Региональная политика в Бразилии Сенатор Тассо Жерейссати (2003-2010 гг. ) Бывший губернатор штата Сеара (Северо-восточный регион Бразилии) Совместный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выравнивающие трансферты в звене «штат – муниципалитет» в Бразилии Фернандо Бланко Коссио Всемирный банк – Страновой отдел по Бразилии.
Advertisements

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года Выполнил: Мельников Дмитрий, студент II курса 204 группы.
1 Цюрих марта 2007 года БАНК РАЗВИТИЯ - ИНСТРУМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ Российский экономический и финансовый форум в Швейцарии.
Статистика помощи развитию, распространение информации и эффективность помощи Миша Белкиндас Группа Группы технического содействия в области статистики.
О Программе «Национальная банковская система России 2010, 2020» Ассоциация российских банков Г.А. Тосунян, Ассоциация российских банков.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
1 Министерство Финансов Азербайджанской Республики Государственное Казначейское Агентство.
Как найти в России «длинные деньги» для кредитования инвестиционных проектов? Олег Солнцев, руководитель направления анализа денежно-кредитной.
Опыт развития сельских территорий и управления проблемными регионами в Германии Харальд Хоппе, Министерство инфраструктуры и сельского хозяйства, Федеральная.
Объем ввода жилья на первичном рынке и структура предложения Общая площадь жилого фонда города Самара – 27,3 млн.кв.м Обеспеченность жильем - 23,3 кв.
Конкурентоспособность России: состояние и перспективы Кристалина Георгиева Всемирный банк 23 июня 2006 г.
Бюджетный дефицит Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами государственного Бюджетный дефицит выступает производным от государственного бюджета.
Миграция рабочей силы и денежные переводы в Таджикистан Зафар Бурхонов.
Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге на годы Постановление вступило в силу г.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия ( годы)" 29 марта 2002 г. г. Вена.
Оценка уровня ИЧР Томской области в сравнении с Сибирским Федеральным округом Авторы: Терещенко Елена Васильевна Расстригин Дмитрий Александрович учащиеся.
1 Прогресс реформ экологической политики в ВЕКЦА Вступительные замесания Встреча заинтересованных сторон Брюссель марта 2007 г. Брендан Гиллеспи.
Особенности новой волны инфляции Новая инфляционная волна мировой инфляции (первые симптомы которой проявились еще в 2004 г., а затем в 2007 г.) имеет.
Финансирование капитального ремонта: альтернативные подходы Ирина Валентиновна Генцлер Фонд «Институт экономики города» Всероссийский Форум ЖКХ, г. Москва,
Транксрипт:

Региональная политика в Бразилии Сенатор Тассо Жерейссати ( гг. ) Бывший губернатор штата Сеара (Северо-восточный регион Бразилии) Совместный семинар России и Всемирного банка «Стратегии регионального развития», 31 марта 2008 г.

Введение Эта презентация состоит из двух частей : o В первой части я рассказываю о региональном развитии в Бразилии и новой концепции региональной политики, разработанной мной совместно с другими членами бразильского Сената. o Во второй части я показываю, как правительство бедного штата может проводить политику, стимулирующую развитие, даже в отсутствие активной поддержки со стороны федеральных властей. Эта часть презентации опирается на опыт моей работы в качестве губернатора штата Сеара в Северо-восточном регионе Бразилии ( гг., гг. и гг. ).

Часть I. Региональная политика в Бразилии Территория Бразилии разделена на пять регионов. Два региона – Северный и Северо-восточный – по-прежнему значительно отстают от общенационального среднего уровня по показателям социально-экономического развития. На долю Юго-восточного региона, где проживают 42% населения страны, приходится 58% ВВП Бразилии, в то время как вклад Северо-восточного региона, где проживают 28% населения, составляет всего лишь 13%. Объем ВВП на душу населения в Северо-восточном регионе составляет 47% от среднего показателя по стране, а в Северном регионе – 66%. Эти два региона характеризуются самым высоким уровнем бедности в Бразилии.

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В БРАЗИЛИИ Fonte: IBGE. Contagem Populacional, IBGE. Contas Regionais. PIB Municipal, IBGE. Pesquisa Nacional por Amostra de Domicílios, * para cálculo do PIB per capita foi utilizada a estimativa populacional para aquele ano. ** população com idade superior a 15 anos. ИСТОЧНИК: IBGE. Contagem Populacional, IBGE. Contas Regionais. PIB Municipal, IBGE. Pesquisa Nacional por Amostra de Domic í lios, * % населения в возрасте 15 лет и старше. РЕГИОН ВВП, 2005 г. (вся Бразилия = 100%) НАСЕЛЕНИЕ, 2007 г. (вся Бразилия = 100%) ВВП НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ, 2005 г. (вся Бразилия = 100%) 2005 % НЕГРАМОТ- НОГО НАСЕЛЕНИЯ, 2006 г.* СЕВЕРНЫЙ 4,67,96215,6 СЕВЕРО- ВОСТОЧНЫЙ 13,128,04724,6 ЮГО- ВОСТОЧНЫЙ 57,842,31337,5 ЮЖНЫЙ 17,614,51137,0 ЦЕНТРАЛЬНО- ЗАПАДНЫЙ 7,07,21259,7 БРАЗИЛИЯ В ЦЕЛОМ 100, ,8

