Эссе как жанр литературного произведения Вечная новизна - вот в чём мера достоинства любого произведения искусства. Р.У. Эмерсон, американский писатель.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эссе как литературный жанр Essay (фр.) – попытка, проба Exagium (лат.) – взвешивание Прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции,
Advertisements

СОЧИНЕНИЕ - ЭССЕ. Эссе - прозаическое произведение Фр. Essai – попытка, проба Лат. Exagio – взвешиваю Небольшой объём Свободная композиция Индивидуальные.
ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ В ЖАНРЕ- ЭССЕ. Главное – заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в.
Филиппова Наталья Владимировна Учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ«Вырицкая средняя общеобразовательная школа 1», ул.Ефимова, 14.
Как писать эссе? Методический кабинет АМОУСОШ 16 Рекомендации для учащихся.
Как подготовить эссе Машуков Александр Васильевич, помощник ректора.
Тема урока «Сочинение в жанре эссе» Автор: Воронина Татьяна Дмитриевна, учительница МБОУ «Лащ-Таябинская СОШ им.В.В.Андреева Яльчикского района Чувашской.
Эссе: понятие о жанре 1.История жанра. Новое о жанре 2. Самостоятельный поиск 3. Путеводитель по жанру 4. Анализ текста 5. Опыт создания эссе.
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание.
Р ЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ФОРМЕ ЭССЕ.
эссе Эссе – небольшое сочинение свободной композиции на частную тему, передающее индивидуальные впечатления и соображения.
Написание эссе Эссе –прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные.
Эссе как жанр школьного сочинения Выполнила: ученица 7 «А» класса Шперлинг Е.А Руководитель: Манурова А.А.
Элективный курс « Эссе как вид творческой работы» 11 часов Учитель русского языка и литературы Булович Клавдия Ивановна.
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Сочинение- эссе по притче. Что такое эссе? Эссе – (от латинского слова – взвешивание, английского и французского – очерк, статья) – прозаическое сочинение.
Для чего необходимо участвовать в конкурсе «Педагог ДОУ»:
МОУ ЧСОШ им.А.А. Яковлева1 Занятие первое Осмысление жанра эссе Руководитель курса учитель русского языка и литературы высшей категории Меньшикова Е.В.
Творческий потенциал личности – это единство ума, воли и эмоциональной сферы.
Цели: расширение знаний обучающихся о жанре эссе; расширение знаний обучающихся о жанре эссе; развитие навыка написания творческого эссе, опираясь на.
Транксрипт:

Эссе как жанр литературного произведения Вечная новизна - вот в чём мера достоинства любого произведения искусства. Р.У. Эмерсон, американский писатель 19 века

Цель: Цель: знакомство с эссе как жанром литературного произведения; знакомство с эссе как жанром литературного произведения; узнавание эссе; видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров; узнавание эссе; видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров; анализ образцов. анализ образцов.

План урока Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» Василий Гроссман «Сикстинская мадонна» Василий Гроссман «Сикстинская мадонна» Знакомство с жанром эссе. Знакомство с жанром эссе. Практическая работа. Тестирование. Практическая работа. Тестирование. Л.Петрушевская «Страна» Л.Петрушевская «Страна» И.Полянская «Мама» И.Полянская «Мама» Итог урока Итог урока

Рафаэль Санти ( )

Донна Велата Мадонна Конестабиле

Мадонна в зелени Мадонна Альба

Мадонна со щеглом Прекрасная садовница

Рафаэль «Сикстинская мадонна» Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Что представляется мне, когда я слышу слово Мадонна?

-С этим словом у меня ассоциируется певица Мадонна. По телевидению часто произносят это имя, показывают клипы с её участием, поэтому это первое, что всплыло в моей памяти. - Когда я слышу это имя, мне представляется высокая красивая девушка. - Со словом мадонна у меня ассоциируются звёзды российской эстрады. - Когда я слышу это слово, мне представляется картина « Сикстинская мадонна»

Василий Гроссман ( ) Настоящее имя - Гроссман Иосиф Соломонович. Прозаик, драматург. Настоящее имя - Гроссман Иосиф Соломонович. Прозаик, драматург. Автор произведений: Автор произведений: «Степан Кольчугин» «Степан Кольчугин» «Народ бессмертен» «Народ бессмертен» «Жизнь и судьба» «Жизнь и судьба»

Ассоциации, возникшие у В.Гроссмана - бессмертие; - история личная и история картины; - толпа у картины со времени её появления; - тайна материнской любви; - семь цветов спектра плюс восьмой, неизвестный глазу; - Сикстинская капелла и Треблинская газовня; - коллективизация; год; - Гитлер; - Сталин; - Человеческое в человеке… Не дать ему погибнуть!

План произведения «Сикстинская мадонна» 1.Встреча с бессмертием. а) желание видеть картины великих мастеров; б) тайна материнской любви; особенности картины Рафаэля. 2. Сикстинская мадонна в годы суровых испытаний: а)Треблинка; б) «Волчье время, время фашизма»; в) Сикстинская мадонна – «современница поры всеобщей коллективизации»; г) Сикстинская мадонна в 1937 году; д) «Чудная сила этой картины»; е) «Нет ничего выше человеческого в человеке».

