Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ Новомансуркинской СОШ Похвистневского района Самарской области Фаткуллина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Поэзия А. Твардовского, посвященная подвигам русских солдат в Великой Отечественной войне. Стихотворение «Я убит подо Ржевом».
Advertisements

А.Т.Твардовский «Я убит подо Ржевом» (анализ стихотворения) Автор работы: Зверева Т.Г., учитель русского языка и литературы ГОУ гимназия 148 имени Сервантеса.
3 декабря – ДЕНЬ НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА Памятники неизвестным солдатам.
Вячеслав Леонидович Кондратьев «Сашка». В. Кондратьев: «Моя война – это стойкость и мужество солдат и офицеров, это страшный пехотный бой, это мокрые.
Вячеслав Леонидович Кондратьев Родился в Полтаве в семье инженера- путейца. В 1922 семья переехала в Москву. С первого курса Московского архитектурного.
Выполнил 7 «А» класс. Ржевская битва гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. На Ржевском.
Я убит подо Ржевом, - В безыменном болоте, В пятой роте, на левом, При жестоком налёте… …Фронт горел, не стихая, Как на теле рубец. Я убит и не знаю,
«ПАМЯТЬ» Экскурсия по картинной галерее МОУ «СОШ 12»
Карюк Алёна 1 «Б» класс МОУ «Гимназия 9», г.Усолье-Сибирское.
А. Т. Твардовский стихотворение « Я убит подо Ржевом »
В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка» Сашка. Вячеслав Леонидович Кондратьев ( )
Александр Трифонович Твардовский 8 июня 1910, хутор Загорье (ныне Починковского района) Смоленской губернии - 18 декабря 1971, похоронен в Москве.
презентация по теме "Призвал нас к бою воинский закон"
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 212 Фрунзенского района Санкт - Петербурга Проект «Связь времен.
Славься, мой Сталинград Есть на Волге утес, Он бронею оброс, Что из нашей отваги куется. В мире нет никого, Кто не знал бы его. Он у нас Сталинградомзовется.
Город - герой Волгоград. Царицын В 1589 г на нижней Волге основывается сторожевая крепость. Город посещали: Степан Разин, Емельян Пугачёв, Пётр 1, Александр.
FedotoVA Мой предок – участник войны Выполнила: учащаяся ГБОУ СО СОШ 3 г.о.Сызрани Самарской области 4 «А» класса Новоженина Анастасия Куратор: учитель.
Более 65 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но её отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней унесла эта война, нет ни одной.
Строка, оборванная пулей Судьба и творчество поэтов, погибших в годы Великой Отечественной войны Проект подготовлен учащимися 6а класса МОУ-СОШ 1.
Монументальная скульптура и образ истории народа Презентация к уроку 7 класса Автор: учитель ИЗО МОУ СОШ 216 «Дидакт»Терехова И.А г.
Транксрипт:

Автор: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МОУ Новомансуркинской СОШ Похвистневского района Самарской области Фаткуллина Рузалия Музагитовна

Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. Навечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе, – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство.. А.Т.Твардовский

Стихотворение написано на реальной основе. Его герой Владимир Петрович Бросалов. Матери Бросалова прислали похоронку, в которой говорилось, что её сын погиб. Однако, позднее выяснилось, что Бросалов жив и находится в госпитале имени Н. Н. Бурденко. Этот госпиталь посещал Александр Твардовский. Случилось так, что мать Бросалова показала Твардовскому извещение о смерти сына и рассказала историю, приключившуюся с ними. Прочитав похоронку, Твардовский сказал, что обязательно напишет стихи о боях за Ржев

Извещение Ваш сын, красноармеец Бросалов Владимир Петрович, в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был убит 25 сентября 1942 года. Похоронен на восточной окраине дер. Бершево Зубцовского района Калининской области

Ржев - важнейший железнодорожный узел, открывавший путь к Москве; за город шли ожесточенные бои. Полку, в котором служил Бросалов, было приказано любой ценой взять высоту. Приказ был выполнен ценой огромных потерь - от полка осталось полтора десятка бойцов. Не сумев выбить наших солдат с ходу, фашисты бросили на подмогу "юнкерсы". Перед очередным заходом пикировщиков Бросалов приметил бревенчатый накат с толстым слоем земли и бросился туда. Но в это мгновение внезапный разрыв оборвал сознание..

