Особенности взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе на этапе дифференциации первичных языковых и речевых умений и навыков.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дыхание Сила голоса темп Логическое ударение Работа над выразительностью Дифференциация о-ё.
Advertisements

Занятие 2 дыхание Сила голоса Трудные сочетания звуков Дифференциация ы-и.
Дыхание Сила голоса темп Логическое ударение Работа над выразительностью Дифференциация а-я.
Тема: согласные звуки (м), (м*), буква М,м. Написание строчной м. На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу, Руки тихо поднимаю, Если спросят отвечаю.
Выполнила :Табунщик Ольга Григорьевна Учитель начальных классов МОУ СОШ С.Фроловка Приморского края Р ЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ.
БУКВАР Т. М. Андрианова, И. Л. Андрианова. Ну-ка, посмотри, дружок. Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручка, книжки и тетрадки?
смешения парных по глухости – звонкости (п-б, ф-в, т-д, с-з, ш-ж, к-г) нарушение обозначения мягкости согласных на письме (гласные 2 ряда, мягкий знак)
МОУ –лицей 21 Логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков Д-Т, Д-Т. Буквы Д,Т. » Учитель – логопед Костырина Т. Г. Цель. Различение звуков[
Мы читаем с песенкой по музыкальной лесенке Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1 г.Ясногорска» Тульской.
БА-БО-БУ-БИ ПА-ПО-ПУ-ПИ ВА-ВО-ВУ-ВИ ФА-ФО-ФУ-ФИ ГА-ГО-ГУ-ГИ КА-КО-КУ-КИ ДА-ДО-ДУ-ДИ ТА-ТО-ТУ-ТИ ЗА-ЗО-ЗУ-ЗИ СА-СО-СУ-СИ ША-ШО-ШУ-ШИ ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ НА-НО-НУ-НИ.
МОУ «СОШ п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области» Презентация по русскому языку в 1 классе тема: «Гласные и согласные звуки и буквы» 2011.
Как развивать ВНИМАНИЕ?. Сосчитай сколько букв «А» А Ы В А П Е П А К У А В Ы В С М А К П И М С Ч Ы В А М У К В А В С М А К А К У К А В А П М С М А В С.
Тема : Звук и буква « Л » Презентацию подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А. по конспекту учителя-логопеда Косычевой О.С.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
Ра – ра – ра - начинать урок пора. Ра – ра – ра - к новым знаньям в путь пора. Ру – ру – ру – руку правильно держу. Ру – ру – ру – отвечать всегда хочу.
Путешествие в лесную школу. ??????????? РЫ-КИ-СЫ-ЗИ-ЛЫ БИ-ЖЫ-ГИ-ФЫ-НИ ПИ-ТЫ-ВИ-ДЫ-МИ.
Игры на развитие фонематического слуха. Я буду произносить слова, а ты хлопни в ладоши один раз, когда услышишь слово со звуком [Ш],и два раза, когда.
Логопедическое занятие 2 класс Тема « Дифференциация У – Ю». Учитель-логопед Каравайкина С.А. г. Амурск.
Логопедическое занятие в старшей группе По теме: Звук [М] и буква М Подготовила и провела Учитель – логопед ГБОУ д/с 1144 Маньшина В.В г.
«КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ» СА СО СЫ СИ СУ НА НО НЫ НИ НУ ЛА ЛО ЛЫ ЛИ ЛУ МА МО МЫ МИ МУ.
Транксрипт:

Особенности взаимодействия логопеда и родителей в коррекционно-логопедической работе на этапе дифференциации первичных языковых и речевых умений и навыков. Выполнили Дмитриева Римма и Хренкова Марина.

Целью этапа дифференциации является - научение ребёнка дифференцировать звуки, которые смешиваются, и верно их использовать в собственной речи. Главной задачей является, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) свойствам, в начале изолированных, потом в слогах, в словах, в словосочетаниях, предложениях и в спонтанной речи.

Содержание работы: 1)этап предварительной работы над смешиваемыми звуками 2)слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Первый этап необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний. Проводить работу нужно по следующему плану: 1) Уточнять артикуляцию звука, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Пр.: следует следить за тем как произносится звук и одновременно уточнять правильную артикуляцию звука. Благодаря тактильным ощущениям нужно уточнить, какая воздушная струя образуется при произнесении дифференцируемого звука, и уточнить состояние голосовых складок. 2) Выделять звук на фоне слога. Ребята пробуют узнавать звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Пр.: когда логопед будет произносить слоги с нужным звуком и без него, дети должны будут услышав нужный звук - хлопнуть в ладоши 3) Формировать умения выделять наличие звука в слове. Пр.: Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки которые сходны акустическим свойствам. 4) Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком. 5) Выделять слова с данным звуком из предложения.

