Маркетинговое исследование ОбразованиеОдной из особенностей российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция учебных заведений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова ЭКОНОМИКО.
Advertisements

Пути получения образования. 9 класс класс колледж ВУЗ работа.
1. Развитие системы качества в ГОУ СПО МК 4 Стандарты серии ИСО 9000 предлагают элементарную модель обеспечения качества и рассматривают качество как соответствие.
Профессиональная ориентация 1.Что это такое? 2.Направления и критерии поступления 2.1 Финансы 2.2 Экономика 2.3 Международные отношения 2.4 Менеджмент.
Повышение конкурентоспособности образовательного учреждения на основе маркетинговых инноваций, реализуемых в системе гарантии качества университета Маслова.
Исследовательский проект МОУ «Венгеровская СОШ» 2010г. Правильный выбор – твой профессиональный успех.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Российский учитель по данным мониторинга экономики образования (мотивация, структура занятости, оплата труда.
О результатах анкетирования преподавателей и сотрудников на предмет удовлетворенности работой. ОМКО.
КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ Хакасский филиал Красноярского Государственного аграрного университета.
Начальник центра трудоустройства, ординатуры и интернатуры, заместитель декана ИПО Казакова Г.Н.
Факультет дополнительного образования (ФДО СИ БашГУ) создан решением Ученого Совета Сибайского института (филиала) ГОУ ВПО «Башкирский государственный.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
Учебная, научная и научно-методическая деятельность.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
Концепция программы профориентационной работы в системе образования Свердловской области на годы ВНИК при «Институте развития образования»
О СОСТОЯНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (по данным анкетирования, проведенного совместно с Министерством образования Московской области)
Кафедра «Бизнеса и инноваций» Сибирского государственного индустриального университета является уникальной. Её особенность на фоне других кафедр университета.
ПРОГРАММА БАКАЛАВРИАТА «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Направление «Экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
Качество лесного образования: проблемы и перспективы Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»
Транксрипт:

Маркетинговое исследование Образование

Одной из особенностей российского рынка образовательных услуг является всевозрастающая конкуренция учебных заведений за привлечение потенциальных студентов, наиболее актуальная для государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (ГОУ ВПО) так называемых провинциальных городов, вынужденных вести конкурентную борьбу на два фронта: как с «местными» негосударственными вузами, так и с многочисленными филиалами столичных «собратьев». Очевидно, что отношение к данной проблеме не может быть однозначным, поскольку определяется совокупностью факторов, главными из которых выступают неудовлетворенная потребность локального (городского) рынка труда в профильных специалистах и качество их подготовки, обусловливающее уровень фактической востребованности выпускников учебных заведений.

Анализ рынка образовательных услуг и его связь с конкурентоспособностью выпускников вузов на рынке труда, на наш взгляд, можно осуществлять на различных методологических основаниях, одним из которых является маркетинговый подход. Анализ рынка образовательных услуг и его связь с конкурентоспособностью выпускников вузов на рынке труда, на наш взгляд, можно осуществлять на различных методологических основаниях, одним из которых является маркетинговый подход.

Для этого подхода характерно рассмотрение конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда как фактора, определяющего объем рынка образовательных услуг. В данной работе мы остановимся на анализе основного (фактического) рынка образовательных услуг, который включает потребителей, до которых образовательные учреждения уже добрались, то есть тех, которые в данный момент времени получают высшее образование.

Представляется логичным и обоснованным следующий подход к решению любой исследовательской задачи: прежде чем анализировать какую-либо проблему, необходимо определиться в понятиях и обрисовать объект исследования. Под стратегией внешней конкуренции 1-го уровня условимся понимать стратегию, обеспечивающую образовательному учреждению конкурентоспособность по определенному направлению подготовки специалистов; соответственно под стратегией внешней конкуренции 2-го уровня стратегию, обеспечивающую образовательному учреждению конкурентоспособность по конкретной специальности. Принимая во внимание организационную структуру вуза, представляется очевидным, что объектом оценки в первом случае является факультет, во втором выпускающая кафедра. Тогда под стратегией внутренней конкуренции 1-го уровня следует иметь в виду стратегию, обеспечивающую конкурентоспособность определенному направлению подготовки специалистов среди прочих направлений подготовки специалистов того же образовательного учреждения; соответственно под стратегией внутренней конкуренции 2-го уровня стратегию, обеспечивающую выпускающей кафедре конкурентоспособность среди прочих выпускающих кафедр того же факультета.

Объектом исследования являются потребители образовательных услуг, оказываемых вузами провинциального города, как непосредственные (студенты, молодые специалисты выпускники вузов, профильные работодатели), так и потенциальные (абитуриенты).

