Генитивная метафора Генитивная метафора как средство усиления как средство усиления экспрессивности экспрессивности поэтического языка поэтического языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: Урок русского языка в 5 классе по теме: "Художественный стиль текста"
Advertisements

Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь И опрометчиво-безумно Вдруг на дубраву набежит,
СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. Глаза, как небо,
Исследовательский проект. Тема: Сравнения в художественной речи Тема: Сравнения в художественной речи.
Поэзия Что делает художественную речь красивой и образной?
Средства художественной выразительности Давыдова О. С. Учитель русского языка и литературы ГОУ 342.
Выразительные средства языка К урокам литературы и русского языка Автор работы: Рассохина Ю.В.
Переносное значение слова: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то.
Тема урока: Литература как искусство слова Основополагающий вопрос: Что делает художественную речь красивой и образной?
Занятие 21 Выразительные средства современной русской речи. Тропы Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца,
«Все познается в сравнении» Конфуций Учитель русского языка и литература МОУ Калаисской СОШ Татьяна Сергеевна Худякова.
Теоретический материал ГИА А3. употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений: - по форме.
« ТРИЗ и литература » В помощь юному литератору. Что такое ТРИЗ ? ТРИЗеорияешениязобретательскихадач.
Роль имени прилагательного в речи. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Выполнила: Колчанова У. 6 кл. Учитель: Петрова Н.В. Учитель: Петрова Н.В.
«… И жизнь, и слезы, и любовь » Метафора как средство выразительности в стихотворениях о любви Учитель русского языка и литературы Егорова О.И. МБОУ СОШ.
Всё познается в сравнении Сравнение как изобразительно- выразительное средство русского языка.
гг гг. Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят, – И радостен для.
Работа выполнена в рамках проекта «Повышение квалификации различных категорий работников образования и формирование у них базовой педагогической ИКТ –
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Семь вкусов спектра пробует язык…Семь вкусов спектра пробует язык…
Транксрипт:

Генитивная метафора Генитивная метафора как средство усиления как средство усиления экспрессивности экспрессивности поэтического языка поэтического языка Тимофея Белозёрова Тимофея Белозёрова

Цель исследования : выяснить сущность генитивной метафоры и определить ее место и роль в поэтическом языке Т. Белозерова

Задачи: 1)изучить теоретический материал о генитивной метафоре; 2)проанализировать стихотворения поэта и найти примеры использования данной конструкции; 3)выяснить художественную функцию генитивной метафоры на основе этих примеров

Методы исследования : - анализ и синтез теоретического материала; - лингвистический эксперимент; - сравнение языковых единиц; - классификация, обобщение отобранного материала.

Гипотеза : поскольку генитивная метафора является емкой формулой выражения необычного поэтического видения мира, она придает тексту дополнительную образность, эмоциональность.

Объект исследования: язык поэтических произведений Т.Белозерова Предмет исследования: генитивная метафора

Метафора (от греч. metaphora – «перенос») – переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту (словарь литературоведческих терминов)

«Метафоры нужно заимствовать…из области предметов сходных, но не явно сходных, подобно тому как и в философии считается свойством меткого ума видеть сходство и в вещах, далеко отстоящих одни от других». Аристотель

«Метафоризм – стенография большой личности, скоропись ее духа». Борис Пастернак

Генитивная метафора получила свое название по существительному, стоящему в родительном падеже, от лат. genitivus – «родительный»: «жизни мышья беготня » (А.Пушкин), «глазунья луны» (И.Бродский), «ситец неба такой голубой» (С.Есенин)

Группы генитивных метафор Сущ.в И.п.+ сущ. в Р.п.: слезы росы, нитка журавлей, серьги якорей, табун облаков, борода тумана, брюзжанье лопаты, шарик луны, ладони гамака, ворота зари, молния радости Метафора с прилагательным, относящимся к обоим существительным: зеленое чудо травы, черный ворох туч, стена зеленая тайги, тумана белые ремни

Группы генитивных метафор Метафора с прилагательным, относящимся к одному существительному: пузырьков задумчивая трель, прядь усталого прибоя, тревога озимей зеленых Метафора с двумя прилагательными: высоких звезд ленивая игра

Группы генитивных метафор Метафора с причастием: кулек сомлевшего листа, разнеженный прутик лозы Метафора творительного падежа: хвост горит у белки рыжим столбиком огня, ранетки горят горячими каплями лета

Группы генитивных метафор Метафоры на основе нарушения сочетаемости слов: мрак горячей гривы, черный омут хомута, дворника голос усатый, серые крики ворон, желтый и красный трамвайный перезвон

Результаты эксперимента Фрагмент с метафорой Перевод в сравнение Молния радости будит меня Радость, как молния, будит меня Мерцает старинная брошка луны Мерцает луна, похожая на старинную брошку Паутинки легкий волосок Паутинка, словно легкий волосок

Печалью скошенного поля Опять полна душа моя… Грачей прощальное застолье, Копешек тихая семья И туч гряда, и колос праздный С полынью ржавой на меже – Все уместилось в безотказной Моей отроческой душе….