Экологическая культура- важный фактор становления личности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагогическая концепция учителя МОУ «Войсковицкая СОШ1» Филатовой Ирины Викторовны Исследовательская деятельность как форма экологического образования.
Advertisements

Экологическое образование и воспитание в школе. Подготовила Иванова И.К. учитель биологии и экологии МОУ СОШ п. Пятидорожное.
Экологическое воспитание учащихся Творческая группа учителей Харцызского учебно- воспитательного комплекса «ИНТЕГРАЛ» 5.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭКОКРЕАТИВ» Автор-составитель: Клюкина Светлана Анатольевна учитель технологии первой квалификационной категории.
Презентация авторской программы по экологическому воспитанию учителя начальных классов высшей квалификационной категории Суродеевой Натальи Алексеевны.
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Военно-патриотическое воспитание студентов в Нефтекумском региональном политехническом колледже.
Презентация по теме: презентация этика в профессиональной культуре педагога
Чтобы получить самый высокий балл – 5 - «блестяще», необходимо выполнить все 6 заданий Для отметки «отлично» - 1, 2, 3, 4, 6 Для отметки «хорошо» - 1,
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Экологическое проектирование в условиях современного образовательного учебного заведения. «Не так важно, чему учат в школе, а важно как учат... Функции.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кузьминская основная общеобразовательная школа» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение.
Презентация опыта работы воспитателя Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад 2 г. Дмитриева» Дмитриевского района.
Закон РФ «Об образовании» (ст. 51.) «Образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся».
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Экспериментально- исследовательская деятельность в учебном процессе.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Экологическое воспитание в практике начальной школы.
Транксрипт:

Экологическая культура- важный фактор становления личности

В. А. Сухомлинский : "Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе... - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни".

В.И. Вернадский Одним из первых подошёл к проблеме экокультуры. Этот знаменитый мыслитель и исследователь впервые серьёзнейшим образом проработал термин биосфера*, занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира.

Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе

Сущность понятия "экологическая культура" раскрывается в определениях И.Д. Зверева, А.И. Захлебного, С.Н. Николаевой, Л.П. Печко, Т.В. Потаповой, Л.П. Симановой, Н.А. Рыжовой, В.А. Ясвина и др.

Экологическая культура включает знания в областях валеологии, как науки об индивидуальном здоровье человека, технологий формирования социальной и индивидуальной экологической культуры, экологического сознания, субъективного и субъектного отношения к природе, научно– медицинских основ экологической культуры человека и социально- медицинских вопросов здоровья

Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: интерес к природе и проблемам ее охраны; знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития; нравственные и эстетические чувства по отношению к природе; экологически грамотная деятельность в природной среде; мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении

Структура экологической культуры личности Экологические убеждения, ценности, ответственность, нравственное отношение к природному миру, любовь к природе (экологическая сознательность) Экологические знания, представления, умения, навыки (экологическая образованность) Экологические поступки, поведение участие в экологических мероприятиях (экологическая деятельность)

Условия оптимального развития экологической культуры – педагогическая диагностика уровня развития экологической культуры детей; – целенаправленное общение школьников с природой; – организация разнообразной экологической деятельности учащихся; – междисциплинарность процесса развития экологической культуры учащихся; – систематичность и непрерывность процесса развития экологической культуры; – единство интеллектуального и эмоционального восприятия природы; – показ двух сторон единого процесса взаимодействия человека и природы; – использование искусства в процессе развития экологической культуры; – организация мышления учащихся в процессе экологического образования; – создание ситуации успеха учащихся в экологической деятельности; – взаимодействие педагогов и родителей в процессе развития экологической культуры.

Экологическое воспитание-это процесс целенаправленного воздействия на личность, в ходе которого формируется знание научных основ природопользования, вырабатываются определенная экологическая культура, необходимые убеждения и навыки поведения в природной среде, ответственное отношение к ней.

Основные принципы экологического образования: комплексность и междисциплинарный подход; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; сочетание обучения с выходом в сферу практики; взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов; учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.

ЗАДАЧИ экологического образования: Формирование эмоционально-положительного отношения к природе. Усвоение учащимися знаний по экологии природных систем. Формирование навыков исследовательской и практической деятельности в природе. Формирование представлений о культурных традициях и народных промыслах, связанных с природой. Освоение приемов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к природным объектам.

Экологическое сознание - это совокупность представлений (индивидуальных, групповых) о взаимосвязях в системе "человек-природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней". Экологическое сознание - обязательный элемент экологической культуры.

Основные этапы работы: 1. Диагностический. 2. Прогностический. 3. Организационный. 4. Практический. 5. Обобщающий. 6. Рефлексивный.

Экологическая этика- это нравственные нормативы, которые регулируют отношение человека к природной среде. В этом понимании экологические проблемы выступают в большей мере как проблемы нравственные.

Направления деятельности по экологическому воспитанию: Просветительская работа с обучающимися Природо - охранительная деятельность обучающихся Научно - исследовательская работа обучающихся и педагогов

Формы работы по экологическому воспитанию: · Практическое участие детей в краеведческих экспедициях, туристических походах, экскурсиях и т.д. · Работа экологических клубов, научно- исследовательского общества, др. · Экологические акции по охране природы родного края. · Общественно - полезный труд экологической направленности. · Разнообразные виды коллективно - творческой деятельности экологического характера.

Показатели высокой экологической культуры наличие экологических интересов, фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами, сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе, выполнение научных исследований по экологической тематике, актуализация экологической значимости учебно- исследовательской работы, понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа- человек-общество, практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений, постоянная потребность в общении с природой.

Литература: Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г. Косыгин Ю.А. Человек. Земля. Вселенная.; М., 1995 г. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек; М., 2000 г. Глазачев С.Н., Е.А. Когай Е.А. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии. Учебное пособие для учащихся лицеев, гимназий, колледжей, студентов педагогических училищ, институтов, и университетов. – М.: Горизонт,1999. Кашлев С.С., Глазачев С.Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособия для учителя. – М.: Горизонт, Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. Федеральный учебник для старших классов общеобразовательной школы. – М.: «МДС», Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. – М.: Наука, Тупикина Н.Ф., Орлова Н.С. Личностно-ориентированные технологии в системе экологического образования преподавателей географии // География и экология в школе ХХI века. – Анисимов О.С. Педагогические проблемы формирования онтологического мышления в экологическом образовании // Вестник Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Серия "Экопедагогика". – Глазачев С.Н., Кашлев С.С., Марченко А.А. Экологическая культура учителя: методическая система, педагогические технологии, диагностика. – М., 2004.