Художественное чтение на уроках географии как фактор формирования мировоззрения школьников Медведева Т.В., учитель географии МОУ СОШ 32.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тексты разных типов. Текст – это несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Текст должен иметь вступление, основную мысль.
Advertisements

Урок получения новых знаний. Саломатина Нина Анатольевна Учитель географии МОУ «Гальбштадтская» СОШ.
Теоретические сведения и определения становятся ясными, понятными и даже интересными только тогда, когда они даются на основании живых наблюдений над.
Я жалею о том, что не видел лица всей земли, Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вел по свету мои корабли, Только в стеклах витрин.
Эльбрус Горные ландшафты Минеральные источники Землетрясения Морские курорты.
« Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины …» Выполнила : учитель географии Медведева Ю. В. 900igr.net.
Учитель географии Беляева Т. Ю. МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ Доклад на школьном методическом объединении учителей «Манихинской ООШ» Истринского.
Обобщающее повторение по теме: Северная Америка Манящие лики Америки… РАЗРАБОТАЛА: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МОУ «СОШ 6 Пыть Ях» САЛОМАТИНА НИНА АНАТОЛЬЕВНА.
Урок на тему : Северный Кавказ. Кавказ Природа Кавказа разнообразна и необычайно живописна. О Кавказе писали В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов. Кавказу посвятил.
Горы Кавказа Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отдаленной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне.
Подготовили ученики 6 «б» класса Фролов Дмитрий, Васильев Максим и Гарина Анастасия. «Моя электронная библиотека»
Обобщающее повторение по теме «Литосфера» (География 6 класс) Урок - игра Цели и задачи: Обобщение знаний по теме «Литосфера» для осознания учащимися ведущих.
Мир внешний и внутренний. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен и очень интересен. Устроен он чрезвычайно сложно, и вместе с тем во всём имеет.
Н.К. Рерих. Звезда героя Иногда на нашей планете рождаются люди, которым суждено принести миру много добра. В такие мгновения даже звезды на небе.
Окружающий мир, 2 класс Земля имеет форму шара. Урок 7 Автор: Устинова Маргарита Алексеевна Урок 7 Автор: Устинова Маргарита Алексеевна.
Школьная научно - практическая конференция учащихся « Мир и радость вам, живущие …» Поэзия Кайсына Кулиева Выполнили : ученицы 8 класса Аппаева Мадина.
Урок естествознания в 5 классе по программе 2100 Учитель 524 гимназии Федосеева Людмила Михайловна.
2013 год – Год экологической культуры в России 2013 год объявлен в России и странах СНГ годом экологической культуры. В соответствии с Указом Президента.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Времена года Автор проекта: воспитатель Кузьменко С.А. и дети средней группы 1 МОУ «Начальная школа - детский сад компенсирующего вида 78» уч.г.
Транксрипт:

Художественное чтение на уроках географии как фактор формирования мировоззрения школьников Медведева Т.В., учитель географии МОУ СОШ 32

Остров Робинзона Крузо

Остров графа Монте Кристо

Корабль капитана Флинта

Жюль Верн

Наиболее распространенная форма использования дополнительной литературы на уроках географии – яркие географические описания объектов или явлений

«Встреча с горами» – Гарун Тазиев

«Жизнь гор» – В.А.Варсанофьева

Н.К.Рерих «Обитель снегов»

Н.К.Рерих «Гималаи»

Книги помогают найти ту деталь, вокруг которой можно выстроить урок

«Байкал – чудо природы во всех отношениях» – Л.С.Берг

Ильменский заповедник

«Против нашей Ильменской кладовухи, конечно, по всей земле места не сыщешь. Тут и спорить нечего, потому - на всех языках про это записано: в Ильменских горах камни со всего света лежат» П.П.Бажов

«Я очень хочу увлечь вас в этот мир (камня), хочу, чтобы вы начали интересоваться горами и камнеломнями, рудниками и копями, чтобы вы начали собирать коллекции минералов, чтобы вы захотели отправиться вместе с нами из города, подальше, к течению реки, к ее высоким каменистым берегам, к вершинам гор или скалистым берегам моря туда, где ломают камень, добывают песок или взрывают руду…» А.Е.Ферсман

В одном мгновенье – видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В огромном камне – бесконечность И небо – в чашечке цветка. У.Блейк

КРАСИВО! ИНТЕРЕСНО! УДИВИТЕЛЬНО!

