Презентация урока по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация и проведение государственной (итоговой) аттестации по русскому языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений, участвующих в эксперименте.
Advertisements

Литература и мы, читатели Вводный урок в 10 классе Учитель Тетерина Л. Н.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
Комплексный анализ текста (Подготовка к ЕГЭ). Анатолий Алексин (настоящая фамилия Гоберман) Родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье активного участника.
Комплексный анализ текста. Текстоведческий анализ 1.Определите тему текста, озаглавьте его. 2.Выразите основную мысль в виде тезисов. 3.Установите, к.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку 2012 год.
Прекрасно там, где пребывает милосердие… И если оно однажды проникло к нам в душу, то оно подобно яркой и несмываемой краске, которая сходит только вместе.
1. Проблема нравственных ценностей и их выбора в воспитании подрастающего поколения. 2. Проблема выбора книги для чтения и роли книги в становлении личности.
Как Вы понимаете значение слова ( понятие ). Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение - рассуждение на тему : «( Что.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ Разработана учителем русского языка и литературы МОУ -СОШ 1 г. Маркса Саратовской области Тычковой.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Транксрипт:

Презентация урока по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9 классов

Тема урока: Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе

Цели урока: 1. Извлекать информацию при чтении или/и аудировании; адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения; 1. Извлекать информацию при чтении или/и аудировании; адекватно понимать и интерпретировать текст, аргументируя собственную точку зрения; 2. Определять тему, основную мысль исходного прослушанного и прочитанного текста, его принадлежность к определенному стилю и функционально- смысловому типу речи; 2. Определять тему, основную мысль исходного прослушанного и прочитанного текста, его принадлежность к определенному стилю и функционально- смысловому типу речи; 3. Создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст подробно, сохранив по возможности композицию, логику текста; 3. Создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, в том числе воспроизводить исходный текст подробно, сохранив по возможности композицию, логику текста; 4. Интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и типом речи; 4. Интерпретировать информацию, извлеченную из текста, осуществляя выбор и организацию языковых средств в соответствии с заданными темой, стилем и типом речи; 5. Соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические); 5. Соблюдать в практике письма основные языковые нормы (лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные, стилистические); 6. Работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т. п.); 6. Работать со справочной лингвистической литературой (словарями различных типов, справочниками и т. п.); 7. Опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты и явления с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования; 7. Опознавать, анализировать и оценивать языковые явления и факты и явления с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;

Время выполнения работы и условия ее проведения п/п Действия организатора Действия учащихся Рекомендуемое время 1 часть работы 75 мин 1. Первое чтение текста Слушание текста 5 мин Осмысление прослушанного текста 5 мин 2. Вторичное чтение текста Слушание текста 5 мин Написание подробного изложения прослушанного текста 60 мин 2 часть работы 45 мин 3. Чтение текста и решение тестовых заданий 3 часть работы 120 мин Написание сочинения

Текст для изложения В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. Фамилии его я уже не помню, звали Лешкой. Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался совсем ребенком, хотя было ему не меньше семнадцати – девятнадцати лет. Особую детскость ему придавали нежно-розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землей, и глаза, как огоньки, - живые, выразительные, совсем не взрослые глаза. В первом батальоне нашего полка был знаменитый связист. Фамилии его я уже не помню, звали Лешкой. Маленький, худенький, с детской шеей, вылезающей из непомерно широкого воротника шинели, он казался совсем ребенком, хотя было ему не меньше семнадцати – девятнадцати лет. Особую детскость ему придавали нежно-розовый цвет лица, совершенно непонятно как сохранившийся после многонедельного сидения под землей, и глаза, как огоньки, - живые, выразительные, совсем не взрослые глаза. Знаменит же он был тем, что много читал. У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно, клубная, а сейчас никому не нужная, разбомбленная, заваленная кирпичом. Когда бы вы ни пришли на командный пункт батальона, вы всегда могли застать его в своем углу, у аппарата, с подвешенной к голове трубкой и глазами, устремленными в книжку. Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. Где-нибудь в сети обнаружится прорыв – загнет страницу, побежит, починит, вернется и опять глаза в книгу. Знаменит же он был тем, что много читал. У него была своя библиотека, в прошлом, очевидно, клубная, а сейчас никому не нужная, разбомбленная, заваленная кирпичом. Когда бы вы ни пришли на командный пункт батальона, вы всегда могли застать его в своем углу, у аппарата, с подвешенной к голове трубкой и глазами, устремленными в книжку. Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал. Где-нибудь в сети обнаружится прорыв – загнет страницу, побежит, починит, вернется и опять глаза в книгу.