На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.

Взаимодействие с родителями. Для начала необходимо объяснить родителям в чем важность данного этапа и почему им нужно участвовать в формировании навыка дифференциации, чтобы мотивировать их к занятиям с ребенком. Далее родители обучаются с помощью логопеда способам развития данного навыка. Обучение можно провести, организовав родительское собрание, где будут присутствовать и дети, т.е. провести показательное занятие, где родители смогут увидеть все приемы и попробовать их на практике, задать интересующие вопросы.

Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных, посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю. Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И 1.1 Произношение слогов по таблице: Примечание: 1) произношение слогов со звуком Ы; 2) произношение слогов со звуком И; 3) произношение слогов парами Ы-И; 4) произношение слогов парами, начиная с И, затем Ы. 3) 4) 1)БЫ – 2) БИ5) Произнесение слоговых "троек": ПЫ – ПИБЫ – БИ - БЫ ДЫ – ДИДИ – ДЫ - ДЫ ТЫ – ТИ ТИ – ТИ – ТЫ … МЫ – МИ НЫ – НИ СЫ – СИ ЗЫ – ЗИ ЛЫ – ЛИ РЫ - РИ ГЫ – ГИ КЫ – КИ ВЫ – ВИ ФЫ – ФИ

1.2 Произношение парами слов, введение их в предложения: Примечание : 1) – сначала произносим слова с гласным Ы; 2) – затем произносим слова с гласным И; 3) – произнесение слов парами) были – билилыжи – лижи быль – биллыко – липа пыль – пиллысый – лисий пыжик – пижамалысина – лисья дым – Дималыжник - лишний тыква – текла[тикла] дыши – держи [диржи] тын – тинадыня – Дина нытик - нити слоны - кони ныть - нитьсын - синий тысяча – тишинамыши – Миша мыть – Митя мышка – мишка мыло – милый сыч - ситец сынок – синяк сытый – сито сыр – синьзыбко – синий сыпь – осипязык – Тузик

1.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений: Их трубы идёт дым. Дима нарисовал дым, идущий из трубы. Дина ела дыню. Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл. У сынка синяк.Тузик высунул язык. Зина молчит, словно проглотила язык. На липе липовое лыко. Этот лыжник на лыжне лишний.В тишине шуршат тысячи листьев. Мой милый, мой руки с мылом. Бегут мои лыжи и снег лижут. Стали зубы ныть, надо взять зубную нить. Рысь не ест рис. Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала. Баба с дедом жили-были и яйцо от курицы-рябы били, били, не разбили.

1.4 Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки Ы – И: Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши, алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить, рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит

1.5.Картинный материал:

В ЛЕСУ РЫСЬ.

Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я. 2.1 Произношение слогов по таблиц е (см. Примечание 1.1.): 3) 4)5) произнесение слоговых "троек": 1)БА – 2) БЯ БА – БЯ - БА ПА – ПЯ ПЯ – ПА -ПЯ ДА – ДЯ ДА – ДА – ДЯ … ТА – ТЯ МА – МЯ НА – НЯ СА – СЯ ЗА – ЗЯ ЛА – ЛЯ РА – РЯ ГА – ГЯ КА – КЯ ВА – ВЯ ФА –ФЯ

2.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.): БАС – БЯЗЬРЫБА - ТЕБЯ ТРУБА – ТРУБЯТРУБАХА – РУБЯТ ПАР – ПЯТЬ ПАШЕТ – ПЯЛИТ ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКОПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА ТАНЯ – ТЯНЕТТАНЕЦ – ТЯГАЧ ТАЩИТ – ТЯНЕТМАТЬ – МЯТЬ МАША – МЯСОНАДЯ – НЯНЯ ВАННА – БАНЯИННА – ВАНЯ САД – СЯДЬ САНИ – СЯДУ КОСА – КОСЯТЗАЙКА – ЗЯБКО КОЗА – ХОЗЯИНВАНЯ – ВЯЖЕТ ЛАПУ – ЛЯГУ ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА РАЯ – РЯДОМ РАД – РЯД ПАРАД – НАРЯДВАТА - ВЯЖЕТ ФЛАГИ – ФЛЯГИТАПКИ – ТЯПКИ

2.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений: На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова. На платьишке от паштета пятнышко. Сяду только в свои сани. Под щёку лапу и в берлогу лягу. Маша ест мясо. Косари косами косят. Пойди в сад, на скамейку сядь. Инна, Ваня, Надя зовут няню. Ваня рад, что попал в первый ряд. Меня просила мать рубашку не мять. Рая, будь рядом. Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут. Наряд для парада. Наша Таня время тянет.

