Урок русского языка 5 класс МБОУ «СОШ 10» Учитель: Волкова И.Г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка в 5 классе МБОУ «Веретьинская сош» Учитель: Нелидкина Н.В.
Advertisements

Звуки гласные и согласные 5 класс Разумовская
«Формирование метапредметных результатов на уроках обучения грамоте по системе Л.В.Занкова». Муниципальное образовательное казённое учреждение «Тюкалинский.
Памяткапамятка Что необходимо знать, чтобы правильно выполнять фонетический разбор слова.
Самоанализ урока русского языка «Перенос слов» Учитель начальных классов МБОУСОШ 57 Железняк О.И.
Осадчая Светлана Станиславна Использование современных образовательных технологий, активных методов обучения на уроках биологии для формирования личностных.
Рефлексия Учитель физической культуры Демина Т.А..
Рефлексия 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. было трудно… 4. я выполнял задания… 5. я понял, что… 6. теперь я могу… 7. я почувствовал, что… 8. я.
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 5» Звуки [л] - [л`], буква Лл. УМК «Перспектива» г.
Урок русского языка 3-б класс. Прозвенел сейчас звонок – начинается урок Мы с доски не сводим глаз и учитель учит нас.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА с позиции формирования универсальных учебных действий.
Урок рефлексии – современный урок английского языка Подготовила учитель английского языка МОУ СОШ 15 г.Балашова Чаплыгина ИИ..
Фонетика. Гласные и согласные звуки Цели урока: - сообщить, что изучает фонетика; -рассказать об образовании звуков речи; -познакомить со способами отличия.
Школа молодого специалиста. Эффективность урока – результат организации активной деятельности обучающихся «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию,
безударные Звуки гласные согласные ударные твердые звонкие глухие мягкие.
Использование.рефлексивных технологий в начальной школе. Педагог-психолог МБОУ «СОШ 1» МБОУ «СОШ 1» Черных Г.М. Черных Г.М.
Перед учителем начальных классов стоит задача - научить ребёнка быть успешным с первого дня пребывания в школе. Главным результатом школьного образования.
Выполнила: Полина Л.В. учитель МБОУ СОШ 19 г. Новосибирск Числа от 1 до 20.
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное.
Подведение итогов урока. Рефлексия. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад Словарь иностранных слов определяет рефлексию.
Транксрипт:

Урок русского языка 5 класс МБОУ «СОШ 10» Учитель: Волкова И.Г.

Тема Гласные и согласные звуки

Цель Создать условия для обогащения устной речи учащихся через изучение образования звуков речи и способов отличия гласных звуков от согласных

Личностные задачи формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно- исследовательской и творческой деятельности

Метапредметные задачи 1.Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; 2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; 3. Умение строить логические рассуждения, умозаключения.

Развивающие задачи 1. Расширение и систематизация научных знаний о языке в разделе «Фонетика» 2. Совершенствование различных видов речевой деятельности

Содержание Этапы урока

Проверка домашнего задания Устные ответы на тестовые вопросы. 1.Лингвистика – это наука… А) о языке, Б) о словах, В) о буквах, Г) о текстах 2. Фонетика изучает… А) звуки, Б) звуки речи, В) звуки живой природы, Г) звуки неживой природы

Проверка домашнего задания 3.Специальной фонетической записью называется А) фонетика, Б) языкознание, В) транскрипция, Г) графика. 4. Основной знак мягкости согласного в транскрипции А) точка, Б) многоточие, В) кавычки, Г) запятая.

Актуализация Послушайте стихотворение Б.Заходера «Кувиканье». Объясните, как вы понимаете смысл последней строфы. Согласны ли вы с поэтом? Как бы вы ответили на поставленные в стихотворении вопросы? Кувиканье. Зачем они чирикают, Мычат, рычат, мурлыкают, Пищат, щебечут, лают И даже завывают? Бебекают, мемекают, То ржут, то кукарекуют, Жужжат, визжат, клекочут, Гогочут и стрекочут. Зачем? Зачем они воркуют, Кукуют и токуют, Пипинькают, ворчат И по сучкам стучат? …То хрюкают, то крякают, Кувикают и вякают, Свистят, трубят, ревут – Пока они живут… Все эти звуки с давних пор Им заменяют разговор. Им? А по времена – и нам! (Б.Заходер)

Актуализация проблемы Возможно ли прочитать данную запись? А а е - о о о и, о о е е а у и к к р чь – т г в р т, сл вн р ч ньк ж рч т Почему? (А как речь-то говорит, словно реченька журчит). Дополнительный вопрос: откуда эти строки, кто автор? (А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

Освоение нового знания Изучение теории («Гласные и согласные звуки») по материалам учебника. Составление таблицы, куда выписываются основные положения: + я это знал -я этого не знал ! Это меня удивило ? Хотел бы узнать подробнее Анализ полученных результатов

Работа в парах Взаимопроверка. Охарактеризуйте согласные звуки (упражнение 5) по плану: 1.твердый или мягкий, парный или непарный; 2. звонкий или глухой, парный или непарный