Лешка читал все, что попадалось под руку. И все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. И в то же время он по-детски эмоционально переживал все преподносимое ему книгами. Лешка читал все, что попадалось под руку. И все прочитанное вызывало у него массу различных мыслей, рассуждений, вопросов. И в то же время он по-детски эмоционально переживал все преподносимое ему книгами. Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. По-моему, он даже всплакнул немного. По-моему, он даже всплакнул немного. В декабрьскую ночь нас передвинули на северо - западные скаты Мамаева кургана. Лешке пришлось расстаться со своей библиотекой. Вот тут-то Лешка и затосковал. У меня был томик Хемингуэя в темно-красной обложке. Когда я нес Лешке книгу, я невольно спрашивал себя, поймет ли он этого отнюдь не легкого писателя. А наутро я узнал, что Лешка ранен. Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. И больше я Лешку не видел. Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. И тот томик прочел. Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а Лешка любил ясность. Но в этих двух столь несхожих людях – прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов, - мне видится что-то общее. В декабрьскую ночь нас передвинули на северо - западные скаты Мамаева кургана. Лешке пришлось расстаться со своей библиотекой. Вот тут-то Лешка и затосковал. У меня был томик Хемингуэя в темно-красной обложке. Когда я нес Лешке книгу, я невольно спрашивал себя, поймет ли он этого отнюдь не легкого писателя. А наутро я узнал, что Лешка ранен. Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. И больше я Лешку не видел. Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. И тот томик прочел. Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговоренного, а Лешка любил ясность. Но в этих двух столь несхожих людях – прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов, - мне видится что-то общее. (По В. Некрасову)

Часть 1: работа над текстом изложения 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 2. Составьте план текста. 2. Составьте план текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ на 1 вопрос : О семнадцатилетнем связисте Лешке; О его любви к чтению. О семнадцатилетнем связисте Лешке; О его любви к чтению.

Часть 1: работа над текстом изложения 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 2. Составьте план текста. 2. Составьте план текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ на 2 вопрос : 1) Молодой связист Лешка на войне. 1) Молодой связист Лешка на войне. 2) Глаза устремлены в книгу. 2) Глаза устремлены в книгу. 3) Прочитанное вызывает вопросы. 3) Прочитанное вызывает вопросы. 4) Эмоциональный отклик на рассказ А.П. Чехова. 4) Эмоциональный отклик на рассказ А.П. Чехова. 5) Расставание с библиотекой. 5) Расставание с библиотекой. 6) Ранение Лешки. 6) Ранение Лешки. 7) Прославленный писатель и мальчишка из-под Саратова. 7) Прославленный писатель и мальчишка из-под Саратова.

Часть 1: работа над текстом изложения 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 2. Составьте план текста. 2. Составьте план текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ на 3 вопрос : Знаменитый связист; Знаменитый связист; Казался ребенком, живые выразительные глаза; Казался ребенком, живые выразительные глаза; Своя библиотека; Своя библиотека; Глаза устремлены в книжку, прочитанное вызывало мысли, вопросы; Глаза устремлены в книжку, прочитанное вызывало мысли, вопросы; Эмоционально переживал; Эмоционально переживал; Всплакнул; Всплакнул; Пришлось расстаться с библиотекой; Пришлось расстаться с библиотекой; Томик Хемингуэя; Томик Хемингуэя; Лешка ранен; Лешка ранен; Любил ясность; Любил ясность;

Часть 1: работа над текстом изложения 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 2. Составьте план текста. 2. Составьте план текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста.

