Дислексия Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия -

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дислексия Педагогический подход: дислексия частичное, специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических.
Advertisements

Дислексия у младших школьников или Как тяжело плохо читать… РРазработан учителем- логопедом Добровольской Н.А.
Диагностика и коррекция дислексии. Бабина О. С. учитель – логопед МОУ « НОШ 5»
Патопсихология процесса чтения Подготовила: Учитель-логопед МОУ «СШ 8» Барыкина С.А.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 8 имени Бусыгина М.И.»» г. Усть-Илимска Иркутской области В.А.Мельникова.
Учитель-логопед Климченко С.Р.. Не плакать, не смеяться, а понимать.
Парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса.
вид речевой деятельности, в процессе которой буквенный код переводится в звуковой и осуществляется процесс понимания. взаимодействие работы зрительного,
Что исправляет логопед. ОНР Общее недоразвитие речи (ОНР) различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой.
Неречевые симптомы Речевые симптомы Симптомы дисграфий Неточность слуховой диф-ции звуков Неправильное произношение звуков Нарушение различных форм языкового.
Частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звукослоговой структуры.
Значение уровня сформированности речевых навыков детей в школьном обучении Учитель-логопед ГБОУ СОШ 49 дошкольное отделение- структурное подразделение.
Коррекция дислексических нарушений у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Трудности обучения чтению (логопедический аспект проблемы) Учитель – логопед Мельникова Елена Николаевна МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3» г. Киренска.
Количество учащихся начальных классов ГОУ СОШ 438 с различными видами речевых нарушений (по состоянию на январь 2009 года)
Логопед Федорова С.П. МОУ СОШ 26. ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ Правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов основанное на связи между их зрительными образами.
Задачи: Коррекционная направленность в развитии устной речи, письма и чтения обучающихся; Предупреждение в усвоении навыков письма и чтения; Разъяснение.
Принципы коррекционно- логопедической работы при устранении нарушений письменной речи Подготовила учитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Транксрипт:

Дислексия

Введение Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью ( нарушением ) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Формы дислексии Фонематическая дислексия - дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко - буквенного анализа. Семантическая дислексия ( греч. semantikos - смысловой ) - дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении. Аграмматическая дислексия - дислексия, обусловленная недоразвитием грамматического строя речи. Мнестическая дислексия ( греч. mnesis - смысловой ) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. Оптическая дислексия ( греч. optikos - относящийся к зрению ) - дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах. При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение. Также выделяют литеральную оптическую дислексию, при которой наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы, и вербальную оптическую дислексию, проявляющуюся в нарушениях при чтении слова. Тактильная дислексия ( лат. tactilis - осязательный ) - дислексия, которая наблюдается у слепых детей и проявляется в трудностях дифференцирования тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля.

Причины дислексии Существует несколько видов дислексии, которые оказывают влияние на способность ребенка, как читать, так и писать. « Дислексия травмы » возникает в результате травмы головного мозга, или той части мозга, которая отвечает за способность человека писать и читать. В настоящее время это наблюдается редко. « Первичную дислексию » можно определить как дисфункцию, нежели, чем нарушение мозга. Люди с таким видом дислексии часто не могут читать до 4- го класса, у них также наблюдаются трудности с письмом и понимаем устного языка. Этот вид дислексии является наследственным. Чаще такая дислексия наблюдается у мальчиков, чем у девочек. « Вторичная, или дислексия, связанная с развитием ». Причиной развития этого вида дислексии является нарушение гормонального развития ребенка на ранних стадиях развития ( еще во внутриутробном периоде ).

Речевая симптоматика дислексии 1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков ( звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав ), а также замены графически сходных букв ( х - ж, п - н, з - а и др.). 2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно, " бухштабируются ". 3. Искажение звуко - слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлениях, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов. 4. Нарушение понимания прочитанного, которые проявляются на уровне понимания отдельного слова, предложения и текста, когда в процессе чтения не наблюдается расстройства технической стороны. 5. Аграмматизмы при чтении. Они проявляются на аналитико - синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения падежных окончаний, согласование существительного и прилагательного, окончаний глаголов и др. 6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения. 7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов. В легких случаях это обнаруживается только на стадии овладения навыком чтения.

Неречевая симптоматика дислексии Дислексия вызывается несформированностью психических функций, осуществляющих чтение в норме ( зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, фонематического анализа и синтеза, недоразвитие лексико - грамматического строя речи ). Это позволяет сделать вывод, что у детей : 1. Наблюдаются трудности ориентировки во всех пространственных направлениях, затруднения в определении левой и правой стороны, верха и низа. 2. Отмечается неточность определения формы, величины. Несформированность оптико - пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. 3. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя литерализация или ее нарушение ( левшество или смешанная доминанта ).

Симптомы дислексии 1. Держит книгу слишком близко к глазам. 2. Немного косит. 3. При чтении не замечает отдельные места. 4. При чтении прикрывает или вообще закрывает один глаз. 5. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза. 6. Испытывает во время чтения или после головную боль. 7. Покачивает головой вперед - назад. 8. Часто трет глаза. 9. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур. 10. Быстро устает. 11. При чтении пропускает слова. 12. Примерно в пятилетнем возрасте пишет буквы и слова задом наперед. 13. Пытается избежать чтения и выполнения домашних заданий. 14. Читает хуже, чем следовало бы ожидать соответственно возрасту. 15. Имеет очень плохой почерк, слова словно наползают друг на друга.

Основные приёмы и методы работы с детьми имеющими дислексию : 1. Дыхательная, зрительная и артикуляционная гимнастики. 2. Метод кинезиологической коррекции. 3. Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. 4. Ритмико - речевая, музыкальная и витаминная терапия. 5. Зеркально - симметричное рисование обеими руками. 6. Упражнения для развития зрительно - моторных координаций, оперативного поля чтения, антиципационного восприятия слова. 7. Модифицированные зрительные диктанты Федоренко - Пальченко. 8. Интеллектуально - развивающие словесные игры : анаграммы, изографы, ребусы, криптограммы, перевёртыши, волшебные цепочки, словесные лабиринты, слова - матрёшки и другие. 9. Поисковые таблицы слов " Фотоглаз ". 10. Метод " озвученного " чтения. 11. Метод словесных анаграмм. 12. Автоматизация оперативных единиц чтения по специальным слоговым таблицам.

Список литературы 1. Лалаева Р. И. " Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников ", " Союз " С - Петербург Федоренко И. Т. ( г. Харьков ) " Комплекс зрительных диктантов " 3. Ракитина В. А. " Предупреждение нарушений чтения и письма " 4. Чиркина Г. В. " Теория и практика устранения дислексии - логопедический аспект проблемы " 5. Корнев А. Н. " Узловые вопросы дислексии " 6. Станислав Милевски " Фонетико - фонологические знания в логопедической практике ( избранные вопросы )" 7. Алтухова Т. А. " Состояние профессиональной компетентности учителей - логопедов общеобразовательных школ в предупреждении и коррекции нарушений письма и чтения " 8. Российская Е. Н. " Использование редактирующего чтения как средства самоконтроля письменной речи учащихся с дислексией " 9. Русецкая М. Н. " Экспериментальное изучение когнитивных причин нарушений чтения "