Лексикографическое описание говора жителей деревни Старые Ирныкши Архангельского района ( проект тематического словаря)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Удомельская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» «Диалектные слова.
Advertisements

МКОУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Почему нижегородцы не понимают вятчан? Работу выполнила Работу выполнила ученица 3 класса ученица.
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Презентационное сопровождение к уроку русского языка по теме: «Диалектная лексика» 5 класс учебник под редакцией М. Разумовской.
Формирование ключевых компетентностей через проектно – исследовательскую деятельность Подготовила : учитель начальных классов МКОУ ТСОШ 6 Северова Н. А.
Работу выполнили: ученицы 10 класса Акбашева Йолдыз, Каюмова Ильсияр. Руководитель: учитель русского языка Горенкова Любовь Сергеевна с. Коноваловка, 2010.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном.
«Живое слово» Диалектная лексика Второй Николаевки Руководитель Лукьянова И.Н. Новосарбайская школа Самарской области.
«Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Успешнее и дальше идёт.
Групповой проект разработали проект Шашкова Е.П. воспитатель 1КК Филиппова А.В.Воспитатель 1 кк Ачинск, 2012 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
МОКУ СОШ п. Зенгино Оричевского района Кировской области Вятские диалекты Работу выполнила Работу выполнила ученица 5 класса ученица 5 класса Рыбина Яна.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Директор МОУ СОШ п. КРАСНАЯ КУДРЯВКА Черноситова Н.В.
ПЕЧКИНЫ ДРУЗЬЯ И СОСЕДИ. Ухват необходим для извлечения горячей посуды (чугунов); Сковороды применялись либо со съёмной ручкой, либо без неё. Чапельник.
Руководитель – учитель истории Афанасьева Жанна Андреевна МКОУ Уляхинская основная общеобразовательная школа Гусь-Хрустальный район Владимирская область.
Презентация выполнена краеведческим кружком МОУ СОШ 1 г. Катав-Ивановска.
Проект- специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению какой-либо проблемы, завершающийся созданием.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Организация проектной деятельности с младшими школьниками Знания – дети удивления и любопытства (Луи де Бройль) (Луи де Бройль)
Яковлева Нина Николаевна. Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются.
Транксрипт:

Лексикографическое описание говора жителей деревни Старые Ирныкши Архангельского района ( проект тематического словаря)

«Потерять диалектное слово – это значит потерять для науки, для истории его материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий» Г.Мельниченко

Педагогические и методические противоречия

Постановка проблемы.

Цель: лексикографическое исследование лексики говора жителей деревни Старые Ирныкши Архангельского района РБ для составления тематического словаря

Задачи: - формирование навыков поисковой, исследовательской и практико- ориентированной деятельности; - развитие навыков коммуникативности в групповом взаимодействии, компетентности в сфере «Диалектология»; - получение знаний об истории возникновения д. Старые Ирныкши; - сбор, описание и систематизация говора жителей деревни Старые Ирныкши с точки зрения его лексических особенностей.

Учащиеся 10 класса Экспедиционная группа Практическая группа Оформительская группа Информационная группа Аналитическая группа

Этапы реализации проекта: -сбор информации об истории д. Старые Ирныкши

- сбор информации по теме « Диалектология»; - сбор диалектных слов членами экспедиции;

анализ лексических особенностей говора жителей деревни;

распределение диалектных слов по тематическим группам. Земледелие Омет – сколько-то сена Копешка - малая укладка сена Огород Копер - укроп

Жилые и хозяйственные постройки Городьба,горобдя - забор Подловка,истпак - чердак Чулан - кухня Чуланчик - комната для хранения продуктов

Бадья - ведро Жарехи - противень Мурнышко - кран у самовара Ночевки - корытце для теста

Сковородник- приспособление для вытаскивания блинов из печи ухват, рогатина – приспособление для вытаскивания чугунка из печи шайка-ведро для дойки коровы

Мебель: Коник - кровать Судна лавка-скамейка для хлеба

Одежда,обувь: Волосник - женская шапочка, покрывающая волосы Гусарки - женские ботинки на каблуках Запон - фартук Катанки - валенки Косоплетки - верёвочки, чтобы заплетать косы

Пониток-жакет Портки,шаровары- штаны Сачок-женское пальто Чапан-длинный плащ с капюшоном

Продукты питания: Дранки-блинчики из тертой картошки Похлебка-суп Салма,затируха- галушки из муки Ситный,папанька-хлеб

Болезни, болеть: Дрянища- герпес на губах Лихорадка- простуда

Глаголы: Базланить - ругаться Балясничать - болтать попусту Баять, гутарить, калякать - говорить Вызы - не ругайся Вюкни - выпей

Прилагательные: Нахлыстанный- суетливый, куда-то спешащий Тутышна - местная Хворый - больной Чудной - странный Шотоломна - бешеная

Наречия: Гоже - красиво, хорошо Давичи, летось, утрось - не так давно Коли - когда Нынче - сегодня

Обращения: Батюшка -свекор Лелька-крестная Матаня, ухажер - жених Матушка-свекровь Нянька- старшая сестра или та, что нянчила Шабры-соседи

Слова, ненормативные в литературном языке, но общеупотребительные и нейтральные в стилистическом отношении в говоре: брюхо-живот девка-девушка