Подчеркнем, что специальный опрос потенциальных абитуриентов выявил три основных алгоритма профессионального выбора. Первый алгоритм основывается на следующей последовательности этапов: 1. Выбор направления подготовки (профиля: экономическое образование, юридическое, инженерное, педагогическое, медицинское и т.д.). 2. Выбор вуза, осуществляющего подготовку по выбранному профилю. 3. Выбор конкретной специальности 3.1. Специальности экономического профиля (специализация): «Экономика и управление на предприятии» (менеджер-экономист); «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (экономист-бухгалтер) и т.д.

Второй алгоритм базируется на реализации этапов в следующем порядке: 1. Выбор конкретного высшего учебного заведения (вуза). 2. Выбор направления подготовки. 3. Выбор конкретной специальности, по которой осуществляется подготовка в данном учебном заведении.

Третий алгоритм профессионального выбора предполагает: 1. Выбор конкретной специальности. 2. Выбор конкретного вуза, в котором ведется подготовка по данной специальности. Для удобства перечисленные алгоритмы логично обозначить: а) Н В С (направление вуз специальность); б) В Н С (вуз направление специальность); в) С В (специальность вуз).

Соответственно алгоритм профессионального выбора потенциальных абитуриентов целесообразно разграничить на три типа: 1) первый абитуриенты, ориентированные на конкретное направление подготовки (АН), выбирающие вуз «под направление подготовки»; 2) второй абитуриенты, ориентированные на конкретное высшее учебное заведение (АВ), выбирающие «под вуз» направление подготовки и специальность; 3) третий абитуриенты, ориентированные на конкретную специальность (АС), выбирающие вуз «под специальность».

1) Бийский технологический институт (филиал) государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» (БТИ АлтГТУ); 2) Бийский государственный педагогический университет имени В.М. Шукшина (БГПУ им. В.М. Шукшина); 3) Современная гуманитарная академия (СГУ); 4) Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (ЛГУ имени А.С. Пушкина); 5) Московский открытый социальный университет (МОСУ); 6) Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ); 7) Алтайский государственный университет (АлтГУ). Систему учреждений высшего профессионального образования г. Бийска Алтайского края, позиционируемого как провинциальный город «базового эксперимента», формируют семь вузов два государственных и пять филиалов центральных вузов, осуществляющих обучение на коммерческой основе

АНКЕТА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО АБИТУРИЕНТА Часть I параметрические характеристики абитуриента 1. Ваш пол _________ 2. Ваш возраст (полное количество лет) __________ 3. Учебное заведение, в котором вы обучаетесь в настоящее время 4. Категория учащихся, к которой вы себя относите (подчеркните нужное): «отличник», «хорошист», «троечник». 5. Уровень доходов вашей семьи (подчеркните нужное): «высокий», «средний», «низкий». 6. Количество членов вашей семьи ______ человек, в том числе работающих ______ человек. 7. Укажите величину ежемесячного среднедушевого дохода вашей семьи _____ рублей. Для этого нужно сложить все доходы (зарплаты, пенсии, пособия, стипендии и т.д.) и разделить полученную сумму на количество членов семьи. 8. Назовите специальность, которую вы хотите приобрести в вузе 9. Назовите вуз, в который вы намереваетесь поступить 10. Какой из трех приведенных ниже стратегий вы придерживались (подчеркните нужное): а) сначала определился с направлением подготовки (экономическое, инженерное, педагогическое и т.д.), затем выбрал вуз, который осуществляет подготовку по данному направлению, а потом конкретную специальность (экономист, бухгалтер, финансист и т.д.); а) сначала определился с направлением подготовки (экономическое, инженерное, педагогическое и т.д.), затем выбрал вуз, который осуществляет подготовку по данному направлению, а потом конкретную специальность (экономист, бухгалтер, финансист и т.д.); б) сначала выбрал вуз, в который буду поступать, а потом конкретную специальность; б) сначала выбрал вуз, в который буду поступать, а потом конкретную специальность; в) сначала определился с конкретной специальностью, а затем выбрал вуз, который осуществляет по ней подготовку. в) сначала определился с конкретной специальностью, а затем выбрал вуз, который осуществляет по ней подготовку.

ТЕСТ 1. Для меня важно, чтобы вуз: а) был государственным; б) оказывал образовательные услуги на высоком уровне; в) имел хорошую репутацию; г) оказывал содействие в трудоустройстве выпускников; д) учитывал при подготовке специалистов мнение работодателей. 2. Мне понравилось, если бы в вузе: а) проводились Дни открытых дверей; б) применялась система скидок и надбавок на платные образовательные услуги; в) внедрялись новые образовательные технологии; г) функционировала молодежная «Биржа труда»; д) организовывались вечера отдыха, дискотеки. 3. Важно, чтобы в вузе были: а) налаженные связи с работодателями; б) сложившиеся традиции; в) высококвалифицированные преподаватели; г) обоснованные цены за образовательные услуги; д) спортивный зал, спортивные площадки. 4. Я приложу все усилия для поступления в вуз, который: а) систематически проводит предметные олимпиады, конференции; б) предоставляет иногородним студентам места в общежитии; в) располагает значительным количеством бюджетных мест; г) готовит специалистов, востребованных на рынке труда; д) систематически информирует население с помощью СМИ о предстоящих и осуществленных инновациях. а) систематически проводит предметные олимпиады, конференции; б) предоставляет иногородним студентам места в общежитии; в) располагает значительным количеством бюджетных мест; г) готовит специалистов, востребованных на рынке труда; д) систематически информирует население с помощью СМИ о предстоящих и осуществленных инновациях.