Групповая работа 1 группа «Биологи» С помощью предложенного текста и схемы (упражнение 17) составьте вторичный текст об органах, которые участвуют в образовании звуков речи

Приложение (текст 1 группы) Органы речи – это легкие, гортань, голосовые связки, полости носа и рта, язык, губы. Звуки речи образуются только при выдыхании. Выдох делается легкими. Струя воздуха из легких идет через гортань в полость рта или носа. В гортани находятся голосовые связки. Голосовые связки – это две мягкие складки, прикрепленные к стенкам гортани ( в том месте, где кадык); они могут натягиваться поперек гортани, образуя преграду для воздуха и оставляя только щель для прохода воздуха. Струя воздуха заставляет дрожать голосовые связки (как дрожат струны), и от этого получается звук. Голосовые связки работают при произнесении гласных звуков, а так же согласных звонких звуков. При произнесении согласных глухих звуков голосовые связки почти совсем не работают. Окончательно звуки оформляются в полости рта или носа. В полости рта звуки оформляются благодаря работе языка и губ. Проследите, как меняется положение губ при произнесении а, о, у, и. Язык и губы могут создавать преграды на пути воздуха. Струя воздуха эти преграды или взрывает: п- б, г-к (взрывные звуки), или просачивается в оставленную в них щелку: с-з, ш-ж (щелевые звуки), или проходит под краем языка плавно (л), или заставляет дрожать кончик языка (р).

Групповая работа 2 группа «Словесники» Определите, какими звуками различаются слова каждой пары. Дополните перечень своими примерами. Сделайте вывод о смыслоразличительной роли звука. Стал – сталь, лук – люк, нос – нес, чайка – майка, край – кран, шест – шесть, удар – ударь, мал – мял.

Групповая работа 3 группа «Англичане» 4 группа «Немцы» Какие звуки русского языка отсутствуют в том иностранном языке, который вы изучаете в школе? А каких звуков иностранного языка нет в русском? Выскажите свое суждение о том, почему на иностранном языке, как правило, люди говорят с акцентом.

Групповая работа 5 группа «Математики» Сосчитать количество звонких согласных, глухих согласных, твердых согласных, мягких согласных, гласных звуков в предложенных высказываниях о говорении.

Приложение (группа 5) Высказывания о говорении. Кушать варенье, а слушать говоренье. Говори с другими поменьше, а с собою больше. Говорить без дела, что на воде писать. Говоря про чужих, услышишь и про своих. Говорят на обум, а ты бери на ум.

Групповая работа 6 группа «Музыканты» Задание: пропеть на мотив любимой песни гласные звуки (а, о, у, и, э, ы)

Анализ групповой работы Слушаем ответы – монологи учащихся, анализируем, оцениваем («Немцы» - «Англичан», «Биологи» – «Математиков», «Словесники» – «Музыкантов» и наоборот). Каждая группа готовит «Сиквейн».

Пример «Сиквейна» 2 группа «Словесники» Звук Согласный, гласный Произносится, озвончается, оглушается «Что ни звук, то и подарок…» (Гоголь Н.В.) фонетика

Подведение итогов Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее. -Конечно, мы важнее! – закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет! -Ну, это мы еще посмотрим, - дружно возразили согласные. – Попробуйте – ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится! -А вот и получится! Например, М. -Разве только одно М, больше ничего! -И все же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог. -Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами! -…о…е…и…а, - пропели гласные и смущенно умолкли. -Вот видите! А если мы скажем ФНТК, так всякий догадается, что это фонетика. --Ну допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте произнести без нас такие слова: окно, елка, если. -Согласные промычали в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкли. -А как вы думаете, ребята? Кто из них важнее и нужнее?

Домашнее задание Вариативность: 1.Выполните самостоятельную работу 1 в рабочей тетради «Проверь себя» (Л.В.Прохватилина ) 2. Запишите по 2 словарных слова на каждый звук речи (А: арбуз, ананас) Пользуйтесь словариком в «Справочных материалах» 3. Подберите по 2 слова, в которых бы звук А обозначался бы буквами А, Я, О; подберите по 2 слова, в которых буквой Г обозначались бы звуки Г (твердый), Г (мягкий), К, Х, В. 4.Выполните тест 1 в рабочей тетради «ЕГЭ: шаг за шагом» (Л.Г.Ларионова) 5. Объясните смысл одной из пословиц, с которыми работала группа «Математиков».

Рефлексия Ребята по кругу (по желанию) высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: -сегодня я узнал… -было интересно… -было трудно… -я понял, что… -теперь я могу… -я почувствовал, что… -я приобрел… -я научился… -у меня получилось… -я смог… -я попробую… -меня удивило… -мне захотелось…

Самооценка Анкета, которая позволит осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку урока. На уроке я работалАктивно/пассивно Своей работой на уроке яДоволен/не доволен Урок для меня показалсяКоротким/длинным За урок яНе устал/ устал Мое настроениеСтало лучше/ стало хуже Материал урока мне былПонятен/ не понятен Полезен/ бесполезен Интересен/ скучен Домашнее задание кажется мне Легким/ трудным Интересным/ неинтересным