ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ- СИРОТ
АКТУАЛЬНОСТЬ Сложность и неоднозначность развития детей и подростков, воспитывающихся в социальных учреждениях, требуют особого отношения, специфических взаимоотношений с ними. Понимая, какие проблемы сегодня стоят перед подрастающим поколением в целом, мы должны найти те способы, которые помогли бы молодому человеку найти свое место в этой жизни, сформироваться как личность, здоровая в своем физическом, психическом и духовном развитии, как гражданин своей страны. Сложность и неоднозначность развития детей и подростков, воспитывающихся в социальных учреждениях, требуют особого отношения, специфических взаимоотношений с ними. Понимая, какие проблемы сегодня стоят перед подрастающим поколением в целом, мы должны найти те способы, которые помогли бы молодому человеку найти свое место в этой жизни, сформироваться как личность, здоровая в своем физическом, психическом и духовном развитии, как гражданин своей страны.
ЦЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: на основе теоретического изучения литературы уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования; на основе теоретического изучения литературы уточнить понятийно-терминологический аппарат исследования; дать психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в школе-интернате; дать психолого-педагогическую характеристику детей, воспитывающихся в школе-интернате; раскрыть некоторые формы работы по формированию социально психологической компетенции у воспитанников школы-интерната. раскрыть некоторые формы работы по формированию социально психологической компетенции у воспитанников школы-интерната. разработка программы «Все вместе» на выявление, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, установление коммуникативных межличностных отношений детей в группе, гармонизация образа «Я» ребенка; разработка программы «Все вместе» на выявление, реконструкцию полноценных контактов ребенка со сверстниками, установление коммуникативных межличностных отношений детей в группе, гармонизация образа «Я» ребенка; формирование и развитие навыков научно- исследовательской творческой работы; формирование и развитие навыков научно- исследовательской творческой работы; интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения образовательного процесса в школе интернате. интеграция ЗУН, приобретаемых в результате изучения образовательного процесса в школе интернате.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ПОИСКОВЫЙ
Посещение библиотеки Работа в сети Интернет Консультация у специалиста
КОМПЕТЕНТНОСТЬ определяется как личные возможности человека, его знания и опыт, позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков определяется как личные возможности человека, его знания и опыт, позволяющие ему принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков
КОМПЕТЕНТНОСТЬ обладание обширными знаниями, позволяющими авторитетно судить о чем-либо, формулировать и высказывать собственное мнение обладание обширными знаниями, позволяющими авторитетно судить о чем-либо, формулировать и высказывать собственное мнение
БЫТЬ КОМПЕТЕНТНЫМ это значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах это значит, уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТИ понимается через умения человека, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизировано до навыков), основанных на теоретических знаниях и нацеленных на решение определенных жизненных задач понимается через умения человека, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разворачивающихся действий (часть которых может быть автоматизировано до навыков), основанных на теоретических знаниях и нацеленных на решение определенных жизненных задач
УМЕНИЯ уметь извлекать пользу из опыта; уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь решать проблемы; уметь решать проблемы; получать информацию; получать информацию; уметь противостоять неуверенности и сложности; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение; занимать позицию в дискуссиях и формулировать свое мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, окружающей средой; уметь сотрудничать и работать в группе; уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь договариваться; нести ответственность; нести ответственность; входить в коллектив и вносить свой вклад; входить в коллектив и вносить свой вклад; уметь организовать свою работу; уметь организовать свою работу; показывать стойкость перед трудностями; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения уметь находить новые решения
ВИДЫ И ПАРАМЕТРЫ КОМПЕТЕНЦИИ: личностная компетентность: здоровьесбережение здоровьесбережение духовно-нравственная духовно-нравственная гражданская гражданская саморазвитие саморазвитие креативная; креативная; социально-коммуникативная компетентность: коммуникативная коммуникативная перцептивная перцептивная этическая этическая этнокультурная этнокультурная конфликтная; конфликтная; технологическая компетентность: теоретико-методологическая теоретико-методологическая социально-педагогическая социально-педагогическая специальная специальная психологическая психологическая правовая правовая управленческая управленческая информационная информационная
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (Т.Н. Антонова, Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.); осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (Т.Н. Антонова, Г.Г. Зубова, Е.П. Арнаутова, Н.А. Разгонова и др.); восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова); восприятия детьми мира предметов (О.В. Артамонова); формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова) формирования у ребенка «картины мира» (Л.Ф. Купецкова)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ (КОММУНИКАТИВНАЯ) КОМПЕТЕНТНОСТЬ способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов). способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (А.А. Крылов). рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные.
ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка; психологические трудности, обусловленные чаще всего неправильным воспитанием ребенка; несформированность отношения к другим людям и к самому себе; несформированность отношения к другим людям и к самому себе; не умение строить взаимоотношения с воспитанниками, друзьями, одноклассниками, другими сверстниками и взрослыми на основе диалога и сотрудничества; не умение строить взаимоотношения с воспитанниками, друзьями, одноклассниками, другими сверстниками и взрослыми на основе диалога и сотрудничества; самоотношение, самопонимание; самоотношение, самопонимание; отсутствие адекватных средств и способов общения; отсутствие адекватных средств и способов общения; внутреннее одиночество, не выраженность, непонятность другими; внутреннее одиночество, не выраженность, непонятность другими; обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности; обида на судьбу, конкретных людей за собственные трудности; неорганизованность; неорганизованность; зависимость от других, низкая сила своего «Я»; зависимость от других, низкая сила своего «Я»; трудный характер, наличие «неудобных» черт характера, обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.; трудный характер, наличие «неудобных» черт характера, обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.; отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника» отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»
ВТОРОЙ ЭТАП ДЕЙСТВЕННО- ПРАКТИЧЕСКИЙ
Количественный показатель детей, имеющих трудности в общении
ФОРМЫ РАБОТЫ
Беседа «Почему тебя так зовут»
Игра «Иголка и нитка»
Игра «Я не знаю»
Игра «Ассоциация»
Игра «Семейный портрет»
Этюд «Встреча с другом»
Количественный показатель детей, имеющих трудности в общении 80% 20% Общее колличество детей Дети имеющие трудности в общении
ТРЕТИЙ ЭТАП ПРОДУКТИВНЫЙ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Формирование социально психологической компетенции у детей сирот» на конференции по теме «Ребенок в социальной среде» подготовленной студентами отделения социальная педагогика Вольского педагогического колледжа им. Ф.И. Панферова. «Формирование социально психологической компетенции у детей сирот» на конференции по теме «Ребенок в социальной среде» подготовленной студентами отделения социальная педагогика Вольского педагогического колледжа им. Ф.И. Панферова.
Защита проекта «Формирование социально- психологической компетенции у детей сирот»