Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач Составитель: учитель высшей категории МОУ СОШ 58 Баранова Валентина Ивановна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач.
Advertisements

Генетика Решение задач. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы.
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
Генетическое лото класс Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование 1задача2задача3задача4задача Дигибридное скрещивание. 1задача2задача3задача4задача.
Урок-практикум « Решение задач на сцепленное с полом наследование» Автор: Ходченкова Галина Михайловна учитель биологии высшей категории МОУ «Жарковскася.
2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
Генеалогический метод тема: «Методы изучения наследственности человека» Биология. 11 класс.
Тема урока:. Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, о гомогаметных и гетерогаметных организмах Сформировать знания о хромосомном.
Тема: «Генетика пола» Пименов А.В. Задачи: o Дать характеристику механизму определения пола и особенностям наследования признаков, сцепленных с полом;
Подготовка к ЕГЭ по биологии по теме «Генетика и селекция» Учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 7» Будкова Татьяна Владиленовна.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Известно, что у кролика чёрная пигментация шерсти доминирует над альбинизмом (отсутствие пигмента, белая шерсть и красные глаза). Какая окраска шерсти.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
К самостоятельной работе Одна из форм анемии (за­бо­ле­ва­ние крови) наследуется, как аутосомный доминантный признак. У гомозигот это заболевание.
Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом Урок биологии в 9 классе Учитель МОУ Суходольская школа 2 Кирилова В.И.
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Дигибридное скрещивание. 3 закон Менделя. Задачи: Вывести 3 закон Менделя; научиться решать задачи на 3 закон Менделя. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ.
Тема: «Решение генетических задач на законы Грегоря Менделя»
Транксрипт:

Работа над типичными ошибками при подготовке к ЕГЭ: решение генетических задач Составитель: учитель высшей категории МОУ СОШ 58 Баранова Валентина Ивановна

По результатам экзаменов в форме ЕГЭ в заданиях по генетике учащиеся наиболее слабо реша ют задачи на - анализирующее скрещивание, - сцепленное наследование, - летальные гены, - анализ родословных % учащихся вообще не приступают к решению задач.

При подготовке учащихся к решению задач обратите внимание на: - Генетический словарь - Правила оформления задачи - Задания части А - Задания части С

Учащиеся не умеют: - определять тип задачи; - определять доминантный и рецессивный признак; - знают мало признаков, сцепленных с полом (мышечная дистрофия, куриная слепота, отсутствие потовых желез), окрас шерсти кошек. Нет навыка решения этих задач; - неправильно записывают генотипы (например, таким образом АВАВ); - во многих задачах на дигибридное скрещивание рисуют решетку Пеннета (например, в задаче на скрещивание двух растений гороха с зелеными и гладкими семенами). - при неполном доминировании не обращают внимание на три фенотипа; - у чащиеся боятся неизвестных названий болезней и не приступают к решению задач.

Необходимо знание терминов: ген аллельные гены неаллельные гены генотип фенотип зигота гамета мейоз оплодотворение рецессивный признак доминантный признак гомозигота гетерозигота дигомозигота дигетерозигота гомогаметный организм гетерогаметный организм анализирующее скрещивание моногибридное скрещивание дигибридное скрещивание гибрид кариотип аутосомы половые хромосомы соматическая клетка полное доминирование неполное доминирование генофонд

Пример задачи на моногибридное скрещивание Плоды томатов бывают красные и желтые. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гетерозиготных томатов с красными плодами с особью гомозиготной по рецессивному признаку? Составьте схему решения задачи. Дано: Решение: объект: томаты Р Аа х аа признак: окраска кр. ж. плодов гаметы А – красная окраска F а Аа ; аа а – желтая окраска кр. ж. Определить: F а - ? Ответ: 50% Аа – раст. с кр. плод. 50% аа – раст. с ж. плод. А аа

Примеры заданий части А 1. В анализирующем скрещивании растение гороха с желтыми семенами скрестили с гомозиготным растением с зелеными семенами. В результате получили 50% потомков с желтыми семенами, 50% - с зелеными. Это означает, что исследуемое растение было: 1) гетерозиготным 2) гомозиготным по доминантному гену 3) гомозиготным по рецессивному гену 4) генотип растения не удалось определить 2. У гороха желтый цвет семян (А) доминирует над зеленым (а), а гладкая форма семени (В) – над морщинистой (в). Выберите генотип гомозиготного растения, у которого зеленые гладкие семена: 1) ААВв 2) ааВВ 3) ааВв 4) ААВВ

3. В семье здоровых родителей родился мальчик, больной гемофилией. Каковы генотипы родителей (ген гемофилии h)? 1) мать X H X h ; отец X h Y 3) мать X H X H ; отец X H Y 2) мать X H X h ; отец X H Y 4) мать X h X h ; отец X H Y 4. Если соотношение генотипов и фенотипов в результате моногибридного скрещивания равно 1 : 2 : 1, то исходные родительские особи: 1) гомозиготные 3) дигомозиготные 2) гетерозиготные 4) дигетерозиготные

5. При скрещивании организмов с генотипами АА и Аа доля гомозигот в потомстве составит: 1) 25% 2) 50% 3) 75% 4) 100% 6. При скрещивании дигетерозиготных растений томата с рецессивными по обоим признакам особями появится потомство с генотипами АаВв; ааВв; Аавв; аавв в соотношении: 1) 3 : 1 3) 1 : 1 : 1 : 1 2) 9 : 3 : 3 : 1 4) 1 : 2 : 1

Типы хромосомного определения пола : 1. У человека, млекопитающих, дрозофилы: хх – гомогаметный организм хy – гетерогаметный организм 2. У птиц, пресмыкающихся, бабочек: хх - гомогаметный организм хy – гетерогаметный организм 3. У кузнечиков, клопов: хх - гомогаметный организм хо – гетерогаметный организм 4. У моли: хх - гомогаметный организм хо – гетерогаметный организм

Задание на типы определения пола К акой пол у организмов гетерогаметен, а какой гомогаметен? Распишите гаметы у следующих организмов: - кузнечика (24 хромосомы), - непарного шелкопряда (56 хромосом), - моли (62 хромосомы), - тигра (36 хромосом).

