Модели олигополии: обзор. Часть 2. Олигополия со сговором. Олигополия с барьерами входа Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модели олигополии: обзор. Часть 1. Олигополия без сговора Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Advertisements

Модель ценовой олигополии с дифференцированным продуктом Филатов А.Ю. к.ф.-м.н., с.н.с. ИСЭМ СО РАН, доцент ИГУ, каф. математической экономики Работа выполнена.
Спрос на рынке зависит от «нижней» цены: причины и последствия Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет.
Модели олигополии. ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель.
Рынки с ослабленной конкуренцией Олигополия. Олигополия. Сущность олигополии. Олигополия - это рыночная форма, в которой на рынке доминирует небольшое.
Стратегическое взаимодействие фирм, действующих по Курно, и ценополучателей Филатов А.Ю. Иркутский государственный университет, Институт систем энергетики.
Олигополия и олигопольное поведение 12 лекция. Вопросы: 1.Характеристика олигополии 2.Виды поведения олигополии 3.Модели олигополии 4.Выбор стратегии.
1 Тема 3. Олигополистические рынки: характеристика, виды, равновесие и стратегии конкуренции.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Монополия и олигополия: анализ рыночных структур в современной экономике.
ТЕМА 3. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА РЫНКЕ ОЛИГОПОЛИИ: ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИБЫЛИ ПРОДАВЦОВ 1.Парадокс Бертрана 2.Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
Тема 3. Стратегическое взаимодействие на рынке олигополии: объяснение прибыли продавцов 1. Парадокс Бертрана 2. Разрешение парадокса Бертрана: повторяющиеся.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
Ценовая политика туристского предприятия Цена – экономическое понятие, означающее «количество денег», за которое покупатель готов купить, а продавец согласен.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
1 Тема 3. Вопрос 5. Ценовая конкуренция на олигополистических рынках.
Модель Курно
Глава 3. Экономика фирмы 18. Фирма на рынке. Глава 3. Экономика фирмы Фирма на рынке Рыночные структуры.
Васильев М.Ю., Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им. Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет Потенциальная конкуренция сетевых и генерирующих.
Транксрипт:

Модели олигополии: обзор. Часть 2. Олигополия со сговором. Олигополия с барьерами входа Филатов А.Ю. Институт систем энергетики им.Л.А.Мелентьева, Иркутский государственный университет

ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель Эджворта Модели с возрастающими предельными издержками Модели с дифференци- рованным продуктом Модель Форхаймера Картель Картель + конкурентное окружение Модель Бэйна Модель Модильяни Динамическая ценовая конкуренция Модель Джелмана-Сэлопа Модель Спенса Модель Милгрома-Робертса Грабительское ценообразование с барьерами входа

Олигополия Особенности: Небольшое количество фирм (максимальное число которых зависит от информационной открытости рынка). Однородный (нефть) либо дифференцированный (сотовая связь) продукт. Стратегическое взаимодействие между производителями. Наличие барьеров входа. Олигополия со сговором – фирмы пытаются в целях повышения собствен- ной прибыли найти кооперативное решение. Эдвард Чемберлин: Фирмы признают свою взаимозависимость и поддерживают монопольную цену без явного сговора. При наличии небольшого числа продавцов собст- венное действие каждого оказывает значительное влияние на конкурентов, которые не будут мириться с потерями. Снижение цены, предпринятое кем бы то ни было, приводит к снижению цен остальных фирм и уменьшению собственных прибылей. Равновесный результат будет таким же, как если бы между фирмами существовало монополистическое соглашение.

Ценовые лидеры (как правило, потенциальные победители в ценовой войне) Доминирующая фирма – фирма, владеющая большей долей на рынке и большими ресурсами, позволяющими дольше других выдерживать ценовую войну. Часто выпускает продукт более высокого качества, чем аутсайдеры. При этом высокое качество продукта определяется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но рекламой и репутацией фирмы. Группа небольших фирм, заключивших картельное соглашение. Коор- динация деятельности фирм, заключивших соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, что и одна крупная фирма. Фирма с минимальными издержками, позволяющими установить более низкую, чем у остальных, цену и выиграть ценовую войну. Причинами более низких издержек может быть использование более эффективных технологий и более качественных ресурсов (включая лучший менеджмент), а также воз- растающая отдача от масштаба. Барометрический лидер – фирма, тоньше чувствующая конъюнктуру спроса, что позволяет ей получать большие, чем у конкурентов прибыли и дольше выдерживать ценовую войну. Также барометрический лидер часто обладает способностью эффективнее использовать накопленный опыт.

