Психодинамические и личностные свойства взрослых людей - выходцев из многодетных семей (по критериям возраста, уровня образования, места проживания и порядка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психодинамические характеристики и родительско-детские взаимодействия в однодетных семьях Л.Л.Баландина, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
Advertisements

Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
Личностные корреляты проявления толерантного поведения подростов Выполнила: Ставер Т.В. Руководитель: Замула А.А г.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Ассортативность и изменение диапазона индивидуальных различий в популяции М.С. Егорова 15 февраля 2012 г.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Личностная тревожность студентов-психологов как проблема формирования адекватной самооценки Выполнила: Кандаурова А.Н. Руководитель: Замула А.А г.
Лекция 7 Постникова Ольга Алексеевна1 Тема. Элементы теории корреляции
Global Entrepreneurship Monitor в России. Социально-психологическая характеристика раннего предпринимателя Филатова Юлия.
Лекция 1 Введение.. Опр. эконометрика это наука, которая дает количественное выражение взаимосвязей экономических явлений и процессов.
Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми-это ОБЩЕНИЕ.
Пьянкова С. Д., Бровко Е. Б. Кафедра психогенетики, факультет психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Лаборатория онтогенеза индивидуальных различий, Психологический.
Школьная форма Презентация для родительского собрания.

ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ПРЕДСЕССИОННЫЙ ПЕРИОД И В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЭКЗАМЕНА. Шуканова А., Некрашевич О
Москва, 2011 Российские СМИ сегодня и их аудитория.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОДИТЕЛЯ И СТАТИСТИКА ДТП МАГИСТРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ ЮУрГУ – Руководитель проекта, канд.психол.н., доц.
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ: АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Федосова Ю.А., студентка 5 курса факультета.
T, °C V, м/с Эквивалентные температуры воздуха в штиль(°С) и скорости ветра (м/с) Опас- ность обморо- жения 02,24,46,68,811,013,316,417,
Смысложизненные ориентации студентов с разным уровнем притязаний Выполнила: Колесников И.Ю Руководитель: Замула А.А г.
Транксрипт:

Психодинамические и личностные свойства взрослых людей - выходцев из многодетных семей (по критериям возраста, уровня образования, места проживания и порядка рождения) Силина Е.А., Баландина Л.Л. Пермский государственный педагогический университет

Предлагаемая презентация является частью комплексного исследования детей от дошкольного до раннего юношеского возраста и взрослости – выходцев из многодетных семей, выполненного в рамках гранта РГНФ а/К и опубликованного в монографии: Силина Е.А., Баландина Л.Л. Какие они, дети из многодетных семей? Пермь: Изд-во ПГПУ, 2006.

Теоретико-методологической основой работы является теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина. Цель: обнаружить сходства-различия у взрослых, выросших в многодетных семьях, по сравнению со взрослыми, но единственными детьми. Методики: свойства темперамента диагностировались по опроснику Русалова В.М., свойства личности – методиками 16 FP Кеттелла Р.Б., СЖО и «Локус контроля». Выборки: взрослые-выходцы из многодетных семей - 70 человек в возрасте от 20 до 30 лет (20-22 года – 33 человека, лет - 37 человек) и 60 человек из однодетных семей. Для выяснения различий в зависимости от возраста испытуемые были разделены на две группы – с 20 до 22 лет и с 23 до 30 лет. Данное разделение было основано на преобладающем количестве участников исследования указанных возрастных диапазонов.

Значимые различия показателей психодинамических и личностных свойств взрослых людей – выходцев из многодетных семей по критерию возраста Показатели Дети из МДС до 22 лет (N=33) Дети из МДС после 22 лет (N=37) Достоверность различий t Пластичность интеллектуальная28,7325,463,30** Эмоциональность моторная26,5229,141,78 F-рассудительность–беспечность6,215,322,05* Примечание: здесь и далее ** на уровне p < 0,01; * p < 0,05. Таким образом, мы отмечаем незначительные «возрастные» расхождения в области психодинамических и личностных свойств у выходцев из многодетных семей. Более высокий показатель эмоциональности в моторной сфере у участников исследования старше 22 лет, возможно, связан с тем, что эти характеристики продолжают развиваться и в зрелом возрасте. Различия на уровне личностных свойств объясняются тем, что зрелый возраст способствует и одновременно требует большей сдержанности и, соответственно, меньшей экспрессивности.

