работ, не превышает 56 месяцев (по сравнению с 89 месяцами в Западной Европе). В Северной России этот срок сокращается до 4 месяцев. При этом осадки обильнее всего на западе и северо-западе, то есть в районах с неплодородными почвами, тогда как в черноземной зоне и в степной части нередки засухи. Все это превращает большую часть России в зону так называемого рискованного земледелия. Примерно раз в 3 года случается неурожай. Да и сама урожайность невелика. В России она долгое время (вплоть до XIX в.) не превышала «сам-треть» (т. е. когда одно посеянное зерно дает три), что дает уровень, достаточный лишь для простого воспроизводства либо чуть выше его. Немногим лучше обстояло дело с животноводством. Длинная зима сокращает сроки выпаса скота. Подобная природная среда обычно диктует прогресс несельскохозяйственного производства, различного рода промыслов. Но, во-первых, малая продуктивность сельского хозяйства приводит к недостаточному производству сырья для промышленности, а также к узости внутреннего рынка в силу бедности и низкой покупательной способности крестьянства. Во-вторых, ряд факторов (отсутствие в течение долгого периода выхода к морям, окружение агрессивных степных народов) мешал развитию внешней торговли и связей с более развитыми странами. Наконец, величина территории, обилие леса, болот при редком населении все это затрудняло коммуникации, устройство дорог. Правда, территория России богата реками, впадающими в моря. Речная сеть долгое время служила основным средством сообщения.