Модель Форхаймера фирма-лидер и n фирм конкурентного окружения Последователи принимают цену p и выбирают объем поставок: Остаточный спрос: Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли: Замечание 1. Фирма-лидер знает функции рыночного спроса и функции пред- ложения фирм-конкурентов. Замечание 2. Функции предельных издержек всех конкурентов должны иметь возрастающий участок. В противном случае возможно значимое расширение предложения конкурентов и захват рынка ими. Вход на рынок новых фирм-последователей сокращает прибыли лидера! Стратегии поведения лидера: 1.Максимизировать прибыль, не обращая внимания на вход конкурентов (используется при существенном преимуществе в издержках). 2.Устанавливать низкую цену, устраняющую стимулы входа в отрасль.

Модель Форхаймера Линейный спрос, квадратичные издержки Последователи принимают цену p и выбирают объем поставок: Остаточный спрос: Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли:

Численный пример npqiqi q0q0 Q i 0 Q 30502,520,390697, Q/ ,420,580,4347, Q/5 4506,320,656,3138, Q/ ,720,625,746, npqiqi q0q0 Q i , ,526,25112,5637, ,520, , ,888,24702– Зависимость экономических показателей от числа фирм-последователей Случай преимущества лидера от эффекта масштаба

Численный пример npqiqi q0q0 Q i 0 Q 34500,120,019,6699,921 Q/ ,020,519,6347, Q/5 6502,520,318,0139,55025 Q/ ,826,216,442, Случай отсутствия конкурентных преимуществ лидера npqiqi q0q0 Q i 0 Q 33502,420,229,6697, Q/ ,620,128,7349, Q/5 5517,521,827,8136, Q/ ,623,520,944, Случай абсолютного преимущества лидера npqiqi q0q0 Q i 0 Q 28501,820,2133,3698, Q/ ,920,8117, Q/5 3506,720,776,7138, Q/ ,3–31,3 –13625 Случай двойного преимущества лидера

Картель. Картель + конкурентное окружение Картель – объединение фирм, одновременно ограничивающих поставки продукции на рынок в целях повышения цены и максимизации прибыли. Картель не является устойчивым объединением производителей! Каждой отдельной фирме выгодно получить двойную прибыль: 1.За счет более высоких цен, которые устанавливаются благодаря сокра- щению объемов продаж картеля. 2.За счет превышения выпуска продукции над установленными квотами. Задачи, стоящие перед картелем и не имеющие тривиального решения: 1.Задача определения квот участников картельного соглашения. 2.Задача перераспределения полученной прибыли (особенно сложна при существенно различающихся издержках). 3.Задача сохранения и выполнения картельных соглашений (стремление нарушить квоты усиливается с ростом рыночной доли картеля). 4.Задача блокирования появления новых фирм, пополняющих конкурент- ное окружение.

Численный пример Последователи принимают цену p и выбирают объем поставок: Остаточный спрос: Лидер выбирает цену из условия максимизации прибыли: nknk p qkqk q1q1 Q k 1 021,4311,43571,4315,31765, ,671011,67566,6716,6718,06888, ,448,8912,44551,1121,1127,431245, ,977,2716,97460,6146,9793,992818, ,416,7222,41351,8278,05201,084025, ,336,67333,3383,334166,67 Зависимость экономических показателей от степени монопольной власти

Модели с барьерами входа Входной барьер – всё, что позволяет укоренившимся фирмам получать сверх- прибыли без угрозы входа. Барьеры, устанавливаемые государством: лицензии, патенты, разрешения. Барьеры, не связанные с деятельностью государства: 1.Абсолютные преимущества в издержках. 2.Положительный эффект масштаба. 3.Преимущества продуктовой дифференциации. 4.Потребности в капитале. Блокированный вход. Укоренившиеся фирмы конкурируют, не обращая вни- мания на возможный вход новичков. Но даже отсутствие специальных мер, ог- раничивающих вход, не делает рынок привлекательным для новых фирм. Угро- за входа практически отсутствует. Сдерживаемый вход. Вход невозможно блокировать, но укоренившиеся фир- мы модифицируют свое поведение, чтобы эффективно мешать входу. Предоставляемый вход. Укоренившиеся фирмы (каждая в отдельности) нахо- дят более выгодным позволить новичкам войти, нежели возводить дорогостоя- щие входные барьеры.

