Нетрадиционные формы уроков истории учитель Свитнева И.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Advertisements

Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Антонова С.А., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 3 пос. Эльбан.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Нетрадиционные уроки (занятия) в коррекционной школе VIII вида Учитель-логопед Климченко Светлана Рэмовна. Климченко Светлана Рэмовна.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Заместитель директора по УВР Берсенева Ю.В.. Современное общество требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Познавательные возможности учащихся при изучении истории.
Механизмы формирования универсальных учебных действий.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Поиск способностей и способных – это поиск самых больших богатств. Надо создать такую надежную систему, которая не давала бы возможности проглядеть ни.
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Непрерывность и преемственность развивающего образования на этапе дошкольного и начального школьного обучения как условие успешности ребенка –из опыта.
Игровые технологии в образовательном процессе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 7.
Современные образовательные технологии на уроках иностранного языка Презентацию подготовили учителя МО иностранных языков МБОУ гимназия год.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Проблемно-поисковые образовательные технологии проблемное обучение метод проектов «мозговой штурм»
Транксрипт:

Нетрадиционные формы уроков истории учитель Свитнева И.А.

Историческое образование можно определить как специально организованный процесс развития у учащихся способности самостоятельного решения проблем, имеющих специальное и личностное значение в различных сферах деятельности, на основе изучения истории общества.

Нетрадиционные формы урока помогают : 1) в формировании базовых понятий курсов истории; 2) адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся; 3) применять полученные ими знания в жизни; 4) развивать интеллект, эрудицию, расширяют кругозор.

Любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников Это связано 1) со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, 2) ориентирующегося на эффективное решение образовательно- воспитательных задач в условиях скромного количества предметных часов,3) на усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Перед современным учителем истории стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета: 1) альтернативные подходы к оценке проблем прошлого; 2) прогнозирование событий и явлений; 3) неоднозначные этические оценки личностей и хода событий.

Нетрадиционные формы урока традиционный урок, но в который обязательно вносятся элементы современных технологий развития познавательных способностей учащихся инновационные, современные формы урока

Традиционные и нетрадиционные формы урока (автор Г.К. Селевко ) Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок ЦелиФормирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами Развитие личности учащихся Содержание учебного материала Соответствует содержанию учебного предмета, информация носит преимущественно фактологический характер Выходит за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний), соответствие материала критериям проблемности, альтернативности, критичности

Методы и формы учебной деятельности школьников Преимущественно репродуктивный характер учебной деятельности: сообщение готовых знаний, обучение по образцу, индуктивная логика от части к целому, механическое запоминание, вербальное изложение, репродуцированное воспроизведение Формы урока: урок – учебная игра, учебная дискуссия, исследование Методы и формы работы учителя Учитель определяет цели урока, планирует деятельность учащихся, осуществляет итоговый анализ и оценивание деятельности школьников Игровая (моделирующая), оценочно- дискуссионная, рефлексивная деятельность: метод прямого доступа, проблемно-поисковый метод, метод стимулирования интереса и мотивации учебной деятельности учащегося Деятельность учителя по процессу управления усвоением материала Инициатива у учителя, управление и контроль в его руках Совместная работа учителя и учащегося в областях целепологания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов учебной деятельности

Соотношение традиционных и нетрадиционных форм уроков Элементы Традиционный урок Нетрадиционный урок ЦелиДостоинства: формирование знаний, умений и навыков Достоинства: развитие творческого потенциала личности учащихся Содержание учебного материала Достоинства: наибольший объем информации, систематичность Достоинства: более глубокое изучение учебного материала. Недостатки: меньший объем изучаемого материала Процессуальная часть Достоинства: четкая структура урока. Недостатки: шаблонность, однообразие Достоинства: внутренние источники мотивации, опора на самоуправляющие механизмы личности. Недостатки: большие затраты времени

Организация учебного процесса Недостатки: низкий уровень самостоятельности, пассивная познавательная позиция, отсутствие возможностей критического мышления Достоинства: разнообразие форм деятельности, высокий уровень самостоятельности, возможность для формирования критического мышления Методы и формы учебной деятельности школьников Недостатки: вербальные методы обучения, преобладание монолога учителя Достоинства: приоритет стимулирующей деятельности учителя Методы и формы работы учителя Достоинства: контроль со стороны учителя за содержанием, ходом урока, его временными рамками Недостатки: меньшие возможности для контроля со стороны учителя

Нетрадиционные формы урока – это интерактивные формы урока, характеризующиеся субъект – субъектной позицией в системе учитель–ученик, многообразием видов деятельности субъектов (игровая, дискуссионно-оценочная, рефлексивная), базирующихся на активных методах обучения (проблемном, исследовательском, методе прямого доступа) (О.В.Трофимова)

Широкое распространение в педагогической практике получила проблемно - развивающая технология обучения. Основными отличительными признаками этой технологии являются: 1) вопросно – ответное взаимодействие преподавателя и учащихся, которое основано на системе вопросов (проблемных, информационных), подсказок, указаний, монологических вставок; 2) алгоритмические и эвристические предписания деятельности преподавателя и учащихся; 3) постановка проблемных вопросов, создание преподавателем проблемных ситуаций.

Специфическими функциями проблемно- развивающей технологии обучения являются: 1) формирование критического мышления учащихся; 2) формирование умений и навыков активного речевого общения учащихся; 3) формирование положительных эмоций; 4) организация деятельности преподавателя по построению диалоговых конструкций и их реализации в процессе и обучения. В качестве механизмов проблемно-развивающего обучения выступают: поисковые методы; постановка познавательных задач; вовлечение обучающих в различные виды деятельности.

Итак, какие же положительные результаты дают нетрадиционные формы уроков? 1) направлены большей частью на развитие воображения школьников на основе образного, событийного очеловеченного исторического материала, который не подается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера; 2) позволяют глубже проникать в суть исторических явлений; 3) реализуется мнемонические способности, мыслительные операции, они функциональны, они могут порой: объять необъятное; гармонично объединить фактический и теоретический материал; обычное восприятие информации и творческую работу; 4) задействованы эмоциональный и логический способы восприятия (таким образом, функционируют разные уровни познавательной деятельности учащихся).