Примеры задач части С 1. Смешанные задачи У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А – наличие меланина в клетках кожи, а отсутствие его а - альбинизм), гемофилия – сцеплено с полом (Х Н – нормальная свертываемость крови, X h – гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.

Дано: Решение: объект: человек Р ААх Н х Н х аах h у признаки: пигментация н.п. н.св. альб.гем. кожи, свертываемость гаметы крови А – наличие пигмента F1 Аах Н х h ; Aax H y а – альбинизм н.п. н.св. н.п. н.св. Н – норм. свертываем. h – гемофилия Ответ: генотипы родителей: Р - ? ААх Н х Н и аах h у; F1 - ? все девочки Аах Н х h имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носительницы генов альбинизма и гемофилии, все мальчики Aax H y имеют нормальную пигментацию кожи и свёртываемость крови, но носители генов альбинизма Ах Н ах h ay

2. Сцепленное наследование У человека врожденное заболевание глаз – катаракта (с) и одна из форм анемий – эллиптоцитоз (е) наследуются сцепленно, как аутосомно – рецессивные признаки. Какое потомство можно ожидать от брака мужчины, больного эллиптоцитозом и катарактой, и здоровой дигетерозиготной женщины при условии, что: 1) кроссинговер отсутствует; 2) кроссинговер имеет место?

Дано: Решение: объект: 1) отсутствие кроссинговера человек Р СЕ х се признаки: се се катаракта, здорова обе аномалии анемия гаметы с – катаракта С – норма Fа СЕ ; се е – анемия се се Е – норма здорова обе аномалии 1)Fа -? 2) наличие кроссинговера 2)Fа- ? Р СЕ х се се се здорова обе аномалии гаметы Fа СЕ ; се ; Се ; сЕ се се се се здор.; обе аном.; анем.; катар. се СЕсе сЕСе СЕ се

3. Летальные гены 1. Мыши с генотипом аа – серые, Аа – желтые, АА – гибнут на эмбриональной стадии развития. Каким будет потомство от скрещиваний: 1) самка желтая х самец серый; 2) самка желтая х самец желтый. В каком скрещивании можно ожидать более многочисленного потомства? Дано: Решение: объект: мыши 1) Р Аа х аа признак: окраска шерсти желтые серые Аа – желтые гаметы аа – серые F1 Аа ; аа АА – гибнут желтые серые 1)F1 - ? 2) Р Аа х Аа 2)F1 - ? гаметы желтые желтые F1 АА ; 2Аа ; аа гибель желтые серые Ответ: 1) 50% желтых, 50% серых, более многочисленное потомство. 2) 25% гибель, 50% желтых, 25% серых А аа АаАа

2. У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготным по этому гену петухом. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол, генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов.

Дано: Решение: объект: куры Р х А у х х А х а Признак: жизн. жизн. жизнеспособность гаметы АА – жизнесп. F1 х А х А ; х А х а ; х А у; х а у Аа – жизнесп жизн. жизн. жизн. гибель аа – гибель Ответ: Р: х А у х х А х а Р - ? жизн. жизн. F1 - ? в F1: % гибели 50% петухов жизнеспособных х А х А, эмбрионов-? 50% петухов жизнеспособных х А х а, но носителей летального гена а; 50% кур нормальных х А у, 50% кур х а у погибло на стадии эмбрионов хАхА у хАхА хаха

4. Наследственные болезни - Болезнь Вильсона (нарушение обмена меди); - Полидактилия (шестипалость); - Элиптоцитоз (форма анемии); - Глаукома (заболевание глаз); - Брахидактилия (короткопалость); - Фенилкетонурия (нарушение аминокислотного обмена); - Гипертрихиоз (повышенная волосатость ушной раковины); - Хорея Гентингтона (нарушение функций головного мозга).

5. Составление и анализ родословных Условные обозначения: - мужчина - женщина - пол не выяснен, - обладатель признака, - гетерозиготные носители признака - носительница признака - рано умер - брак - двойной брак - родственный брак - брак без детей - дети и порядок их рождения - разнояйцовые близнецы 21

По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях. Ответ: 1) признак доминантный, не сцеплен с полом; 2) генотипы детей 1-го поколения: дочь Аа, дочь аа, сын Аа; 3) генотипы детей 2-го поколения: дочь Аа, сын Аа.

6. Наследование по типу множественных аллелей По такому типу идет наследование групп крови системы АВ0. Группа Генотип I 00 jj II АА, А0 J A J A, J A j III ВВ, В0 J B J B, J B j IV АВ J A J B

Задача. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей? Дано: Решение: Объект: человек 1) Р А0 х В0 Признак: группы крови II III - 00 F1 00 ; АВ - АВ I IV 2) Р J A j х J B j Р - ? II III F1 jj ; J A J B I IV Ответ: 1) Р А0 ; В0 2) J A j ; J B j

Заключение Решать задания части С очень выгодно, т.к. задания оцениваются в 2 или 3 балла. Рекомендуется первый час посвятить решению заданий части А, второй час – части С, а третий час - части В.