Ответ на 4 вопрос: Книга вызвала в душе Лешки эмоциональный отклик; даже на войне он не расставался с книгой Книга вызвала в душе Лешки эмоциональный отклик; даже на войне он не расставался с книгой

Часть 1: работа над текстом изложения 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 1. Определите и запишите тему текста (о чем текст ?) 2. Составьте план текста. 2. Составьте план текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 3. Выпишите ключевые слова, которые помогают понять основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста. 4. Сформулируйте основную мысль текста. Следующее задание: Написание изложения

Часть 2: текст для анализа и выполнения тестового задания 1)Читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. 2)Книги пишут в расчете на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. 3)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. 4)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и – «Минувшее проходит предо мною…». 1)Читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. 2)Книги пишут в расчете на тех людей, которые способны сопереживать и тем соучаствовать в творчестве. 3)А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. 4)Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и – «Минувшее проходит предо мною…». 5)Впервые серьезно начал я читать, когда ко дню рождения подарил мне голубую с серебряным тиснением книгу: Лев Толстой «Хаджи- Мурат». 6)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. 7)Мне кажется, я не только вид ее помню, но помню запах, хотя это просто запах клея и коленкора… 5)Впервые серьезно начал я читать, когда ко дню рождения подарил мне голубую с серебряным тиснением книгу: Лев Толстой «Хаджи- Мурат». 6)Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь. 7)Мне кажется, я не только вид ее помню, но помню запах, хотя это просто запах клея и коленкора… 8)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. 9)Мне же многое приходилось открывать поздно. 10)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочел только в конце сороковых – середине пятидесятых годов. 11)А потом были ГОДЫ, когда я пытался объять необъятное и перечитал массу книг. 8)Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. 9)Мне же многое приходилось открывать поздно. 10)Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочел только в конце сороковых – середине пятидесятых годов. 11)А потом были ГОДЫ, когда я пытался объять необъятное и перечитал массу книг.

12)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. 13)Но богом для меня был и остался Лев Толстой… 12)В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. 13)Но богом для меня был и остался Лев Толстой… 14)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. 15)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. 16)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. 14)Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. 15)И если книга причинит вам боль, это боль исцеляющая. 16)Эта боль вызвана состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. 17)В конце жизни Гете сказал: «Добрые люди… не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. 18)Я затратил на это восемьдесят лет и еще не могу сказать, что достиг цели». 17)В конце жизни Гете сказал: «Добрые люди… не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. 18)Я затратил на это восемьдесят лет и еще не могу сказать, что достиг цели». (по Г. Бакланову) (по Г. Бакланову)

Тестовое задание: прочитайте текст и выполните задания Задание 1: Какое высказывание отражает общую мысль прослушанного и прочитанного текстов ? Какое высказывание отражает общую мысль прослушанного и прочитанного текстов ? 1) У каждого человека должна быть своя библиотека. 2) Книга обогащает человека и исцеляет его, вызывая эмоциональный отклик в душе. 3) Только русская литература по-настоящему учит читателя познавать действительность. 4) По-настоящему можно «открыть» писателя только в зрелом возрасте.

Задание 2: Какое утверждение отражает позицию автора данного текста ? Какое утверждение отражает позицию автора данного текста ? 1) Лев Толстой велик не только как гениальный творец, но и как личность. 2) Люди, не умеющие читать, достойны жалости. 3) Великие книги нужно учиться читать всю жизнь. 4) Читать нужно не только русскую литературу, но и зарубежную классику.

Задание 3: К какому стилю и типу речи относится текст ? К какому стилю и типу речи относится текст ? 1) Публицистический стиль, рассуждение. 2) Разговорный стиль, рассуждение с элементами описания. 3) Художественный стиль, описание. 4) Научно – популярный стиль, описание.

