Портрет в литературном произведении. Автор: Хушанова Рушания, ученица 9 класса МОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТ Руководитель:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала»
Advertisements

Л. Н. Толстой Рассказ «После бала». Исполнитель проекта: Власов Евгений 10 а класс. Тугулым 2007 г.
1 Цель : - помочь выявить особенности рассказа и писательский замысел - развивать навык анализа текста 2.
Урок литературы 8 класс. Тема: Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею произведения. Обличительная сила рассказа. (По рассказу Л.Н.Толстого «После.
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Какие события описаны в рассказе? бал у губернаторского предводителя Сцена наказания.
Выявить художественные особенности рассказа «После бала», авторский замысел; Развивать навыки анализа текста; Определить социально-нравственные проблемы.
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа.
Л.Н.Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала. Выполнил :ученик 8 класса Сартаков Дмитрий.
Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа.
Цель урока: формирование целостного видения мира искусства, закономерностей его создания через метапредметный подход и междисциплинарные связи, развитие.
Задание: Восстановить по памяти текст из рассказа Л.Н.Толстого «После бала», вставив вместо точек пропущенные прилагательные: «Она была в … платье с …
1 Бал, зала, буфет у предводителя описание улицы 2 музыкантысолдаты 3 Варенькамузыка 4 полковник 5 Иван Васильевич.
Цель урока: через метапредметный подход и междисциплинарные связи формировать целостное видение мира искусства, закономерностей его создания, формировать.
« И я невольно соединяю его и её в одном нежном (трогательном, умиленном, растроганном, ласковом) чувстве».
Урок словесности в 8 классе. Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого «После бала» Слово – знак состояния души.
Л.Н. Толстой «После бала» «Утро, изменившее жизнь». «Утро, изменившее жизнь».
Тесты по произведению Л.Н. Толстого «После бала» Пухальская Л.В., учитель русского языка и литературы МОБУ «СОШ 73» г. Оренбурга.
« После бала » Л.Н.Толстой Прототипом главного героя рассказа « После бала » был брат Л. Н. Толстого Сергей Николаевич. Лишь через 50 лет Лев Николаевич.
Лев Николаевич Толстой Рассказ «После бала». Цели урока: изучить жизненные источники рассказа «После бала»; особенности композиции рассказа; провести.
Л.Н. Толстой Рассказ « После бала». «Вся моя жизнь переменилась от одной ночи или, скорее, утра…»
Транксрипт:

Портрет в литературном произведении. Автор: Хушанова Рушания, ученица 9 класса МОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТ Руководитель: Симашева А.В., учитель русского языка и литературы МОУ Мокрокурналинская сош Алексеевского муниципального района РТ

Ф ИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО И ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ К НЕМУ : «Х УДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ В ЭТОМ ПЛАНЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ И КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН, ОБЛАДАЮЩИЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, ОБРАЗНОСТЬЮ И ФИКЦИОНАЛЬНОСТЬЮ ; И КАК ФОРМА ОБРАЩЕНИЯ К МИРУ, Т. Е. КАК КОММУНИКАТИВНАЯ ЕДИНИЦА, В КОТОРОЙ, В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ, МОДЕЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СИТУАЦИЯ ; И КАК ЧАСТНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ ».

А КТУАЛЬНОСТЬ ДАННОГО АНАЛИЗА ОБУСЛОВЛЕНА ТЕМ, ЧТО НАШЕ ВНИМАНИЕ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ОБРАЩЕНО НА ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ СТОРОНУ ЯЗЫКА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ. О БЪЕКТОМ НАШЕЙ РАБОТЫ СТАЛ АНАЛИЗ ПОРТРЕТА В РАССКАЗЕ Л.Н. Т ОЛСТОГО «П ОСЛЕ БАЛА ».

Целью работы стал анализ портретов как средства создания образов героев литературного произведения. Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи: - определить теоретические понятия, которые должны стать базой филологического анализа поставленной проблемы; - собрать фактический материал, отражающий употребление портретных характеристик в рассказе «После бала»; -проанализировать каждую выделенную портретную характеристику персонажей рассказа «После бала».

Практическая значимость работы определяется тем, что ее результаты могут быть использованы при теоретической разработке элективных курсов, уроков литературы в 8 классе, для работы школьных кружков.

Портрет – это изображение внешнего облика человека, то есть его физических признаков, манеры поведения, одежды, мимики, с целью раскрытия характера, психологического состояния героя, с целью создания его образа.

Являясь прямым средством изображения внешности человека, портрет при этом косвенно выражает разнообразную информацию о герое произведения: о его национальности, происхождении, социальном положении, чертах характера, психологическом состоянии.

На наш взгляд, Л.Н. Толстой – мастер создания портретов, его портреты имеют свои особенности и закономерности в построении.

Проанализируем словесное построение портретов персонажей рассказа «После бала»: Вареньки и ее отца, полковника Петра Владиславовича. Прежде всего, следует сказать, что этих героев мы видим глазами рассказчика Ивана Васильевича, который описывает один случай из своей жизни: блестящий бал у губернского предводителя и сцена жестокого избиения человека после бала.

Н А БАЛУ

Мы видим девушку, в которую влюблен рассказчик, Вареньку: 1) «…в молодости, восемнадцати лет, была прелестна: высокая, стройная, грациозная и величественная, именно величественная. Держалась она всегда прямо – как будто не могла иначе, - откинув немного назад голову, и это давало ей, с ее красотой и высоким ростом, несмотря на ее худобу, даже костлявость, какой- то царственный вид….»; 2) «Она была в белом платье с розовым поясом в белых лайковых перчатках немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках»; 3) «…ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза»; 4) «…пожимала худыми плечами…».

Рассказчик любуется и ее отцом: 1) «…был красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas I подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по- военному грудью, сильными плечами и длинными стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки»; 2) «…вынул шпагу из портупеи, ….натянул замшевую перчатку на правую руку…»;

3) «…он бойко топнул одной ногой, выкинул другую, и высокая, грузная фигура его... задвигалась вокруг залы»; 4) «…его сапоги, обтянутые штрипками, - хорошие опойковые сапоги, но не модные, с острыми, а старинные, с четвероугольными носками и без каблуков…»; 5) «…с его домашними сапогами…».

П ОСЛЕ БАЛА

Проанализируем эпизод после бала, сцену жестокого наказания человека. Иван Васильевич видит «что- то страшное», «оголенного по пояс человека», на которого сыпались с обеих сторон удары, рядом он видит знакомую фигуру отца Вареньки, полковника: 1) «…шел твердой, подрагивающей походкой…»; 2) «…он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу…солдата…»; 3) «…шел подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щеки, и медленно выпуская его через оттопыренную губу».

Но одна деталь в описании Петра Владиславовича присутствует в обоих эпизодах: замшевая перчатка. На балу он танцует с дочерью, надев замшевую перчатку, после бала он рукой в той же замшевой перчатке бил солдата. Эту вещь в портрете героя можно назвать символической: замшевая перчатка – это сам полковник, двуличный, двоедушный человек, на балу он – в маске доброты и благородства, после бала – без маски, подлец, исполняющий свои служебные обязанности.

Таким образом, проанализировав портреты персонажей рассказа Л.Н. Толстого «После бала», можно сделать следующие выводы: 1) словесные портреты помогают создать определенный образ героя литературного произведения; 2) словесные портреты помогают раскрыть характеры персонажей; 3) портрет способен выражать изменения в характере персонажа; 4) портрет может выражать авторское мнение; 5) портрет может иметь символические детали.