Значимые различия показателей психодинамических и личностных свойств взрослых людей – выходцев из многодетных семей по критерию образования Показатели Дети из МДС без высшего образования (N=37) Дети из МДС с высшим образованием (N=33) Достовер- ность различий t Эргичность интеллектуальная28,8933,033,64*** Пластичность моторная32,1134,391,76 A- отчужденность – сердечность7,278,211,82 C- Слабость «Я» – Сила «Я»6,357,422,02* I- жесткость – мягкосердечность5,767,613,66*** Осмысленность жизненной цели27,2231,422,67** Осмысленность жизненного процесса28,5731,642,11* Осмысленность жизненного результата22,1126,553,24** Локус контроля – Я18,5421,182,45* Локус контроля – жизнь26,9532,033,28** Общая осмысленность жизни90,73105,423,51*** Далее мы разделили выборку на две группы по принципу наличия высшего образования и выявили следующие различия по степени выраженности показателей психодинамических и личностных свойств.

Таким образом, можно заключить, что уровень образования значительно влияет на проявление личностных особенностей участников исследования из многодетных семей. Процесс и результат получения высшего образования связан с развитием у них таких черт, как эмоциональная устойчивость, чувствительность, общительность, более высокий уровень осмысления своей жизни. У выходцев из многодетных семей, не имеющих высшего образования, в сравнении с «высокообразованными», отмечаются тенденции к эмоциональной неустойчивости, жесткости, замкнутости, низкому уровню осмысленности собственной жизни. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в сфере психодинамики процесс получения высшего образования стимулирует у участников исследования из многодетных семей актуализации такой темпераментальной характеристики, как интеллектуальная эргичность.

Значимые различия показателей психодинамических свойств взрослых людей – выходцев из многодетных семей по критерию места проживания Показатели Дети из МДС, проживающие в родительской семье (N=41) Дети из МДС, проживающие отдельно от родителей (N=29) Достовер- ность различий t Эргичность коммуникативная35,1531,762,05* Пластичность интеллектуальная27,8525,792,01* Скорость интеллектуальная32,8830,721,88 Эмоциональность моторная26,2930,172,67** Эмоциональность коммуникативная29,6333,662,39* Следующий критерий, по которому была разделена общая выборка, –место проживания, то есть живет человек в семье своих родителей или уже имеет свою собственную семью и живет отдельно от родителей.

Таким образом, можно предположить, что отделение от родителей, предполагающее самостоятельность проживания, актуализирует у выходцев из многодетных семей проявления эмоциональности в предметно-моторной и коммуникативной сферах, что и предрасполагает к проявлению соответствующих темпераментальных характеристик. Это обстоятельство гипотетически может быть связано с более высоким уровнем ответственности за обустройство собственной жизни у участников исследования, проживающих отдельно от родителей. Более высокие показатели коммуникативной эргичности, интеллектуальной пластичности и скорости у участников исследования из многодетных семей, проживающих вместе с родителями, позволяют считать, что для выходцев из многодетных семей, проживающих самостоятельно, потребность в насыщенности коммуникациями либо становится менее актуальной, либо компенсируется свойствами других уровней системы интегральной индивидуальности. В целом, оценивая различия по психодинамическим свойствам между участниками исследования из многодетных семей, проживающими вместе с родителями и самостоятельно, можно предположить, что отделение от родительской семьи сказывается на психодинамическом уровне индивидуальности следующим образом: снижение показателей темпераментальной активности сопряжено с повышением эмоциональности. Это можно также интерпретировать как предположение, что отделение от родительской семьи и обретение самостоятельности является нелегким процессом в эмоциональном плане.

Значимые различия показателей психодинамических и личностных свойств взрослых людей – выходцев из многодетных семей по критерию порядка рождения (первые и последние дети) Показатели Дети из МДС, родившиеся первыми (N=25) Дети из МДС, родившиеся последними (N=15) Достовер- ность различий t Пластичность моторная34,5231,072,00 Пластичность интеллектуальная26,1228,931,99 E- конформность–доминантность4,686,272,58** Следующее разделение выборки осуществлялось по критерию порядка рождения выходцев из многодетных семей: одну группу составили те, кто родился первым, а вторую – те, кто родился последним.