2.4 Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки А – Я: котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло,

2.5.Картинный материал:

Твёрдые и мягкие согласные, посредством О - Ё. 3.1 Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.): 3) 4)5) произнесение слоговых "троек": 1)БО – 2) БЁ БО – БЁ - БО ПО – ПЁ ПЁ – ПО - ПЁ ДО – ДЁДО – ДО – ДЁ … ТО – ТЁ МО–МЁ НО– НЁ СО –СЁ ЗО – ЗЁ ЛО –ЛЁ РО – РЁ ГО – ГЁ КО –КЁ ВО –ВЁ ФО –ФЁ

3.2 Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.) : ПОСТ – ПЁС ПОРТ – ПЁТР ДОМА – ДЁМАДОШЁЛ – ДЁШЕВО ДОСКА – ДЁСНАТОПОР – ТЁРКА ДОРОГА – ДЁРГАТЬТОРТ – ТЁРТ ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙМОЛОКО – МЁД МОРОЗ – МЁРЗНОС – НЁС НОВЫЙ – КОНЁКСТАНОК – САНЁК ЗАРОК – ЛАРЁКСОЛЬ – (МНОГО) СЁЛ ФАСОЛЬ – ОСЁЛСОТНИ – СЁСТРЫ ЗОЛОТО – КОЗЁЛФОЛЬГА – ФЁКЛА ВОЛ – ВЁЛРОТ – ОРЁТ РОМА – РЁВАЛОТ – ЛЁД ЛОДКА – ЛЁНЬКА

3.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений: Пёс не покидает свой пост. Пётр потрошил осётра. На торт орех натёрт. В мороз нос замёрз. Наш Дёма уже дома. Сумку нёс в мороз, нос замёрз. В огороде осёл съел фасоль. Володя вола вёл. 3.4 Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки О – Ё: дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок,

3.5.Картинный материал: ТОРТ - ТЁРКА

Твёрдые и мягкие согласные, посредством У - Ю. 4.1 Произношение слогов по таблице (см. Примечание 1.1.): 3) 4)5) произнесение слоговых "троек": 1)БУ – 2) БЮ БЮ – БУ - БЮ ПУ – ПЮ ПУ – ПУ - ПЮ ДУ – ДЮДЮ – ДУ – ДЮ … ТУ – ТЮ МУ – МЮ НУ– НЮ СУ – СЮ ЗУ – ЗЮ ЛУ – ЛЮ РУ - РЮ ГУ – ГЮ КУ – КЮ ВУ – ВЮ ФУ – ФЮ

4.2. Произношение парами слов, введение их в предложения (см. Примечание 1.2.) : КРУЖЕВА – БРЮКВА ТУФЕЛЬКА - ТЮТЕЛЬКА СУДА – СЮДА ТУМБОЧКА - ТЮФЯЧОК РУКИ – БРЮКИ ТУРИСТ - АВАНТЮРИСТ ЛУК – ЛЮК ГРУШИ - РЮШИ ДУШ – ДЮШЕС БЕРУ - БОРЮ ДУЮ – ДЯДЮ ГОРУ - ГОРЮ ТУМАН – ТЮЛЬПАН ДЕРУ - ДАРЮ ТУЧА – ТЁТЮШКА КУПЛЕТ - КЮВЕТ ТУГОЙ – ТЮФЯК ЗУБРЫ - ИЗЮБРИ КАТУШКА – КАТЮШКА К СТОЛУ-КОРМЛЮ ПОДУШКА – ДЯДЮШКА ЛУЧИК – КЛЮЧИК

4.3. Произнесение слов в предложениях. Затем задаём вопрос на понимание предложений: В тумане не видно тюльпана. Туфельки тютелька в тютельку. У Луки всегда руки в брюки. В зоопарке зубры и изюбри. В огороде лук, на дороге – люк. Беру Борю в игру. Катюшка катала катушку. Дядюшка налил воды в кадушку. По морю суда плывут туда-сюда. На ветке груши, на блузке – рюши. Зову к столу, гостей кормлю. Крапиву деру, козам дарю. Забрался в гору и от счастья весь горю. У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик. 4.4 Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки У – Ю: В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие), дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю), кухарю

4.5.Картинный материал:

РУКИ - БРЮКИ Чистые руки Новые брюки

Источники: 1.Добрынина Э. Г., учитель-логопед высшей категории МАДОУ «Яйский детский сад «Кораблик», пгт. Яя, Кемеровской обл