Функциональная система письма. Функциональная система письма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выделяют следующие уровни письма (по Л.С. Цветковой): 1) Сенсомоторный уровень. Обеспечивает технику письма. Психофизиологической основой письма является.
Advertisements

Причины трудностей письма и чтения у младших школьников И их преодоление.
Консультация логопеда Профилактика дисграфии у детей Составитель: Полянина Т.В. ОШ 29.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Прямое сопоставление упрощенных психологических схем и сложных лингвистических образований с теми или иными участками мозговой коры не оправдало себя ни.
Кадыровой К. 3 к АО ( л ). Письменная речь является одним из способов формирования и формулирования мысли. Внешне выраженная, как и устная, письменная.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
«Дисграфия» Учитель-логопед ГБОУ 1643 Новикова С.В.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами.
Теоретические основы изучения дизорфографии у младших школьников. МО учителей-логопедов г.Ковров 2010 ( Руководитель: Бессмертных Н.Р.)
Посконина Мария Владимировна МБОУ «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива»
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
«Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма…» Л.С.Выготский.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ПЕРВОМУ КЛАССУ. ВАШ РЕБЕНОК – ПЕРВОКЛАССНИК.
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Функциональные блоки мозга (А.Р.Лурия). Первый блок (энергетический) Анатомическая основа: ретикулярная формация ствола мозга ( клеточная функциональная.
Логопедическая работа по коррекции дизорфографии Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Транксрипт:

Функциональная система письма. Функциональная система письма.

1-я операция письма – фонематический анализ слов O Выделение из сплошного потока дискретных фонем O Фонематический анализ = слух + проговаривание

2-я операция письма – перешифровка фонемы в графему O Опирается на сохранные зрительно - гностические и зрительно - пространственные функции

3-я операция письма – перешифровка графемы в кинему Переход конкретного образа буквы в кинетическую схему последовательных движений руки Подкрепляется кинестетическим и зрительным контролем

Процесс письма начинается с обработки слуховой информации 1 Вопринимаемое на слух проговаривается – в работу включаются вторичные отделы теменной коры, отвечающие за кинестезию. 2 Функциональная система письма на примере письма под диктовку.

1 2 Теменно - затылочные области определяют как точно пишется эта буква. Пишущий должен ориентироваться на листе бумаги : Находить начало строки Выбирать направление письма Правильно располагать в пространстве части букв, поддерживать наклон и регулировать высоту букв 3 4

Далее включается премоторная область коры. Это командное кинетическое звено, которое отвечает за программирование графических движений, их плавность Лобные доли осуществляют контроль за всей письменной деятельностью. Этот отдел отвечает за правильность письма Чтобы все эти процессы могли осуществляться, блок тонуса должен тонизировать всю кору головного мозга

Устная и письменная речь Письменная речь O не является самостоятельным средством общения, возникает на основе устной речи O Сроки появления : 6-7 лет O Обучают искусственно, мотив возникает в начальной школе при желании что - то написать Устная речь Самостоятельное средство общения Сроки появления : крик – с рождения, гуление – 3-4 мес., лепет – 608 мес., первые слова – 1 год, фразовая речь – 1,5 года, сформирована к 3 годам. Мотив – реализация потребности ( дай !)

Письменная речь O Психологическое содержание : диалог в отсутствие собеседника или с собеседником, удаленным на большое расстояние O Деловой или научный стиль O Не имеет дополнительных эмоционально - выразительных средств O Требует двойной абстракции O Воспринимается зрением O Нарушается грубее, т. е. это более сложная психическая функция. Устная речь Психологическое содержание : диалог, требующий наличия собеседника Разговорный стиль Дополнительные эмоционально - выразительные средства : жесты, мимика, интонация, паузы Звучащий код

Письменная речь В начальной школе происходит обучение письму Письменная речь формируется в средней и старшей школе

Структура письменной речи Структура письменной речи включает 3 уровня: психологический, лингвистический и психофизиологический I. Психологический уровень : 1) Мотив к осуществлению письменной речи 2) Создание замысла 3) Создание общего смысла письменной речи – конкретного содержания 4) Регуляция деятельности и осуществление контроля

II. Лингвистический уровень Обеспечивает письмо лингвистическими средствами, т. е. реализует перевод внутреннего смысла в лингвистические коды, лексико - морфологические и синтаксические единицы.

III. Психофизиологический уровень Делится на 2 подуровня : 1.сенсо - акустико - моторный, включает 2 звена : А ) обеспечивает процесс звукоразличения Б ) обеспечивает установление последовательности в написании букв в слове 2. оптико-моторный, 2 звена: А) перешифровка звукбуква Б) буква тонкие движения руки

Отличия письма и письменной речи Письмо Составная часть письменной речи Письменная речь Более широкое и объемное понятие, включающее также чтение Письменная продукция : 1.Диктант 2.Списывание с печатного текста 3.Списывание с рукописного текста Письменная продукция : 1.Изложение – промежуточный этап обучения письменной речи 2.Сочинение – собственно письменная речь

Письменная речь Можно совершенствовать бесконечно Помимо операций выделяются уровни Предмет осознания – замысел и его воплощение в тексте Письмо Формируется к концу начальной школы Структура проще, выделяются операции Осознаются технические действия по обозначению звуков речи Выделяют 2 формы: естественная и искусственная письменная речь Письменная речь формирует мышление

Ошибки письма : O Замены букв O смешения O пропуски O вставки O Перестановки O Дальнейшее изучение программы сопровождается орфографическими ошибками Ошибки письменной речи : Нарушения построения и функционирования письменного высказывания Отсутствие цельности и связности Уменьшение длины предложения Неверный порядок слов Пропуски значимых частей предложения аграмматизмы

Презентацию подготовила Панкова Анастасия, 405 группа