Индекс человеческого развития (ИЧР) на муниципальном уровне: 2000 г. Районы с самыми низкими показателями ИЧР ( красный цвет) находятся в Северном и Северо- восточном регионах

Три этапа бразильской политики регионального развития Первый этап (1960-е – 1980-е годы): основным направлением региональной политики было предоставление венчурного капитала для финансирования новых инвестиций в бедных регионах. Правительство создало три региональных фонда венчурного капитала для финансирования новых инвестиций в трех беднейших регионах страны – Северном, Северо-восточном и Центрально-западном. Средствами этих фондов управляли три региональных агентства развития – по одному в каждом бедном регионе (СУДАМ, СУДЕНЕ и СУДЕКО). В своей политике эти региональные агентства учитывали также предложения губернаторов штатов. Эти фонды и соответствующая региональная политика неплохо работали вплоть до середины 1980-х годов. В 1990-е годы региональные агентства развития были постепенно ликвидированы, а фонды венчурного капитала упразднены.

Второй этап ( гг.): региональная политика предусматривала предоставление субсидированных кредитов частным предприятиям и увеличение денежных выплат бедному населению. В соответствии с Конституцией Бразилии были созданы три новых региональных фонда финансовой поддержки (ФНЕ, ФНО и ФСО) и разработаны многочисленные программы, предусматривавшие выплату денежных пособий населению. Новые региональные фонды финансовой поддержки стали предоставлять субсидированные кредиты для финансирования инвестиций в Северном, Северо-восточном и Центрально-западном регионах. Государство постепенно увеличивало денежные выплаты бедному населению – сельским работникам и пожилым людям.

Денежные выплаты были основным направлением бразильской региональной политики в 1990-е годы. Некоторые экономисты называли такую политикуростом непродуктивной экономики. В этих условиях между бразильскими штатами возникла острая конкуренция за привлечение инвестиций из Южного и Юго-восточного регионов Бразилии. Правительства штатов стали предоставлять налоговые льготы за счет собственных доходов, чтобы привлечь новые инвестиции из Южного и Юго-восточного регионов БразилииФискальные войны

Третий этап ( гг.): разработка новой региональной политики. В течение президентского срока Луиша Инасиу Лула да Силва ( гг.) правительство решило возродить региональные агентства развития. Однако это решение до сих пор не выполнено. Работая в бразильском Сенате, мы старались возродить региональные агентства развития, руководствуясь идеей о том, что современная региональная политика предусматривает инвестиции в население бедных регионов (здравоохранение и образование), увеличение объема инвестиций в инфраструктуру, а также предоставление субсидированных кредитов для финансирования новых инвестиций. Закон о создании агентств регионального развития был утвержден в конце 2006 г., однако правительство наложило вето на многие инновации, одобренные Сенатом, включая формирование нового фонда венчурного капитала для финансирования важных инвестиционных проектов в Северном, Северо-восточном и Центрально-западном регионах Бразилии.

Сенат потребовал, чтобы федеральное правительство разработало многолетний план регионального развития с конкретными плановыми показателями в области социально-экономического развития (ВВП на душу населения, средняя продолжительность обучения в школе, младенческая смертность, обеспеченность канализацией и т.д.). Идея заключалась в том, чтобы агентства регионального развития проводили ежегодную оценку того, в какой степени социально- экономические показатели штатов и регионов приближаются к общенациональному среднему уровню. В отсутствие такого сближения федеральное правительство должно было бы принимать дополнительные меры, чтобы эти цифры соответствовали плановым показателям, установленным в региональном плане развития. Эта идея аналогична Целям развития тысячелетия, которые были приняты ООН. Однако эта концепция региональной политики, одобренная бразильским Конгрессом в конце 2006 г., до сих пор не реализована.

Как обстоят дела сегодня (2008 г.)? Сейчас в Сенате обсуждается налоговая реформа, которая должна ограничить для штатов стимулы к привлечению новых инвестиций. Однако я убежден в том, что формирование политической коалиции, необходимой для утверждения налоговой реформы, будет зависеть от твердости намерений федерального правительства в части предоставления средств для финансирования регионального развития. Несмотря на недавнее возрождение региональных агентств развития, мы все еще пытаемся убедить федеральное правительство Бразилии в необходимости реального осуществления новых идей, заложенных в законе, который был одобрен Сенатом. Региональная политика должна идти дальше денежных выплат. Помимо этого, она должна предусматривать увеличение объема государственных инвестиций в бедных регионах наряду с предоставлением стимулов к росту частных инвестиций. К сожалению, денежные выплаты бедному населению сами по себе не создадут новых рабочих мест в развивающихся регионах.