Модели с барьерами входа Модель Бэйна (абсолютные преимущества в издержках) – сравнение дисконти- рованной стоимости потока прибыли, которую получит укоренившаяся фирма, препятствуя входу потенциальных конкурентов (при этом угроза входа отсут- ствует или незначительна), и потока прибыли, который фирма получит, макси- мизируя прибыль в краткосрочном периоде (вход конкурентов вероятен). Выбор зависит от величины прибыли и от дисконтирующего множителя δ! Модель Модильяни формализует ситуацию относительного преимущества в издержках, связанного с положительным эффектом масштаба. Модель, в част- ности, описывает ситуацию в отрасли, характеризующейся высокими постоян- ными издержками, которые делают невыгодной работу на малых объемах про- изводства. Модель Милгрома-Робертса учитывает асимметрию информации. Укоренив- шаяся фирма назначает низкую цену не потому, что имеет большие производ- ственные мощности, а потому, что пытается передать информацию о том, что либо спрос, либо ее предельные издержки низки, а, значит, вход в отрасль ма- лоприбылен.

Модель Джелмана-Сэлопа лидер с издержками c 1 последователь с издержками c 2, ценой p 2 и малым объемом K 2 Стратегии лидера: 1.Закрытие входа с помощью понижения цены. 2.Максимизация прибыли на остаточном спросе. Стратегия последователя: максимизация прибыли при условии, что лидеру выгодно осуществлять политику предоставления входа. – эффективное рационирование. – случайное рационирование. Эффективное рационирование: Случайное рационирование:

Модель Спенса последовательного выбора мощностей Фирма-лидер: выбрала мощности K ценой r заранее, предельные издержки c. Рынок однородного продукта: – цена входа (лицензия,…) Фирма-последователь: выбирает мощности ценой r, предельные издержки c. Цель фирм – максимизация прибыли в условиях количественной дуополии! Численный пример:

Модель Спенса последовательного выбора мощностей Прибыли в точке A: Прибыли в точке B: Последователь входит на рынок: Оптимум: A(0,7; 0,5), = 0,35 – F. Последователь не входит на рынок: Лидер – монополист: Зависимость прибылей от мощностей последователь не входит на рынок, – деньги на лоббирование лицензий.

Ограничения в использовании барьеров входа 1.Лидер не всегда точно оценивает свои издержки и спрос (в частности, элас- тичность). Низкая цена сокращает прибыли, высокая - не ограничивает вход. 2.При меняющихся объемах поставок конкурентов лидеру сложно удерживать продажи в точности на уровне, ограничивающем вход. 3.Новая фирма может учесть сокращение поставок лидера после входа конку- рента, особенно если она – крупный диверсифицированный концерн. 4.Ценообразование, ограничивающее вход, неэффективно при быстро расту- щем спросе и в отраслях с высокой скоростью технологических инноваций. 5.При значительных ошибках в оценке издержек конкурентов ценообразо- вание, ограничивающее вход, ценообразование гораздо менее эффективно, чем максимизация краткосрочной прибыли. Грабительское ценообразование Установление лидером цены ниже уровня средних и даже средних переменных издержек для усиления монопольной власти Условия грабительского ценообразования: Значительное преимущество лидера в издержках. Высокие барьеры входа, не позволяющие новым фирмам войти на рынок. Замена на монопольную цену после «расчистки рынка».

1.Зарождающийся рынок (непопулярность продукта, слабая информиро- ванность потенциальных клиентов, малое число фирм). 2.Растущий рынок (распространение информации о продукте, резкий рост объемов продаж, числа фирм, их прибылей, практически отсутствующее стратегическое взаимодействие между фирмами). 3.Вытеснение (исчезновение неэффективных фирм, укрупнение оставших- ся, передел рынка, стратегическое взаимодействие в форме ценовых войн и сговоров с целью устранения неугодных конкурентов). 4.Зрелый рынок (постоянство спроса и числа фирм, максимальное исполь- зование сговоров с целью максимизации прибыли на поделенном рынке). 5.Сокращающийся рынок (падение спроса, разорение или добровольный уход с рынка части фирм, сговор остальных с целю выживания). Эволюция отрасли

ОЛИГОПОЛИЯ без сговора со сговором ценовая количественная Модель Курно Модель Штакельберга Борьба за лидерство Модель Бертрана Модель Эджворта Модели с возрастающими предельными издержками Модели с дифференци- рованным продуктом Модель Форхаймера Картель Картель + конкурентное окружение Модель Бэйна Модель Модильяни Динамическая ценовая конкуренция Модель Джелмана-Сэлопа Модель Спенса Модель Милгрома-Робертса Грабительское ценообразование с барьерами входа

Спасибо за внимание!