На уровне психодинамических свойств статистически достоверных различий между участниками исследования из многодетных семей, родившихся первыми и последними, не выявлено (табл. 4). На уровне тенденции к значимости, участники исследования, родившиеся первыми, обладают более высоким показателем моторной пластичности, а участники исследования, родившиеся последними, – интеллектуальной. На личностном уровне участники исследования, родившиеся последними, оказались значимо более доминантными (фактор Е). Можно было ожидать более выраженных различий в группах выходцев из многодетных семей, родившихся первыми и родившихся последними. На это указывают многочисленные исследования зарубежных и отечественных авторов, анализируемые в первой главе. Однако объяснением выявленным нами фактам может быть специфика возраста – все предыдущие работы выполнены на основе изучения детей разного возраста, а наши испытуемые – взрослые люди. Кроме того, нами установлено, что в подростковом – раннем юношеском возрасте происходит «выравнивание» психологического «портрета» детей из многодетных семей. Можно предположить, что этот процесс перекрывает различия, обусловленные порядковым номером рождения.

Значимые различия показателей психодинамических и личностных свойств взрослых людей – выходцев из многодетных семей по критерию порядка рождения (первые и все последующие дети) Показатели Дети из МДС, родившиеся первыми (N=25) Дети из МДС, родившиеся не первыми (N=45) Досто- верность различий t E- конформность–доминантность4,686,183,21** I- жесткость – мягкосердечность7,406,202,15* Эргичность интеллектуальная32,4829,932,02* Эмоциональность коммуникативная33,2030,241,68 Для продолжения учета фактора порядкового номера рождения выборка была поделена на первенцев в многодетной семье и других, родившихся любыми последующими по порядковому номеру. Таким образом, согласно результатам настоящего исследования, дети, родившиеся в многодетных семьях первыми, отличаются от последующих более высокой интеллектуальной активностью. В этом случае мы отмечаем совпадение полученных нами результатов с имеющимися данными о более высоком уровне интеллектуальных показателей сиблингов-первенцев. Кроме этого, первенцы сложнее переживают фрустрации в социальных взаимодействиях, являются более чувствительными и склонными к подчинению. В противовес этому, дети родившиеся не первыми, более устойчивы к неудачам в общении, более жесткие и доминантные. Некоторые из полученных нами данных соотносятся с результатами исследований Ж. Джандосовой, изучавшей психологические особенности личности в связи с порядком рождения.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ – ВЫХОДЦЕВ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ И ОДНОДЕТНЫХ СЕМЕЙ Результаты исследования взаимосвязей между свойствами темперамента у участников исследования из многодетных семей и однодетных семей отражены в графически на рис. 1, 2. Результаты проведенного сравнения в целом позволяют говорить о наличии более тесной структуры взаимосвязей между психодинамическими характеристиками в группе участников из многодетных детей.

Схемы корреляционных связей (р

У участников исследования из однодетных семей больше всего достоверных корреляций со свойствами личности обнаружили такие свойства темперамента, как эргичность и скорость в моторной сфере, а также коммуникативная эмоциональность. Имеется положительная связь показателей моторной эргичности и скорости, пластичности интеллектуальной и скорости коммуникативной, и отрицательная – общей эмоциональности с такими показателями свойств личности, как осмысленность жизни, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, сила «супер-эго», самоуверенность, доминантность, практичность, прямолинейность, жесткость. Свойства темперамента в коммуникативной сфере положительно связаны с показателями осмысленности жизни, социальной смелостью, конформизмом, экспрессивностью. Таким образом, в группе участников из многодетных семей со свойствами личности в наибольшей степени взаимосвязаны характеристики темперамента в интеллектуальной и коммуникативной сферах, а также эмоциональные характеристики в моторной и коммуникативной сферах. В этой связи мы отмечаем, что в личности участников исследования из многодетных семей наиболее «представлены» коммуникативная и интеллектуальная составляющие темперамента, а также чувствительность к неудачам в предметной деятельности и фрустрациям в межличностном взаимодействии. В личности выходцев из однодетных семей – психодинамические характеристики предметной деятельности, а также чувствительность к межличностным фрустрациям и неудачам в интеллектуальной сфере.

