Окказиональное слово в поэтическом тексте, типы окказионализмов и способы их образования (на материале сборника стихотворений И. Северянина)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Окказионализмы на страницах « Комсомольской правды». Миль Ксения МОУ Егоровская средняя общеобразовательная школа.
Advertisements

Урок - презентация на тему: « Имя прилагательное». Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ лицей 1 п. Нахабино Иваненко Л.В. Иваненко Л.В.
Тема моей работы: индивидуально-авторские образования. Цель: изучение окказиональных слов. Задачи: 1. Проработать теоретические статьи по данной проблеме;
Тема диссертационного исследования : Окказионализмы в современной антиутопии: типы и функции (На материалах произведений В.Войновича и Т.Толстой)
МБОУ «Каменский лицей имени Кожевина В. Е.» Исследовательская работа по русскому языку Окказионализмы и их роль в газетной публицистике.
Определите, какая часть речи зашифрована в схемах? Какие ещё части речи могут иметь такой состав?
Эпитет как выразительно- изобразительное средство в баснях И.А.Крылова Эпитет как выразительно- изобразительное средство в баснях И.А.Крылова Автор: Ерлинг.
Эссе как жанр литературного произведения Лыкова Елена Марковна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей»
Состав и структура фразеологических оборотов с названием животных. Выполнила ученица 7 класса Сугоняк Наталья.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ККР-2011 ПО ТИПАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Тип ОУДоля учащихся в общем количестве участников ККР-2011 СОШ115/72% ООШ35/22% НОШ9/6.
Окказионализмы в творчестве поэтов Серебряного века Исследовательская работа.
ЧУВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА. Цель и задачи исследования Выявить особенности функционирования вопросительных предложений в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
Я люблю Тебя, мой Бог Поклоняюсь лишь Тебе Жизнь моя у Твоих ног Ведь я стою на святой земле.
Генитивная метафора Генитивная метафора как средство усиления как средство усиления экспрессивности экспрессивности поэтического языка поэтического языка.
Ваш текст
Ваш текст
ИЗУЧИТЬ РОЛЬ НЕОЛОГИЗМОВ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Объект исследования – ФЕ и их контекстуальное использование Цветаевой. Предмет исследования – модифицированные фразеологизмы, использованные Цветаевой.
Слова-окказионализмы. Уместно ли их употребление в сказе Н. С. Лескова «Левша»? Автор: Хамдамова Марина, НОУ школа-интернат 24 ОАО «РЖД», 6 б класс ОАО.
Транксрипт:

Окказиональное слово в поэтическом тексте, типы окказионализмов и способы их образования (на материале сборника стихотворений И. Северянина)

Предмет исследованияПредмет исследования - способы образования авторских окказиональных единиц. Объект исследованияОбъект исследования – окказиональные новообразования И. Северянина в сборнике стихотворений серии «Поэтическая Россия». МатериаломМатериалом настоящей работы послужила оригинальная картотека. Картотека насчитывает 530 единиц в 576 употреблениях. Цель настоящей работыЦель настоящей работы - исследование словообразовательной специфики окказиональных новообразований автора.

Задачи исследования: 1.Определить теоретическую базу исследования. 2.Раскрыть сущность, характерные особенности и свойства окказионального слова в его отношении к структуре языка, определить его статус в корпусе других новообразований. 3.Изучить типологию окказионального словообразования. 4.Показать особенности функционирования авторских новообразований в художественном тексте.

Основные свойства окказионализмов: 1.принадлежность к речи; 2.творимость; 3.словообразовательная производность; 4. ненормативность; 5.функциональная одноразовость; 6.зависимость от контекста; 7.экспрессивность; 8.номинативная факультативность; 9.индивидуальная принадлежность; 10.синхронно-диахронная диффузность.

Вашим супругом, послом в Арлекинии, ярко правительство Ум и талант дипломата суть высшие качества… Но для меня, для безумца, его аристотельство, Как и поэзы мои для него, лишь чудачество… Самое ж лучшее в нём. Это Ваше сиятельство! («Диссона») Вы пили вино мятежно. Вы брали монбланную ноту! Сверкали агаты брошек. Но ярче был взоров агат! («Соната в шторм»)

Греза – грезить – грезер – грезерка; греза - грезить – грезиться - погрезиться; Греза – безгрезье греза – грезить - грезиться - погрезиться Греза – грезо-фарс; греза – грезить – зегрезить; Греза – грезоломня; греза – грезить – погрезить; Греза – грезный – грезно; Греза – грезовый – грезово; Греза - огрезить

Довольно мук – их искупило время… Твой взор смущен… Коня, коня! Огнистей ногу в стремя, - Ведь ты прощен. («Дель-Аква-Тор») Иду, и с каждым шагом рьяней Верста к версте – к звену звено. Кто я? Я – Игорь Северянин, Чьё имя смело, как вино! ( «В пути»)

О, Лилия ликеров, - о,Crème de Violette! Я выпил грез фиалок фиалковый фиал… Я приказал немедленно подать кабриолет И сел на сером клене в атласный интервал («Фиолетовый транс») Зашалила, загуляла по деревне молодуха, Было в поле, да на воле, было в день Святого Духа. ( «Chanson Russe»)

Частотность образования окказионализмов Часть речиКоличество единиц % от общего числа 1имя прилагательное % 2имя существительное % 3глагол 91 17,2% 4наречие 46 8,6% 5причастие 55 10,3% 6деепричастие 21 3,9% итог %

Способы образования окказионализмов способ словообразования примерыКоличество единиц % от общего числа суффиксальныйэстетность, повсюдный, увечка, узорье 270 единиц37% приставочно- суффиксальный беззаконец, извиненный, обнебесенный, бесслухий 65 единиц12.5% бессуфиксальныйсочь, сонь, лунь, нудь36 единиц6.8% слияниезлатосон, ветропросвист, ниочемный, зеркалозеро 80 единиц15% словосложение с дефисом противно-узкие, жено- клуб, грезо-фарс 74 единицы14% междусловное наложение слов алозы, крэмозы, соловьезы 3 единицы0.5% словообразование с приставкой -о окустено, омаен, оэкранен 65 единиц12.5%

МБСКОУ СКОШ 36 города Озёрска Челябинской области Автор: Горохова Лариса Борисовна, учитель русского языка и литературы