Дисграфия и дислексия Выполнила студентка ИПиП СПСпк-32 Лашова Наталья Комсомольск-на-Амуре, 2012 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Advertisements

Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
Гинкул Светлана Борисовна ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИГинкул Светлана Борисовна ЛОГОПЕД ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ Презентация опыта.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
Методические рекомендации по логопедической диагностике Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Морткинская средняя общеобразовательная.
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
Дислексия и нарушения устной речи Выполнила студентка 442 гр. …
Дислексия Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия -
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Алгоритм логопедической работы в коррекционной школе.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Транксрипт:

Дисграфия и дислексия Выполнила студентка ИПиП СПСпк-32 Лашова Наталья Комсомольск-на-Амуре, 2012 г.

Содержание Определение Место в МКБ-10 Симптоматика дислексии Симптоматика дисграфии Виды дислексии Виды дисграфии Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма Советы родителям Напоследок… Известные дислексики Библиографический список

Определение Дисграфия - это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма.[5] Аграфия – отсутствие процесса письма. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.[7] Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.[7]

МКБ-10 Блок нарушений: специфические расстройства развития речи и языка. Дислексия(F81.0) – специфическое расстройство чтения; Дисграфия(F81.1) – специфическое расстройство спеллингования.[1,13]

Этиология Нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико- грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило у детей с III уровнем речевого развития. [2, 172]

С помощью магнитно-резонансного анализатора неврологи смогли установить, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде "инициатора звуков", "анализатора" и "автоматического определителя" и действуют одновременно. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-распознавателя. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий. Елена Жидкова,(детский невролог) «дислексия возникает из-за "неслаженной работы правого и левого полушарий мозга. Причиной могут быть родовые травмы, нарушения во время беременности, нарушения правильного моторного развития". Передается дислексия по наследству. дислексия - это не проявление тупости или нежелания учиться, а вполне реальное генетическое заболевание, нарушающее правильную работу мозга.[7]

биологические причины. Недоразвитие или поражение головногомозга в разные периоды развития ребенка (пренатальный, натальный,постнатальный), патологии беременности, травматизация плода, асфиксии,менингоэнцефалиты, тяжелые соматические заболевания и инфекции,истощающие нервную систему ребенка. В результате страдают отделыголовного мозга, обеспечивающие психологические функции, участвующие впроцессе письма.При наличие органического повреждения головного мозга, дисграфии вбольшинстве случаев предшествует дизартрия, алалия, афазия или онавозникает на фоне ДЦП, ЗПР, умственной отсталости, задержкипсихомоторного развития. социально-психологические причины. К таким причинам относятсянедостаточность речевых контактов, педагогическая запущенность, синдромгоспитализма и т. д.[3]

Симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков, а также замены графически сходных букв. 2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова. 3. Искажение звуко-слоговой структуры слова. 4. Нарушение понимания прочитанного. 5. Аграмматизмы при чтении. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. 8.Трудности ориентировки во всех пространственных направлениях. 9. Неточность определения формы, величины. Несформированность оптико- пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 10. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).[3]

Симптоматика дисграфии Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок". пропуски букв, слогов, слов, их перестановки замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным характеристикам соответствующих звуков смешения букв, сходных по начертанию слияние нескольких слов в одно нарушения грамматического согласования и управления слов впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-артикуляторно-акустический признак), искажениебуквенно-слоговой структуры слов (пропуски, перестановки, добавления,разрывы), нарушения структуры предложений (пропуски, разрывы,перестановки слов. Аграмматизмы на письме[3]

Пример нарушенного письма

Виды дислексии Фонематическая - недоразвитие функций фонематической системы. Ребенок смешивает на слух звуки, отличающиеся одним смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш). Семантическая - нарушение понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая - изменение падежных окончаний и числа существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («интересное сказка»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени. Оптическая - трудности усвоения и в смешениях сходных графических букв(В-З, Т-Г; Р-Ь; П-Н-И). Мнестическая - трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку.[4]

Виды дисграфии Артикуляторно-акустическая - ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. Акустическая - замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам: звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.). Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо», «лубит», «больит» и т.д. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза - пропуски букв и слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних букв в слове; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок; Аграмматическая - связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселые день»). Оптическая - недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. [4]

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма Семантическая дислексия: -Развитие звукового синтеза; -Обогащение словарного запаса; -Развитие грамматического строя речи; -Формирование морфологических и синтаксических обобщений Оптические дислексия и дисграфия: -Развитие зрительного восприятия и гнозиса, зрительного анализа и синтеза; -Уточнение и расширение объема зрительной памяти; -Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений, зрительно- пространственных отношений, речевых обозначений; -Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, в словах, в предложениях и в текстах.[1, 88]

Аграмматические дислексия и дисграфия: -Уточнение и усложнение структуры предложения; -Развитие функции словоизменения, умений морфологического анализа слова; -Формирование навыков словообразования; -Работа над однокоренными словами; -Закрепление грамматических форм письменной речи. Фонематическая дислексия и дисграфия на фоне нарушения языкового анализа и синтеза: -Развитие навыков слогового анализа и словесного синтеза, фонематического анализа и фонематического синтеза. Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия: - Уточнение каждого из смешиваемых звуков; - Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.[1, 89]

Советы родителям Вывоз ребенка на природу, среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает подкорку кислородом; игры в слова; упражнение "Корректурная проба»; упражнение "Пишем вслух»; упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.[8]

Напоследок…. Известные дислексики Ганс Христиан Андерсен - известный датский сказочник, Леонардо Да Винчи - титан Эпохи Возрождения, живописец, скульптор, архитектор, учённый и инженер. Владимир Маяковский - великий поэт своего времени, агитатор, "горлан", поэт Революции.

Альберт Эйнштейн создатель "Теории относительности", физик- теоретик, Лауреат Нобелевской премии. Мерилин Монро известная американская актриса, легенда при жизни и легенда после смерти. Том Круз актер, самая крупная звезда, взошедшая на голивудский небосклон в 80-е годы.

Квентин Тарантино великий режиссер, сценарист, продюсер, неоднократно выдвигался на премию «Оскар» Уолт Дисней американский кинорежиссёр, продюсер, художник- мультипликатор, талантливый бизнесмен.

Библиографический список 1.Пятница, Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. – Минск: Аверсэв, – 104с. 2. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М.: Просвещение, с.: ил Детская патопсихология. Дисграфия Успешный ребенок и человек. Виды дислексии. Какалова Елена Викторовна О дисграфии. Татьяна Гогуадзе Дислексия и коррекция. Известные дислексики За советом к логопеду. Дислексия. Оксана Макерова Ж.Н. Лысенкова.