Следует отметить также, что в межуровневых взаимосвязях «свойств темперамента – свойств личности» у выходцев из многодетных семей, в сравнении с участниками исследования из однодетных семей, важную роль играют личностные характеристики, связанные с особенностями социального взаимодействия, – социальная смелость, экспрессивность, общительность, зависимость от группы, моральные качества (сила суперэго). В этой связи можно говорить о том, что особенности социального взаимодействия участников исследования из многодетных семей в относительно высокой степени детерминированы природными предпосылками. Личностные свойства у участников исследования из многодетных семей образовали более тесную структуру взаимосвязей в противовес таковой у выходцев из однодетных семей (71 – достоверная корреляция в противовес 42). Таким образом, обнаруживается более «целостная» и «предсказуемая» структура личности у выходцев из многодетных семей, тогда как у участников исследования из однодетных семей она выглядит более «разрозненной» и, соответственно, менее «предсказуемой». У данной группы обнаружены два основных «комплекса» корреляций. Первый из них представлен положительными связями показателей осмысленности жизни, общительности, эмоциональной устойчивости, социальной смелости, доверчивости, ориентации на социальное окружение, практичности, доминантности. Второй представляет симптомокомплекс тревожности, мечтательности, чувствительности, силы супер- эго и подчиненности. У участников исследования из однодетных семей были также выявлены два основных комплекса достоверных корреляций. Первый из них описывает взаимосвязь показателей осмысленности жизни, эмоциональной устойчивости, высокого уровня самоконтроля, силы суперэго. Второй отражает взаимосвязь тревожности, подозрительности, чувствительности, дипломатичности, экспрессивности, эмоциональной неустойчивости, напряженности.

Выводы 1.Взрослые выходцы из многодетных семей, в сравнении со взрослыми – единственными детьми в семье, являются менее адаптированными в личностной и социальной сфере. Выходцы из однодетных семей имеют более «вариативные» структуры темперамента и личности и, следовательно, более широкий спектр возможностей индивидуального развития. 2.У выходцев из многодетных семей выявлена более высокий уровень связи свойств личностного уровня индивидуальности с психодинамическими характеристиками. По всей видимости, личностные особенности выходцев из многодетных семей в высокой степени детерминированы свойствами, имеющими более выраженную биологическую природу. При этом специфика социального взаимодействия в большой семье принимается нами как опосредующее звено в структуре интегральной индивидуальности, по-разному изменяются взаимосвязи свойств темперамента и личности у детей в больших и малых семьях. 3.Участники исследования из многодетных семей, имеющие высшее образование, более эмоционально устойчивы, чувствительны, общительны, более глубоко осмысливают собственную жизнь. Они также более эргичны в интеллектуальной сфере.

4.Индивидуальность участников исследования из многодетных семей, живущих в родительской семье, в целом описывается более высокой коммуникативной эргичностью, пластичностью и скоростью в интеллектуальной сфере, детерминацией свойств личностного уровня активационными характеристиками темперамента, относительно «разрозненной» личностной структурой. Индивидуальность участников исследования из многодетных семей, живущих самостоятельно, описывается, соответственно, более низкими показателями коммуникативной эргичности, интеллектуальной пластичности и скорости, детерминацией личности социальными характеристиками темперамента, более «сложной» структурой личности и широкой включенностью в нее показателей осмысленности жизни. 5.В исследовании не обнаружено большого количества «возрастных» различий по параметрам психодинамических и личностных свойств у выходцев из многодетных семей. У более молодых (до 22 лет) участников исследования выше показатели интеллектуальной пластичности и интеллектуальной скорости. В сфере свойств личности они более экспрессивны. Полученные различия в характеристиках согласуются с данными о возрастной стабильности-изменчивости свойств темперамента и личности. 6.Порядок рождения как фактор, связанный с особенностями многодетной семьи, в нашем исследовании проявился в следующем: участники исследования из многодетных семей, родившиеся последними, в сравнении с первенцами, более доминантны. Дети, родившиеся в многодетных семьях первыми, отличаются от последующих более высокой интеллектуальной активностью. Кроме этого, первенцы сложнее переживают фрустрации в социальных взаимодействиях, являются более чувствительными, в большей степени склонны к подчинению.