Какие особенности этого произведения вы могли бы отметить? Небольшой объём Небольшой объём Конкретная тема и неожиданное её раскрытие Конкретная тема и неожиданное её раскрытие Близость к письму Близость к письму Разговорные интонации Разговорные интонации Свободная композиция Свободная композиция

Эссе(франц. – essau – попытка, проба, очерк, exigo - взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую трактовку предмета. Эссе(франц. – essau – попытка, проба, очерк, exigo - взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объёма и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определённую трактовку предмета.

Эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо… Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью, установкой на разговорную интонацию

Главная цель эссе: «… Главное - заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». «… Главное - заставить читателя думать, разбудить в нём удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении». О.Ванштейн О.Ванштейн

История создания жанра Родоначачальник эссе – французский философ Мишель Монтень ( ) «Опыты» (1580) Родоначачальник эссе – французский философ Мишель Монтень ( ) «Опыты» (1580)

Прочитать названия эссе и проследить общее в названиях «О совести», «Об именах»,«О книгах» (Мишель Монтень) «О собеседнике», «О природе слова» (Осип Мандельштам) «Как читать книгу» (Иосиф Бродский) «Пушкин, или Правда и правдоподобие» (Владимир Набоков)

Какие темы могут быть взяты для эссе? Философские Исторические Религиозные Критические Литературоведческие Автобиографические Искусство Спорт и другие

Литературные формы: Моральная проповедь Статья Дневник Рассказ Исповедь Речь Очерк Письмо Слово и другие

Прочитайте названия некоторых работ и определите, какие литературные формы используют авторы «Политическая исповедь молодого человека», «О глупости» (Доклад, 1937г.) (Роберт Музиль) «Политическая исповедь молодого человека», «О глупости» (Доклад, 1937г.) (Роберт Музиль) «Заметки о поэзии»(Осип Мандельштам) «Заметки о поэзии»(Осип Мандельштам) «Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский) «Похвала скуке», «Письмо президенту» (Иосиф Бродский) «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер) «Слово о Пушкине» (Фазиль Искандер)

Итак, для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. Итак, для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. Для этого он находит многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциативные уподобления. Для этого он находит многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциативные уподобления. Художественные средства: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения Художественные средства: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения

Подведём итог: Выявили специфику эссе как жанра; Выявили специфику эссе как жанра; Указали разновидности эссе; Указали разновидности эссе; Обратили внимание на средства художественной выразительности, используемые авторами; Обратили внимание на средства художественной выразительности, используемые авторами; Но какой же признак считать ведущим? Но какой же признак считать ведущим?

Австрийский писатель 20 века Роберт Музиль писал, что существует та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдёт только ей присущий «облик-выражение» и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, повороты, интересные сцепления. существует та «решающая мысль», для которой каждый эссеист найдёт только ей присущий «облик-выражение» и которая предполагает (как обязательное условие) непредсказуемые выводы, повороты, интересные сцепления. Эссе – это непременно диалог, полемика, и, прежде всего – с самим собой. Эссе – это непременно диалог, полемика, и, прежде всего – с самим собой.

Какие ассоциации вызывает слово страна? Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности. Это что-то величественное, огромное. Это место, где проживают люди определённой национальности. Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину. Ну, конечно же, Россия! Наша мощная держава. Думаю, каждый гражданин под этим словом подразумевает свою Родину. Территория, занимающая много места. Территория, занимающая много места. Когда я слышу это слово, то мне на ум приходит Япония с её многочисленными изобретениями в области вычислительной техники. Когда я слышу это слово, то мне на ум приходит Япония с её многочисленными изобретениями в области вычислительной техники. Когда я слышу слово страна, то вспоминаю футбольный матч между Россией и Англией. Наши проигрывали, но смогли вырвать победу и попали на чемпионат Европы Я горжусь своей страной. Когда я слышу слово страна, то вспоминаю футбольный матч между Россией и Англией. Наши проигрывали, но смогли вырвать победу и попали на чемпионат Европы Я горжусь своей страной.

Людмила Петрушевская Людмила Стефановна Петрушевская родилась в 1938 году. Прозаик, драматург. Её проза представляет собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксении», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика» и другие. Пишет сказки как для взрослых, так и для детей. В настоящее время живёт и работает в Москве

Людмила Петрушевская «Страна»

Мама… Мама… Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь. Любимый человек, который всегда поймёт и поддержит. Учит нас жизни, наставляет на верный путь. Человек, который дарит жизнь новым людям. Человек, который дарит жизнь новым людям. Это самое главное слово на Земле. Это самое главное слово на Земле. Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая. Родная, близкая, милая, нежная, единственная, любимая. Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо. Наш защитник, который всегда готов подставить своё плечо. Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее. Женщина, которая растит, воспитывает своих детей, помогает им устроить своё будущее.

Ирина Полянская «Мама»

От великого до смешного - Один шаг. От великого до низкого – Одна ступень. От счастья до бедствия – Один скачок. От человека до скота – один грех. От зла до добра – Одно желание. От времени до вечности – одна жизнь.