5. При выборе вуза я буду ориентироваться прежде всего: а) на уровень конкурса; б) на стоимость обучения; в) на качество преподавания; г) на престижность образовательного учреждения; д) на свою профессиональную пригодность. 6. Престижность вуза ассоциируется у меня: а) с широкой известностью; б) с высокой востребованностью выпускников; в) с высоким конкурсом при поступлении; г) с высоким качеством образовательных услуг; д) с высокой стоимостью образовательных услуг. а) с широкой известностью; б) с высокой востребованностью выпускников; в) с высоким конкурсом при поступлении; г) с высоким качеством образовательных услуг; д) с высокой стоимостью образовательных услуг. 7. Я считаю важным, чтобы вуз через СМИ: а) проводил разъяснительную профориентационную работу по перечню выпускаемых специальностей; б) информировал население о стратегии формирования цен за платные образовательные услуги; в) информировал население о результатах комплексной оценки качества образовательных услуг; г) информировал население о востребованности выпускников в разрезе специальностей; д) информировал население о наиболее значимых мероприятиях. 8. Не думаю, что я стал (а) бы поступать в вуз: а) негосударственный; б) малоизвестный (с сомнительной репутацией) ; б) малоизвестный (с сомнительной репутацией) ; в) не имеющий лицензии на осуществление образовательной деятельности; в) не имеющий лицензии на осуществление образовательной деятельности; г) арендующий учебные помещения; г) арендующий учебные помещения; д) не отслеживающий статистику трудоустройства выпускников. д) не отслеживающий статистику трудоустройства выпускников.

9. Я предпочел (ла) бы учиться в вузе, в котором: а) ведется преподавание на высоком уровне; б) результаты обучения принимаются во внимание при трудоустройстве выпускников; б) результаты обучения принимаются во внимание при трудоустройстве выпускников; в) постоянно ведется работа по формированию положительного имиджа; в) постоянно ведется работа по формированию положительного имиджа; г) применяется гибкая система оплаты образовательных услуг; д) имеется современная материально-техническая база. г) применяется гибкая система оплаты образовательных услуг; д) имеется современная материально-техническая база. 10. Основным критерием выбора вуза считаю: а) высокий уровень обеспечения местами в общежитиях; б) профиль подготовки специалистов; б) профиль подготовки специалистов; в) стоимость обучения на коммерческой основе; в) стоимость обучения на коммерческой основе; г) известность в городе; г) известность в городе; д) качество подготовки специалистов. д) качество подготовки специалистов. 11. Не думаю, что при выборе вуза не приму во внимание: а) отсутствие лицензии на право оказания образовательных услуг; б) мнение авторитетных для меня людей; б) мнение авторитетных для меня людей; в) востребованность выпускников и качество их трудоустройства; в) востребованность выпускников и качество их трудоустройства; г) развитость социально-культурной базы; г) развитость социально-культурной базы; д) величину доходов в семье. д) величину доходов в семье.

Пол?

Возраст?

Какое образование имеете?

Работаете ли вы по специальности?

Пригодились ли вам знания полученные в учебном заведении?

Заканчивали ли вы курсы повышения квалификации?

Достаточно ли вам образования для выполнения трудовых действий?

Вы полностью закончили курс последнего профессионального обучения?

Соответствует ли ваша заработная плата вашему образованию?

Вывод: 1) Большинство опрошенных- женщины; 2) Основной состав опрошенных – 20 человек, возраст – от 26 до 34; 3) Большинство имеют обще специальное; 4) Многие из опрошенных не работают по специальности; 5) Наибольшим опрашиваемым не пригодились знания полученные в учебных заведениях; 6) Большинство опрошенных не заканчивали курсы повышения квалификации; 7) Больше ½ опрошенных не достаточно образования для выполнения трудовой деятельности; 8)Многие закончили курс последнего профессионального обучения; 9)Почти 100% опрашиваемых не соответствует заработная плата их образованию. Вывод: 1) Большинство опрошенных- женщины; 2) Основной состав опрошенных – 20 человек, возраст – от 26 до 34; 3) Большинство имеют обще специальное; 4) Многие из опрошенных не работают по специальности; 5) Наибольшим опрашиваемым не пригодились знания полученные в учебных заведениях; 6) Большинство опрошенных не заканчивали курсы повышения квалификации; 7) Больше ½ опрошенных не достаточно образования для выполнения трудовой деятельности; 8)Многие закончили курс последнего профессионального обучения; 9)Почти 100% опрашиваемых не соответствует заработная плата их образованию.