Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемости младших школьников Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ.
Advertisements

Подготовила: Левщанова Е.В., учитель - леогопед ГБОУ РМ Ялгинский детский дом - школа Основные направления работы по профилактике и коррекции оптической.
Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемости младших школьников.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Определение Виды дисграфии Пути коррекции и профилактики.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
«Виды, причины и коррекция дисграфии» Центр психолого-педагогического сопровождения детей г.
П РОБЛЕМА НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.
Рожнева Л. А Влияние устной речи на усвоение письма и чтения.
О БЩАЯ СХЕМА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ. А НКЕТНЫЕ ДАННЫЕ Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; - Дата рождения, возраст, ребёнок может.
Нарушение письменной речи младших школьников.. Учитель-логопед Лейнгард Оксана Зуфаровна МБОУ СОШ 87.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
«Подводные» камни процесса формирования письменной речи. Приёмы и методы по преодолению нарушений письменной речи» Семинар-практикум.
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. Дисграфия и дислексия – это частичные специфические нарушения процессов письма и чтения, проявляющиеся в стойких, повторяющихся.
Влияние нарушений речи на грамотность письма учащихся младшей школы.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ. ВИДЫ ДИСГРАФИЙ. /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ПИСЬМА НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ./ /ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
Транксрипт:

Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемости младших школьников Цель: Познакомить учителей начальных классов с различными видами дисграфических ошибок и методами их устранения

Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Причины дисграфии органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма, запаздывание созревания этих систем мозга, нарушением их функционирования. длительные соматические заболевания детей в ранний период их развития

неблагоприятные внешние факторы неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье, недостаточность речевых контактов, неблагоприятная семейная обстановка.

Письмо - это многоуровневый процесс. Структура этого процесса зависит от вида письма. диктант списывание изложение и сочинение

Диктант 1. Восприятие слуховое: Услышать фразу Запомнить Повторить 2. Анализ и синтез: Разбить фразу на слова. Последовательно выделять каждый звук Вспомнить букву, обозначающую этот звук. Вспомнить, как пишется слово. Представить «печатный» образ слова.

3. Письмо: Чётко и последовательно диктовать себе по слогам. Писать буквы, используя визуальный и кинестетический контроль. 4. Проверка: Пробежать глазами, проговаривая внутри себя, следить ручкой, чтобы удержать полный контроль над письмом – зрительный, аудиальный, кинестетический.

Списывание 1. Восприятие зрительное: Прочитать фразу, Запомнить Повторить 2. Анализ и синтез: 3.Письмо. (Типичная ошибка – дети «перерисовывают» по одной букве не только не диктуя себе, но даже не прочитывая слово).

Сочинение и изложение 1.Конструирование Внутреннее оформление мысли в слова. Повторение и выделение части этой мысли. Составление предложения. Внешнее проговаривание части предложения. 2. Анализ и синтез. 3.Письмо: 4. Проверка:

Акустическая дисграфия: Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки. Причины: Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи. Нарушения произношения ( не всегда).

Типичные ошибки Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»). Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»). Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»; Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»; Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами. Затруднения в анализе речевого потока. Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Типичные ошибки пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»); вставка лишних букв («стлол» вместо «стол») перестановка букв («вебра» вместо «верба»)» пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»);. вставка лишних слогов («гололова»); перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток») слияние нескольких слов в одно слово («детиигралиналугу»); разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Приёмы формирования звукового анализа и синтеза различать гласные- согласные, определять твёрдость-мягкость согласных, последовательно называть звуки в слоге, составлять схему слога. Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность. Выделять гласные, Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

Последовательно называть звуки в слове, определять каким по счёту стоит заданный звук. Составлять схему слова. Узнавать слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных звуков или слогов. Образовывать новые слова с помощью «наращивания» звуков, слогов ( рот – крот, пол – полка) Образовать новые слова путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук, слог (дом –сом, лом; сок –песок –носок) Письменные задания: вставить пропущенную букву, выбрать нужную букву, найти «опасные буквы».

Упражнения для преодоления замен букв. Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы- ми) Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с- 5, ш- 3 – пушистый). Графический диктант - составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки. Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш. Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем с буквой Ш. Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

Оптическая дисграфия Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Буквы, состоящие из однотипных элементов. в рукописном шрифте это: г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов (и, ш, ц, щ), разным расположением их в пространстве (ш, т, в, д) кроме одинаковых, есть дополнительные элементы (и, ц; ш, щ).

Типичные ошибки В недописывании элементов букв В добавлении лишних элементов. В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним. В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу. Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания: Сравнить картинки, найди отличия. «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей. Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв. Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных). Узнавание недописанных букв.

Узнавание букв, наложенных друг на друга. Конструирование букв из элементов. Найди неправильные буквы. Переделать букву, сделать из одной буквы другую. Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы. Расшифруй слово. Найди ошибки.

Расшифруй и запиши слова. 1 = б ! = д по!1оро!ок, 1лю!о, 1у!ильник, !о1ро!ушный. 2 = п 3 = т 2арЗа, 2лоЗник, 2оЗо2, 2лоЗ. || - п ||| - т ||ор|||ной ||ос|||авил за||ла|||ку на ||аль|||о. Исправь ошибки, найди правильное слово. бубина дудина будина бидуна дубина дубна Найди и исправь ошибки Воп таучок тлепёт понкую паупинку. Обнажбы лесоруды свалили дуд.

Расшифруй и запиши слова. Найди лишнее слово стулкресломуха шкаф

Аграмматическая дисграфия Задержка речевого развития Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Типичные ошибки Слитное написание слов в предложение Пропуски, замены или слитное написание предлогов. Ошибки согласования в роде, числе и падеже. Неправильное построение предложения. Трудности при подборе проверочного слова.

Основные направления работы: Уточнение и обогащение словаря. Подобрать синонимы, антонимы. Подобрать глагол, прилагательное к существительному. Образовывать прилагательное от существительного. Образовывать глаголы с различными приставками.

Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже. Добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному. Вставить пропущенное слово или предлог в предложение. Найди общую часть в однокоренных словах. Впиши приставку, окончание. Изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание) Исправь ошибки.

Формирование структуры предложения Составление графической схемы предложения. Изменение порядка слов в предложении. Изменить одно слово в предложении. Дополнить предложение. Увеличивать предложение по одному слову. Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении. Сократить предложение по одному слову. Составить из слов предложение.

Приёмы направленные на формирование орфографической зоркости. Прочитай орфографически и орфоэпически. Найди «опасные» буквы. Прочитай, запомни написание. Закрой глаза и повтори орфографически. Прочитай, назови «опасные» буквы и объясни почему надо писать именно эту букву. Проверять от конца к началу предложения.

Подчеркивать дугами слоги - слияния и полоской согласный без гласного. (ка- пу-с-та). Найди правильное слово среди неправильных. Сравни предложения (с ошибками и без ошибок). Найди ошибки. Найди ошибки самостоятельно. Спиши, выделяя «опасные» буквы. Спиши, пропуская «опасные» буквы.

Уважаемые коллеги, от души желаю Вам чтобы ваши ученики Никогда Вас не огорчали, Иногда Вас удивляли И всегда радовали