Задание 4: Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора ? Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и лексического повтора ? 1) 3 2) 5 3) 6 4) 9

Задание 5: В каком предложении использованы синонимы ? В каком предложении использованы синонимы ? 1) 7 2) 10 3) 12 4) 16

Задание 6: В каком слове букв больше, чем звуков ? В каком слове букв больше, чем звуков ? 1) людей (предложение 2) 2) расчете (предложение 2) 3) мною (предложение 4) 4) серьезно (предложение 5)

Задание 7: Укажите способ образования слова сочувствие ? Укажите способ образования слова сочувствие ? 1) приставочный 2) суффиксальный 3) приставочно – суффиксальный 4) бессуффиксальный

Задание 8: Какой частью речи является слово впервые (предложение 5) ? 1) имя числительное 2) имя прилагательное 3) местоимение 4) наречие

Задание 9: В состав какого сложного предложения есть простое неопределенно – личное предложение ? В состав какого сложного предложения есть простое неопределенно – личное предложение ? 1) 3 2) 5 3) 7 4) 8

Задание 10: Какая характеристика предложения 15 является верной ? 1) простое предложение 2) сложносочиненное предложение 3) сложноподчиненное предложение 4) бессоюзное сложное предложение

Часть 3: написание сочинения Напишите небольшое по объему сочинение– рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Книга – источник знаний и мудрости». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Напишите небольшое по объему сочинение– рассуждение (не менее 90 слов) на тему «Книга – источник знаний и мудрости». Используйте информацию из прослушанного и прочитанного текстов. Выразите свою позицию по данной теме, приведите не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу точку зрения. Напоминаем! Если сочинение будет представлять собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов. Напоминаем! Если сочинение будет представлять собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст (прослушанный и/или прочитанный) без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

«Читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни». Почему ? Потому что настоящая книга несет глубокую мудрость жизни, о человеке, о том, что есть красота, добро, истина. Чтобы понять произведение, человек должен распахнуть свою душу, сердцем ощутить тепло живого чувства, которым наполнено произведение. «Читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни». Почему ? Потому что настоящая книга несет глубокую мудрость жизни, о человеке, о том, что есть красота, добро, истина. Чтобы понять произведение, человек должен распахнуть свою душу, сердцем ощутить тепло живого чувства, которым наполнено произведение. К сожалению, далеко не все люди понимают красоту и богатство произведений мировой литературы. Один человек, читая Пушкина, Толстого, Бунина, Хемингуэя, наполняется целым миром и чувств мыслей, а другой бегло и равнодушно пробегает глазами текст, не ощущая ни красоту, ни художественную силу текста. К сожалению, далеко не все люди понимают красоту и богатство произведений мировой литературы. Один человек, читая Пушкина, Толстого, Бунина, Хемингуэя, наполняется целым миром и чувств мыслей, а другой бегло и равнодушно пробегает глазами текст, не ощущая ни красоту, ни художественную силу текста. А ведь каждый писатель, создавая свое произведение, вкладывает в него весь мир своей души, все мысли и чувства, значит, восприятие литературы требует усилий и ума, и сердца. Не случайно, Гете учился читать всю жизнь. А ведь каждый писатель, создавая свое произведение, вкладывает в него весь мир своей души, все мысли и чувства, значит, восприятие литературы требует усилий и ума, и сердца. Не случайно, Гете учился читать всю жизнь. Книга – мудрый источник. Вот и молодой связист Лешка, оглушенный взрывами войны, после боя спешит в свою библиотеку, спешит, чтобы постичь сокровенную тайну книги. Книга – мудрый источник. Вот и молодой связист Лешка, оглушенный взрывами войны, после боя спешит в свою библиотеку, спешит, чтобы постичь сокровенную тайну книги. Читайте книги! Ведь только книга научит нас распознавать добро и зло, истину и ложь. Читайте книги! Ведь только книга научит нас распознавать добро и зло, истину и ложь.