Урок географии должен воспитывать у школьников горячую потребность читать…

«Если ученику, скажем, восьмого класса задано сегодня по учебнику 10 страниц материала - значит, он станет тружеником - мыслителем лишь тогда, когда прочитает в этот день 20, 30, 40 страниц интересной научной книги, из журнала - не для запоминания, не для заучивания, а просто из потребности мыслить, узнавать, открывать, постигать, наконец, изумляться» В.А.Сухомлинский

Я жалею о том, что не видел лица всей земли, Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов. Только парус мечты вел по свету мои корабли, Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов. Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен, Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже, Как кипит за кормой горький снег атлантических пен И в начале весны голубеют фиалки в Париже. В. С. Рождественский

Ж.Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой»

Кавказ подо мною. Один в вышине Стою над снегами у края стремнины; Орел, с отделенной поднявшись вершины, Парит неподвижно со мной наравне. Отселе я вижу потоков рожденье И первое грозных обвалов движенье. Здесь тучи смиренно идут подо мной; Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; Под ними утесов нагие громады; Там ниже мох тощий, кустарник сухой; А там уже рощи, зеленые сени, Где птицы щебечут, где скачут олени. А там уж и люди гнездятся в горах…

С.Лагерлеф Чудесные приключения Нильса с дикими гусями

Суровый край, его красами, Пугаясь, дивятся взоры! На горы каменные там Поверглись каменные горы; Синея, всходят до небес их своенравные громады; На них шумит сосновый лес; С них бурно льются водопады; Там дол очей не веселит; Гранитной лавой он облит; Главу одевши в мох печальный, Огромным сторожем стоит. На нем гранит пирамидальный. По дряхлым скалам бродит взгляд; Пришелец исполнен смутной думы: Но мира ль давнего лежат Пред ним развалины угрюмо? Е.Баратынский

Пустыня - Это рай и ад вместе, Это пещера с сокровищами, которую охраняет чудовище по имени Солнце; Нет страшнее солнца в пустыне и нет выше. Н. Джумаев

Использование художественной литературы на уроках географии активизирует внимание учащихся, положительно влияет на их эмоциональную сферу, воспитывает чувства любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные богатства от разрушительной деятельности человека.

Марк Твен «Последний из Магикан или повествование о 1757 г.» Г.К. Халард «Копи царя Соломона» Р. Штильмарк «Наследник из Калькутты» Ж.Верн «Путешествие к центру земли» В.Цветов «Пятнадцатый камень сада Рёандзи» Г.П. Пивоварова «По страницам занимательной географии» А.С.Пушкин «Капитанская дочка» М.А.Шолохов «Поднятая целина» И.Фролов «Равнина» М.Чистяков «Иртыш»

Использование художественной литературы повышает заинтересованность школьников к предмету, помогает в выборе книг для чтения, позволяет соединить отрывчатую, изолированную информацию в систему многообразных, доступных усвоению, связей элементов в один огромный клубок познание мира.

Музыка способствует лучшему формированию географического образа, объекта или явления окружающей действительности, обогащает географическое восприятие учащихся.

Равнина- Свиридов Г. «Музыкальные иллюстрации к повести Пушкина «Метель» 1. Тройка» Горы – Берлиоз Г. «Те Деит», вступление Вулкан - Артемьев Э. «Ода доброму вестнику 7, вступление Землетрясение – Стравинский И. «Весна священная. 1 часть. Поцелуй Земли» Река равнинная – Янушенко И. «Джазовый ансамбль для фортепиано. 3. У истока большой реки» Острова – Рахманинов С. «Остров мертвых» Море – Римский-Корсаков Н. «Шехерезада» 1 часть, тема моря Айсберг – Артемьев Э. «Ода доброму великану»

Обращение к полотнам художников делает урок увлекательным и интересным, позволяет учащимся углублять свои знания, описание картин природы, вызывает желание выразить свои знания по географии в яркой и увлекательной форме.

Использование художественной литературы, живописи и музыкальных фрагментов на уроках географии дают возможность связать воедино мировоззрение - систему взглядов ученика на мир в целом.

Важно, чтобы ученик видел перед глазами саму книгу. Живое ее видение не заменит ни выписки, ни отрывки, прочитанные наизусть или рассказанные по памяти. Важно показать ее, дать полистать на перемене, рассмотреть в ней картинки или фотографии, а потом с радостью увидеть на парте или портфеле книгу, ставшую непременным спутником школьного учебники географии.

География – уникальная наука, способствующая формированию мировоззрения и мироощущения человека.

Именно с помощью географии можно сильно влиять на моральное становление растущего человека. Пренебрежение к географии означает не что иное, как ослабление любви к ближнему, все более актуальное для нашего времени.