Речевые проблемы учащихся первых классов общеобразовательной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Advertisements

Логопедическая программа «Школа будущего первоклассника» Возраст детей 6-7 лет Подготовила : учитель-логопед О.Н. Шипелёва МОУ «Средняя школа 8» Г. Когалым.
Речевая готовность ребёнка к школе. Информация для родителей будущих первоклассников.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ?. Ваш ребенок … имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами,
Своевременное и правильное развитие речи – гарантия правильного формирования всей психической деятельности ребёнка. Логопед МОУ СОШ 19 Гуцан А.Я.
… Учителя-логопеды: И.Г. Кучерова, Кожина Е.В.. Что делают логопеды? Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ.
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Речь детей нарушена как система.. Дети с ЗПР имеют все нарушения речи наблюдающиеся у детей с нормальным интеллектом.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
1 2 Ориентация в окружающем мире Развитие психических функций Сформированность мотивации к обучению.
Готовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Речевая готовность детей к школе Презентацию подготовила учитель-логопед МБОУ «СОШ 19» г. Чебоксары Павлова Маргарита Петровна.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ: ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Речевая готовность к школе Речевая готовность к школе Столярова Елена Леонидовна, учитель – логопед лицея 1 им. академика Б.Н. Петрова.
Система логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи в старшей группе.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Транксрипт:

Речевые проблемы учащихся первых классов общеобразовательной школы

Речь - одна из важнейших психических функций человека Нескомпенсированные в дошкольном возрасте речевые нарушения в дальнейшем часто приводят к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

У 7 – летнего ребёнка, поступающего в школу, при нормальном речевом развитии: звукопроизношение полностью соответствует норме; звукопроизношение полностью соответствует норме; сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем; сформировано звукоразличение как далеких, так и близких пар фонем; ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи (по числам, падежам), адекватно использует предлоги (не пропускает, не заменяет их, употребляет сложные предлоги); ребенок овладел нормами словоизменения различных частей речи (по числам, падежам), адекватно использует предлоги (не пропускает, не заменяет их, употребляет сложные предлоги); практически не осталось ошибок в словообразовании; практически не осталось ошибок в словообразовании; словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи (3,5 – 7 тысяч слов); словарный запас достаточно обширен и включает в себя слова различных частей речи (3,5 – 7 тысяч слов); достаточный запас представлений об окружающем мире. Его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном; достаточный запас представлений об окружающем мире. Его осведомленность о явлениях природы, о животных и растениях, предметах быта позволяет ему построить связное высказывание, поделиться впечатлениями об увиденном или услышанном;

есть элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений, (т. е. не смешивает такие понятия как «фрукты – овощи», «одежда – обувь», названия сходных предметов – «блюдце – тарелка», «чашка – кружка»); есть элементарные логические обобщения в пределах родовидовых отношений, (т. е. не смешивает такие понятия как «фрукты – овощи», «одежда – обувь», названия сходных предметов – «блюдце – тарелка», «чашка – кружка»); достаточно сформировано отношение к речи как к объективной действительности: ребёнок умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; достаточно сформировано отношение к речи как к объективной действительности: ребёнок умеет выделять слова из предложения, проводит несложные формы звукобуквенного и слогового анализа и синтеза; достаточный уровень познавательной активности, готовность к интеллектуальному усилию. достаточный уровень познавательной активности, готовность к интеллектуальному усилию.

Причины, обуславливающие замедленный темп речевого развития детей множественны: Внутриутробная патология: внутриутробная гипоксия; инфекционные заболевания матери во время беременности; травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы; несовместимость крови матери и плода; курение, алкоголь и наркотические вещества; приём лекарственных препаратов; стресс, который испытывает будущая мама, может приводить к гипоксии плода. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. Неблагоприятные роды и их последствия. Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

перенасыщенность воздействия на неустойчивую психику детей средств массовой телекоммуникации; занятость родителей (отчасти их безграмотность и беспечность в вопросах воспитания детей); неблагоприятные социально-бытовые условия; сильный испуг или стресс; недостаток узких специалистов в системе дошкольного и школьного образования (психологов и логопедов).

При логопедическом обследовании у большинства первоклассников выявляется 1. Нарушение звукопроизношения. 2. Недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата (неточность, недостаточный объем речевых движений, вялость мышечного тонуса, укороченная подъязычная уздечка, повышенная истощаемость). 3. Нарушения слуховой дифференциации фонем и фонематического анализа. 4. Недостаточная сформированность языкового анализа и синтеза. 5. Задержки в развитии лексико-грамматической стороны речи (ограниченность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы).

6. Недостаточная сформированность связной речи: - в самостоятельных высказываниях проявляется неумение оформлять с помощью языковых средств смысловые (временные, причинно-следственные) отношения; - отмечается непоследовательность в изложении, пропуск частей текста без искажения смысла, сокращения текста, повторы и.т.д. - при пересказе основная сюжетная линия не всегда сохраняется, происходит соскальзывание на второстепенные детали.

7. Возрастная недостаточность развития различных видов движений и моторики: - тонкая моторика характеризуется неточностью и неполным объемом, трудностями переключения с одного движения на другое; - нарушения двигательной сферы (недостаточная ориентировка в пространстве, движения не координированы, носят неловкий и нечеткий характер, снижена скорость, отсутствует ритмика и плавность); 8. Нарушенное восприятие схемы тела, зеркальное конструирование, недифференцированное восприятие сходных изображений. 9. На письме и при чтении наблюдаются специфические ошибки.

Пальчиковая гимнастика У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Домик Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел.

Грабли Листья падают в саду, Я их граблями смету. Флажок Я в руке - флажок держу И ребятам им машу.

Конструирование из палочек

Конструирование из ниток

Развитие мелкой моторики

Развитый речевой слух позволяет: дифференцировать схожие по звучанию фонемы; правильно произносить звуки, четко произносить слова, соблюдая звукослоговую последовательность; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение: не допускать ошибок в обозначении мягкости согласных на письме при помощи «ь» и гласных нижнего ряда, дифферецировать согласные по твёрдости- мягкости, глухости-звонкости, и.т.д.

Игра «Узнай, кто ты?» Игра «Узнай, кто ты?» - Выдели первый звук в названии картинки и составь слово.

УМНИЦА!

Игра «Найди последний звук» Игра «Найди последний звук» - Выдели последний звук в названии картинки и составь слово.

Составь предложение по картинке ШКОЛА

Игры для развития фонетического слуха и фонематического восприятия

Итог Нарушения речевого развития могут приводить к целому ряду неблагоприятных последствий. При недостаточности речевых функций коммуникации ребенка ограничены, снижается количество получаемой информации, страдают межличностные отношения и эмоциональная сфера, в дальнейшем возможны нарушения чтения и письма. Таким образом, правильное развитие речи является весьма важным фактором гармоничного формирования ребёнка и должно находиться под контролем специалистов.

Спасибо за внимание