Боец был завален глиной, погребен заживо, но подошло подкрепление, а на него отправлена похоронка… Бросалова нашли на вторые сутки: кто-то увидел торчащий из земли кусок сапога. - Да он шевелится! - закричал солдат. Его откопали, Бросалов наотрез отказался от госпиталя, только отлежался в своем взводе несколько дней. Потом он был тяжело ранен. Солдата из фронтового госпиталя переправили в Москву, а мать получила похоронку о его гибели подо Ржевом. Случилось так, что мать и сын оказались в одном городе. Врачи разыскали мать. Счастливая, она с похоронкой в руках пришла в госпиталь и после свидания с сыном случайно встретилась с Александром Трифоновичем

Ржевская битва гг. –Ржевская битва гг. - самая кровопролитная битва за всю историю человечества. И самая замалчиваемая историками. –На Ржевском плацдарме стояли 2/3 дивизий армии "Центр" для наступления на Москву. Потери советских войск в боях под Ржевом составили более 2 миллионов человек, вдвое превысив потери в Сталинградской битве. В лесах подо Ржевом погибла 29-я армия. Сам город был превращен в лунный пейзаж. От населения города осталось всего 248 человек. После ожесточенной 15-месячной битвы Ржев так и не был взят - немцы сами отошли на заранее подготовленные позиции.

Я убит подо Ржевом Я убит подо Ржевом, В безымянном болоте, В пятой роте, На левом, При жестоком налете. Я не слышал разрыва И не видел той вспышки, Точно в пропасть с обрыва И ни дна, ни покрышки

Повествование в стихотворении «Я убит подо Ржевом» ведётся от имени погибшего воина. Эту особенную форму автор счёл "наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле»" (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе. С. 208). Герой произведения близок автору своей остротой восприятия событий, преданностью Родине, верой в победу.

Я где корни слепые Ищут корма во тьме; Я где с облаком пыли Ходит рожь на холме. Я где крик петушиный На заре по росе; Я где ваши машины Воздух рвут на шоссе. Где травинку к травинке Речка травы прядет, Там, куда на поминки Даже мать не придет.

Анафора усиливает эмоциональность строфы. Выразительны строки "...с облачком пыли // Ходит рожь на холме..." Здесь и богатство звучания, и оригинальность метафоры – "ходит рожь". Необычна рифмовка первой и третьей строк: слепые – пыли. Хотя рифмуются слова с нетождественными звуками, но они близки по звучанию: слепые – пыли. Герой стихотворения с горечью поведал, что прах убитых разбросан по полям, дорогам, местам проживания людей: Я – где крик петушиный На заре по росе; Я – где ваши машины Воздух рвут на шоссе...

Удачно сравнение "Фронт горел... как на теле рубец". Оно-то говорит, что герою стихотворения знакома всегда напоминающая о себе боль от неокрепшего ещё рубца. По всей вероятности, он был ранен и вновь вернулся в строй. Считанные слова дают представление о тяжёлых боях под Ржевом: "Фронт горел, не стихая...".

Я убит и не знаю Наш ли Ржев наконец? Удержались ли наши Там, на Среднем Дону? Наши войска оставили Ржев 14 октября 1941 года, и лишь 3 марта 1943 года город был освобождён. Воин погиб летом 1942 года.

Ушедший из жизни боец хорошо понимает значение исхода сражения на Дону. Он находит весомые слова, чтобы выразить свою мысль: "месяц был страшен"; "было всё на кону".

Невыносимо даже предположение, что к Волге вырвался враг. Поверить в это мучительно трудно: Нет, неправда. Задачи Той не выиграл враг! Нет же, нет! А иначе Даже мёртвому – как? Неужели до осени Был за н и м уже Дон И хотя бы колесами К Волге вырвался о н?

Волнение передано незавершёнными предложениями и трижды повторенным словом нет. И оно звучит как заклинание, как мольба к находящимся в строю бойцам стоять до последнего: Вы должны были, братья, Устоять, как стена...

Я вам жить завещаю Что я больше могу? Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить. Горевать горделиво, Не клонясь головой. Ликовать не хвастливо В час победы самой. И беречь ее свято, Братья, счастье свое, В память воина-брата, Что погиб за нее.

Беречь Родину – лучшая память о павших в боях:...Беречь её свято, Братья, счастье своё – В память воина- брата, Что погиб за неё.