? Генетика пола.. Диалог под окном роддома: - Родила? - Да! - Мальчик? - Нет! - … А кто?!!... Проблема происхождения половых различий, механизмов определения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: Генетика пола. Определение половых хромосом. Наследование, сцепленное с полом Цель презентации: Ознакомиться с механизмом хромосомного определения.
Advertisements

Цели урока Рассмотреть особенности наследования половых хромосом; изучить механизм наследования признаков, сцепленных с полом; узнать какие заболевания.
Генетика пола. Наследование, Сцепленное с полом. Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма,
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма,
Разминка (проверочная работа) Изучение новой темы. Решение генетических задач. Подведение итогов.
Тема: «Генетика пола» Пименов А.В. Задачи: o Дать характеристику механизму определения пола и особенностям наследования признаков, сцепленных с полом;
Презентация по теме Генетика пола. Хромосомное определение пола У раздельнополых организмов соотношение полов составляет 1:1. Мужские и женские особи.
Генетика пола. Наследование, Сцепленное с полом. Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма,
Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Пол - это совокупность морфологических, физиологических, биохимических и других признаков организма,
Автор: учитель Поречской СОШ Ростовского района, Ярославской области Зайцева Е. А.
ГЕНЕТИКА ПОЛА НАСЛЕДОВАНИЕ СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ. Д/з: §38-39, ответьте на вопрос В каком случае у мужчины дальтоника может быть внук- дальтоник?
ГЕНЕТИКА ПОЛА. СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ НАСЛЕДОВАНИЕ. ПОЛ ОРГАНИЗМА (МУЖСКОЙ ИЛИ ЖЕНСКИЙ) ЯВЛЯЕТСЯ ТАКИМ ЖЕ ПРИЗНАКОМ КАК И ДРУГИЕ ПРИЗНАКИ. РАСЩЕПЛЕНИЕ ПО.
МОУ Аннинская СОШ 6 Учитель биологии, высшей квалификации: Татаринцева Е.М.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Презентация "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом
Цель урока: Сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в.
Тема урока: Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом.
Биологический диктант Закономерности наследственности и изменчивости изучает …. Закономерности наследственности и изменчивости изучает …. Основоположником.
Генетика пола. Пол Пол это совокупность признаков и свойств организма, определяющих его участие в размножении.
1 Санкт - Петербург 2007 СПб АППО Центр информатизации образования Руководитель проекта: Иванова Е.В. © Учитель: Лисицына Юлия Павловна 243 школа Адмиралтейского.
I. Терминологическая разминка Продолжите мои мысли… наука о наследственности и…….. основоположник науки генетики… основной метод генетики…….. парные гены…………………..
Транксрипт:

? Генетика пола.

Диалог под окном роддома: - Родила? - Да! - Мальчик? - Нет! - … А кто?!!... Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. ?

Достаточно сказать, что возможность искусственного регулирования пола животных была бы исключительно полезна для сельского хозяйства. Регулирование численности самок насекомых-вредителей позволит избежать вспышек их численности. Cибирский коконопряд (шелкопряд) Dendrolimus superans sibiricus Tschetw.

От чего зависит пол организма? Можно ли «запрограммировать» пол будущего организма? Какие признаки организма передаются вместе с полом? - На эти и многие другие вопросы можно получить ответы в ходе урока На этом уроке вам предстоит: Убедиться, что генотип является сложной системой, в которой осуществляется разнообразное взаимодействие генов. Получить представление о сложном наследовании сцепленных признаков Изучить материальную основу признака пола, выраженного в виде половых хромосом. Развивать умение анализировать результаты скрещивания и классифицировать тип наследования. Тренироваться в решении задач.

В наборе хромосом зиготы содержатся парные – гомологичные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и содержащие одинаковые гены. В женском кариотипе все хромосомы парные. В мужском кариотипе всегда имеется одна крупная равноплечая непарная хромосома, не имеющая гомолога, и маленькая палочковидная хромосома, встречающаяся только в кариотипе мужчин. Хромосомный набор дрозофилы Хромосомный набор человека: а - мужчины, б - женщины

Кариотип человека содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называются аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличается друг от друга, называются половыми, или гетерохромосомами. Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х- хромосома и одна У-хромосома.

При созревании половых клеток в результате мейоза гаметы получают гаплоидный набор хромосом. При этом все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме. Пол, который образует гаметы, одинаковые по половой хромосоме, называется гомогаметным и обозначается ХХ. При сперматогенезе получаются гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина – У-хромосому. Пол, который формирует гаметы, неодинаковые по половой хромосоме, называется гетерогаметным и обозначается как ХУ. У человека, дрозофилы и ряда других организмов гомогаметен женский пол; у бабочек, пресмыкающихся, птиц – мужской. Кариотип петуха обозначается как ХХ, а кариотип курицы – ХУ.

У человека решающую роль в определении пола играет У-хромосома. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Следовательно, женщины имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим У-хромосому, развивается мужской организм. Мужчина (ХУ) получает Х-хромосому только от матери.

Наследование признаков, гены которых находятся в Х- или У- хромосомах, называют наследованием, сцепленным с полом. При этом в половых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии половых признаков. Классическим примером действия гена, сцепленного с Х - хромосомами является гемофилия. Х-хромосома с геном Н Х-хромосома С геном h У-хромосома

Алгоритм решения задач 1. Определите доминантный и рецессивный признак. Введите буквенные обозначения: А – доминантный, а - рецессивный. 2. Определите, с какой половой хромосомой сцеплены указанные гены. 3. Запишите генотипы особей с известным по условию задачи генотипом и гаметы. 4. Если нужно, запишите гаметы в решетку Пеннета по горизонтали и по вертикали. 5. Запишите генотипы потомства в клетках пересечения гамет. Определите соотношения фенотипов в F1. 6.Аналогично определяются генотипы гибридов F2.

1 группа – за компьютерами: Ознакомиться с материа- лами УМК «генетика пола». Выполнить тест. – 10 минут 2 группа – работа с заданиями «Листа классной работы» (решение задач) – 10 минут. Через 13 минут группы меняются местами. В конце урока работа каждого ученика оценивается по: - результату тестирования; - решению задач в «Листе классной работы». Желаю удачи!

«Самым трудным при изучении генетики пола для меня было …» «Мой уровень подготовленности к контрольной работе - (не изменился, возрос, снизился)» «Мои впечатления от урока – …» «Цель урока мною достигнута … (не достигнута, потому что…)» «Мне нужно обратить внимание на …»