Часть II. Местная политика развития Сеара – это бедный штат на северо-востоке Бразилии, который является беднейшим регионом страны. По объему ВВП на душу населения (2005 г.) Сеара относится к пяти самым отсталым из 27 штатов Бразилии. Несмотря на то, что это бедный штат, расположенный в бедном регионе, он демонстрирует впечатляющий прогресс в части достижения показателей социально-экономического развития.

Важные показатели 1. Средняя продолжительность жизни в Сеаре не менялась в течение 40 лет ( гг.) и составляла 46 лет. Однако, начиная с середины 1980-х годов, этот показатель неуклонно растет и в 2005 г. достиг 70 лет. 2.Младенческая смертность: в 1980-х годах младенческая смертность в Сеаре составляла 102 случая на (число смертельных исходов на детей, родившихся живыми). Это был один из худших показателей в Латинской Америке. К моменту моего ухода из правительства эта цифра снизилась до 35,1, а в 2006 г. достигла 30,8. В Бразилии это было самое резкое сокращение младенческой смертности, и штат Сеара получил награду ЮНИСЕФ.

3.Средняя продолжительность обучения в школе: Средняя продолжительность обучения в школе в штате Сеара увеличилась с 3,4 лет в 1992 г. до 5,1 лет в 2005 г. 4.Доля семей, имеющих электрифицированное жилье, возросла с 65,4% в 1992 г. до 95,6% в 2005 г. 5.В 1990-х годах штат Сеара обогнал и весь Северо- восточный регион, и Бразилию в целом по темпам роста ВВП. Такой стремительный экономический рост сопровождался резким падением уровня бедности и быстрым ростом ИЧР.

Темпы роста ВВП ( гг.) в штате Сеара и Бразилии в целом (% в год) в среднем за 5 лет

Темпы роста Индекса человеческого развития и падения уровня бедности

Индекс человеческого развития (ИЧР) в штате Сеара Уровень бедности в штате Сеара

Чем объясняется прогресс в социально- экономическом развитии штата Сеара в период с 1986 по 2005 гг. ? В 1980-х годах наше правительство провело грандиозную реформу налогово-бюджетной системы. Благодаря этой реформе, правительство смогло увеличить ассигнования на социальную политику и осуществить новые инвестиции в инфраструктуру. В течение первого срока своего пребывания в должности губернатора штата я вместе с местными советами осуществил программу профилактики здоровья населения. Я также профинансировал большой объем инвестиций в образование. Я проводил активную политику привлечения новых инвестиций в Сеару, предоставляя налоговые льготы тем, кто осуществлял новые инвестиции в промышленности.

Реформа налогово-бюджетной системы ( гг. ) Программа профилактики здоровья населения (1987 г. ) Было сокращено число госслужащих ; многие из них даже не существовали в реальной жизни, но числились в штатном расписании государственных органов Правительство штата наняло новых налоговых инспекторов, чтобы улучшить собираемость налогов Штат Сеара первым в Бразилии заключил с федеральным правительством соглашение о продлении сроков погашения долга штата Доходы от приватизации предприятий, принадлежавших штату, были использованы не для текущего потребления, а для финансирования инвестиций в инфраструктуру Программа предусматривала тесное сотрудничество правительства штата и местных советов Правительство штата предоставило городам финансовые ресурсы для найма медицинских агентов Медицинские агенты – это местные неквалифицированные рабочие, прошедшие специальную подготовку, чтобы обучать местные домохозяйства основам медицинской помощи и профилактики здоровья В 1990-х годах федеральное правительство тиражировало эту программу во всех штатах Бразилии

Реформа системы образования Экономические стимулы, предназначенные для привлечения новых инвестиций ( гг. ) Правительства штата и муниципалитеты наняли 30 тыс. новых преподавателей Власти штата начали осуществление широкомасштабной программы подготовки всех преподавателей, работавших в штате ( бакалавриат и магистратура) В штате была разработана программа оценки государственных школ и учащихся Штат усилил контроль над государственными школами со стороны местного сообщества (местные советы) Правительство штата стало предоставлять налоговые льготы тем, кто осуществлял новые инвестиции Налоговые льготы не привели к сокращению доходов штата, поскольку новые инвестиции обеспечили рост налогов У предприятий, размещавшихся в сельской местности, налоговые льготы были больше Сегодня штат Сеара опережает все остальные штаты Северо- восточного региона по численности рабочей силы в промышленном секторе

Заключение 1.Местные правительства смогут внести вклад в местное развитие, если им удастся получить средства для финансирования образования и здравоохранения и привлечь новые инвестиции. 2.Однако всему есть предел. Каким бы хорошим ни было местное правительство, бедному штату потребуется помощь со стороны федерального правительства, чтобы стимулировать развитие. 3.Я считаю, что нам следует изучить региональную политику Европейского союза. В ЕС есть три разных фонда для финансирования инвестиций в образование, инфраструктуру и привлечение новых частных инвестиций в отстающие регионы. Бразилии и России нужно следовать этому примеру.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ Сенатор Тассо Жерейссати